Закон Ома для участка цепи

Разделы: Физика, Конкурс «Презентация к уроку»


Форма урока: изучение нового материала.

Цели.

Образовательная: формировать представление о зависимости силы тока от напряжения на участке цепи и его сопротивления; механизме протекающих при этом процессов в проводнике под действием сил электрического поля.

Развивающая: развивать умение наблюдать, сопоставлять, сравнивать и обобщать результаты экспериментов; продолжить формирование умений пользоваться теоретическими и экспериментальными методами физической науки для обоснования выводов по изучаемой теме и для решения задач.

Воспитательная: развивать познавательный интерес к предмету, создание условий для формирования мыслящей личности, способной к самовыражению.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, запись на доске, учебник, тетради, разработанная презентация, демонстрационные амперметр и вольтметр, источник тока, ключ, соединительные провода.

Демонстрации:

  1. Зависимость силы тока от сопротивления проводника при постоянном напряжении;
  2. Зависимость силы тока от напряжения при постоянном сопротивлении участка цепи.

Ход урока

Ум заключается не только
в знании, но и в умении
прилагать знание на деле.
Аристотель

I. Организационный момент.

Сегодня мы начнем изучение новой темы в разделе физики 8 класса, которая поможет определить зависимость силы тока от сопротивления проводника при постоянном напряжении и зависимость силы тока от напряжения при постоянном сопротивлении участка цепи. Попробуем самостоятельно получить формулировку закона Ома. Выступая в роли исследователей, вам самим придётся анализировать увиденное на уроке, делать выводы, объяснять результаты. Прежде чем   перейти к основному изучению данной темы поговорим немного об основных понятиях, которые потребуются для объяснения увиденного.

ІІ. Актуализация знаний.

1. Заполните этот квадрат словами-названиями:

1

       

2

       

3

       

4

       

5

       

1 — электрод источника тока,

2 — условное изображение электрической цепи,

3 — единица измерения силы тока,

4 — единица измерения количества электричества,

5 — то, что приобретает наэлектризованное тело.

2. Ниже написаны перепутанные буквы слов, означающие две единицы измерения электрических величин:

1) рамеп;

2) лонук.

Расставьте буквы "по местам " так, чтобы получить названия этих единиц измерения. Каким величинам они соответствуют?

3. Охарактеризовать физические величины.

  1. Сила тока.
  2. Напряжение.

ІІІ. Изложение нового материала.

1.Сначала проверим на опыте и установим зависимость между силой тока и сопротивлением при постоянном напряжении, эту зависимости

Второй этап будет состоять в установлении зависимости силы тока от напряжения, запишем результаты в таблицу, сделаем вывод о характере этой зависимости.

На третьем этапе мы совместно сделаем общий вывод о том, как зависит сила тока одновременно от напряжения и сопротивления, т.е. решим основную задачу урока.

Учитель. Ребята, зависимость силы тока от напряжения и сопротивления, с которой мы сегодня познакомимся, была впервые установлена немецким ученым Георгом Омом в 1827 году, и поэтому носит название закона Ома для участка цепи.
Откройте тетради и запишите тему урока: “Закон Ома для участка цепи”. (Сообщение учащихся).

(Приложение 1)

Установим зависимость между I, U и R.

1. Сегодня нам предстоит выяснить зависимость силы тока от сопротивления (напряжение при этом менять не будем)

  • собрать цепь по схеме;
  • данные опыта занести в таблицу;
  • отметить значения I и R на координатных осях;
  • сделать вывод.

Ответы учащихся занести в таблицу (листочки на столах, приложение 2), анализировать увиденное.

(Приложение 2)

  • В цепь включен проводник сопротивлением 1 Ом, подано напряжение 4В. Какой ток в цепи? (4 А)
  • Увеличим сопротивление в 2 раза, не меняя напряжение, какой ток в цепи сейчас? (2 А)
  • Увеличим сопротивление еще в 2 раза, не меняя напряжение, какой ток в цепи? (1 А)
U= 4 В R=1 0м I= 4А
U= 4 В R=2 0м I= 2А
U= 4 В R=4 0м I= 1А

Итак, глядя на таблицу, что можно сказать о зависимости между силой тока и сопротивлением? (Эта зависимость обратно пропорциональная.)

Вывод: I ~ 1/R

2. А сейчас нам предстоит выяснить зависимость силы тока от напряжения при постоянном сопротивлении участка цепи.

  • Собрать цепь по схеме;
  • Сказать из чего состоит цепь;
  • Данные опыта занести в таблицу;
  • Отметить значения I и U на координатных осях;
  • Сделать вывод:
      • Подаю напряжение на концы проводника 4В. Какую силу тока показывает амперметр? (0,4А)
      • Я увеличу напряжение до 6В. Изменились ли показания амперметра? (Да, сила тока в цепи увеличилась до 0,6А.)
      • Увеличиваю напряжение до 8 В, что вы увидели на амперметре? (0,8 А)

Т.е. увеличивая напряжение, сила тока тоже увеличилась. Запишем полученные результаты в таблице.

U = 4 В I = 0,4 А R=10 Ом
U = 6 В I = 0,6 А R=10 Ом
U = 8 В I = 0,8 А R=10 Ом

Глядя на таблицу, что можно сказать о зависимости между силой тока и напряжением? (Эта зависимость прямо пропорциональная.)

А что скажите о сопротивлении проводника? Изменилась оно или нет? (Нет, оно постоянно: R = cons t)

Итак, экспериментально мы доказали, что I ~ U, при R=cons t

Вывод: I ~ U.

Сделаем вывод о том, как зависит сила тока одновременно от U и R.  Мы уже знаем две зависимости. И теперь мы объединим эти зависимости в одну формулу. Мы получим с вами один из основных  законов электрического тока, который называется законом Ома:

Сила тока в участке цепи прямо пропорциональна напряжению на концах этого участка и обратно пропорциональна сопротивлению этого же участка.

IV. Закрепление.

  • Между какими величинами устанавливает связь физический закон?
  • Как сила тока зависит от напряжения?
  • Как сила тока зависит от сопротивления?

Презентация (Приложение 3)

V. Рефлексия.

Что понравилось на уроке?

Что вы хотели выполнить ещё раз?

Поставьте себе оценки кружочками в таблицу и мы увидим, справились ли с поставленной задачей на уроке?

На доске табличка.

Как прошло занятие?

Класс!

Так себе

Плохо

Учащиеся выбирают столбик и ставят в него кружочек.

VI. Подведение итога урока.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Домашнее задание: §§ 42-44, прочитать, выучить закон Ома.

Выполнить упр. №19 (1–4).

Достигнутые результаты: Учащиеся могут дать формулировку закона Ома, находить силу тока, напряжение, сопротивление; показывать графически зависимость силы тока от напряжения и сопротивления.