Цели:
- Закрепить понятия о признаках текста.
- Учиться составлять текст, опираясь на знания о признаках текста.
Оборудование:
- Компьютер
- Проектор
- Презентация (Приложение 1)
- Раздаточный материал (Приложение 2, Приложение 3)
Ход урока
I. Организационный момент.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
II. Повторение.
1) – Что такое речь?
– Для чего нужна речь?
– Из чего состоит наша речь?
– Что выражает предложение?
– Из чего состоит предложение?
– О чем мы должны помнить, когда пишем предложение?
2) Перед вами карточки со словами. Прочитайте их. (Приложение 1. Слайд 2)
– Сейчас мы составим из этих слов предложение.
– Какая есть подсказка?
– Прочитайте свои предложения. (Слайд 3)
– О ком говорится в предложении?
– Что они делали?
– Где они жили?
– Можно ли по одному предложению узнать, как они жили, что с ними происходило?
– Что же надо сделать, чтобы узнать?
– Правильно надо составить несколько предложений, то есть надо составить текст.
3) Вспомним, что такое текст.
Прочитайте определение. (Слайд 4)
Текст – группа предложений, связанных по смыслу, записанных в строгом порядке. |
Если предложения связаны по смыслу, то у них появляется общая тема.
Прочитайте определение. (Слайд 5)
Тема – это о ком или о чем говориться в тексте. |
Но про курочку и про цыплят можно много разного рассказать. Мы выберем только одно событие, главное для нас, то есть определим главную мысль.
Читаем определение. (Слайд 6)
Главная мысль – это что говориться в тексте о предмете. |
– А что же с ними будет происходить?
– Рассмотрите картинки. (Слайд 7)
Для рассказа нам нужны слова, без которых нельзя обойтись.
– Что это за слова?
– Прочитайте определение. (Слайд 8)
Опорные слова – это слова, по которым можно определить тему текста. |
III. Составление текста по картинкам.
(Слайд 9)
Итак, жили в курятнике курочка и цыплята.
Далее дети составляют предложения к каждой картинке, по ходу составления предложений на экране появляются опорные слова.
пошли | влезли | |
клевали | вылезли | |
увидели | испугалась |
Затем, уже по опорным словам, дети составляют рассказ.
– Ребята, у нас в классе сидел Незнайка. Он записал все предложения. У него вот какой получился рассказ. (Приложение 2)
(Ученик в шляпе Незнайки выводит группу ребят. У каждого из них полоска бумаги с предложением. Дети читают предложения и переставляют ребят по порядку.)
(Слайд 10)
– Можно ли назвать прочитанное текстом?
– Определите тему этого текста.
– Что говорилось о цыплятах?
– Определите главную мысль.
– Назовите опорные слова.
– Если это текст, то его можно озаглавить.
– Возьмите карточки. (Приложение 3.)
Прочитайте названия. Выберите самое точное и покажите эту карточку.
IV. Физкультминутка.
-
Цыпленок на цыпочках
(дети крадучись идут на носках)
Крался за кошкой.
А кошка на цыпочках
Шла за Антошкой.
Антошка на цыпочках
Двигался к дому.
Теперь повернемся,
Пойдем по-другому.
(развернуться в другую сторону)
На пятках за кошкой
Плетется Антошка.
(идти на пятках)
За бедным цыпленком —
Усатая кошка.
Цыпленок от страха
Забрался в корзину.
(присесть, руки — к полу)
Сердитая кошка
Выгнула спину.
(не отрывая рук от пола, выпрямить ноги, выгнуть спину) -
Упражнение для глаз (Слайд 11)
V. Самостоятельная работа.
Запишите текст. (Слайд 12)
VI. Итог урока.
(Слайд 13)