Цели урока:
1) познакомить с числом и цифрой 7, изучить состав числа 7;
2) развивать логическое мышление, внимание, память.
3) формировать математическую речь.
Оборудование: карточки с цифрами, образец написания цифры 7.
1. Актуализация опорных знаний.
1.
cчёт: от 1 до 20 (прямой и обратный).
счёт от 11 до 19; от 7 до 17;
счёт от 6 до 16; от 5 до 19; от 3 до 14;
2. Игра "Молчанка" (ответы показывают цифровым "веером").
- какое число следует за числом 5, 7;
- какое число стоит между числами 5 и 7,2 и 4,13 и 15,18 и 20;
- какие числа являются соседями числа 6.
3. Игра "Найди правильный ответ" (ученики на доске соединяют примеры с ответами).
3 -1 +3 1 4 5-2+3
1+5 – 3 2 5 6-4+2
2+3 -4 3 6 4+1-3
5+1-4 6-5+4
4. Примеры с "окошечками".
2. Изучение нового материала.
1. Знакомство с числом и цифрой 7.
- Отгадайте загадку:
В этой книге 6 листов простых,
А седьмой золотой.
- О какой книге идёт речь? (календарь)
- Какие шесть листов простых и золотой седьмой?
2. О числе 7:
Число 7 играло большую роль в древней мифологии: 7 римских богов,7чудес света в Древней Греции. И в литературе сохранило эту роль (называют пословицы и поговорки, где встречаются слово "семь")
3. Написание цифры 7.
- на что похожа цифра 7?
(Вот семёрка – кочерга.
У неё одна нога. С.Маршак )
(Семь - точно острая коса.
Коси, коса пока роса.)
Пальчиковая гимнастика
Грабли
Листья падают в саду,
Я их граблями смету.
4. Письмо цифры 7.
5. Состав числа 7 (заполняют на доске таблицу).
7 |
|
6 |
1 |
5 |
2 |
4 |
3 |
6.
а) Отработка состава числа 7 с помощью разбивки отрезка на части.
(Работа по учебнику - тетради с.2- № 1).
б) Сравнение чисел в пределах 7 (с.2 - № 3).
7. Задачи в стихах.
Дружно муравьи живут
И без дела не снуют.
Два несут травинку,
Два несут былинку,
Три несут иголки.
Сколько их под ёлкой?
Пять ворон на крышу сели,
Два ещё к ним прилетели.
Отвечайте быстро, смело,
Сколько всех их прилетело?
К серой цапле на урок
Прилетело семь сорок.
А из них лишь три сороки
Приготовили уроки.
Сколько лодырей - сорок
Прилетело на урок?
В хоре семь кузнечиков
Песни распевали.
Вскоре пять кузнечиков
Голос потеряли
Сколько в хоре голос
3. Физкультминутка. (Хомячок)
Хомка, хомка, хомячок,
Полосатенький бочок,
Хомка раненько встаёт,
Щёчки моет, шейку трёт.
Подметает хомка хатку
И выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять.
Хомка хочет сильным стать.
4. Повторение пройденного.
1. Решение примеров в два действия с помощью числового отрезка (с.2-№2).
2. Логические задания:
- недостающая фигура (с.3-№7)
- задачи (устно):
а) На столе лежали три конфеты в одной кучке. Два матери, две дочери да бабушка с внучкой взяли конфет по одной штучке, и не стало этой кучки.
Как это понимать? Сколько человек брали конфеты?
б) Два человека подошли к реке. У пустынного берега стояла лодка, в которой мог поместиться только один человек. Оба без всякой помощи переправились на этой лодке через реку и продолжали свой путь. Как они это сделали? (Ответ: двое подошли к разным берегам).
в) На ветке сидели 5 синиц и 7 воробьёв. 6 птичек улетели. Улетел ли хоть один воробей? (Ответ: да, улетел так как синиц всего 5).
г) Нина живёт на пятом этаже, а Катя – на восьмом. Петя и Коля живут ниже Кати, но выше Нины. Петя живёт ниже Коли. На каких этажах живут Петя и Коля?
д) Тройка лошадей пробежала 5 км. Сколько км пробежала каждая лошадь?
е) У девочки было 5 орехов. Один она отдала брату, и у них стало орехов поровну. Сколько орехов было у брата вначале?
3. Решение числовых выражений в одно и несколько действий (с комментированием с.3- №5).
4. Взаимосвязь между целым отрезком и его частями. Составление равенств. Самостоятельная работа с.3-№4.
5. Геометрические задания:
- начертить отрезок АВ, замкнутую линию, незамкнутую линию.
- построить геометрические фигуры из 5, 6, 7 счётных палочек.
5. Итог урока.
- Что показалось самым интересным на уроке?