Экологическое воспитание дошкольников "Мы жители Земли"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цели:

  • Дать представление о сезонном развитии растений, об их связях с окружающей средой.
  • Учить детей различать условия жизни домашних и диких животных.
  • Понимать, какое место занимает человек в жизни животных.
  • Через творчество детей расширить знания о природном материале.

Материал: картинки – времена года, березы, зайцы; природный материал; фломастеры.

Ход занятия

Воспитатель: Приглашаю детей совершить путешествие на воздушном шаре. Воздушный шар, летящий и шар земной похожи.

Вопросы к детям:

  1. Какой формы планета Земля?
  2. Как вы думаете, почему Земля меняет свою окраску?
  3. Назовите времена года?

Задание детям: Посмотрев сверху на землю можно ли узнать, какое сейчас время года?

Рассуждения детей: Лиственные деревья меняют окраску. Летом листья зеленые, осенью они желтеют, краснеют. Зимой листья опадают, а весной вновь появляются из почек. По цвету лиственного леса можно узнать, какое время года на Земле.

Задание детям. Дорисовать к стволам березы свое любимое время года.

Рассматривание рисунков березы в разное время года.

Разговор с детьми о дереве – березе.

Березу очень любят у нас в России. Про это дерево сочинили много песен, стихов. Вокруг березы водили хороводы. Березы первыми заселяют пустующую землю, вырубки, пожарища. Под пологом берез лучше вырастают хвойные леса. Есть березы повислые, бородавчатые, пушистые, карликовые. Древесина березы ценится в мебельном производстве. Листья, почки и растущий на березе гриб (чага) используются в медицине. Пять видов берез занесены в Красную книгу (сведения из энциклопедии).

– Давайте спустимся на землю и послушаем музыкальное произведение про наш родной край «Наш край» (сл. А. Прищельца, муз. Д. Кабалевского)

Воспитатель предлагает отгадать загадку:

Длинное ухо,
Комочек пуха.
Прыгает ловко,
Любит морковку.

Рассуждения детей: Длинные уши бывают и у зайчика, и у кролика. Зайчик и кролик пушистые и ловко прыгают, только зайчику негде взять морковку, а кролику хозяин морковку дает. Значит это кролик.

Следующая загадка:

Зимой белый,
Летом серый.

Рассуждения детей: Природа дарит животным окраску, чтобы они имели сходство с окружающей их средой. Кролику не надо самозащищаться, значит это заяц.

Воспитатель показывает картинки с тремя видами зайцев: беляк, русак, тумак.

Информация детям: В нашей республике временно запрещена охота на зайца-беляка, у которого уши короче и которому свойственна сезонная смена окраски меха.

Воспитатель задает вопрос детям: Чем может помочь человек зайцам?

Рассуждения детей: Летом не охотиться на зайцев, а зимой можно подкармливать.

Воспитатель предлагает детям из природного материала изготовить поделки к выставке.

Практическая работа детей.

Воспитатель читает отрывок из стихотворения Е. Орлова «Голубые небеса»

… Под одной голубой
Общей крышей мы живем
Вместе мы с тобой в ответе
За чудесное жилье
Потому что на планете
Все твое и все мое…

Итог занятия подводят дети: Мы люди в ответе за все живое. Нужно знать и соблюдать правила поведения в природе.