Форма урока: изучение нового материала.
Цели.
Образовательная: формировать представление о зависимости силы тока от напряжения на участке цепи и его сопротивления; механизме протекающих при этом процессов в проводнике под действием сил электрического поля.
Развивающая: развивать умение наблюдать, сопоставлять, сравнивать и обобщать результаты экспериментов; продолжить формирование умений пользоваться теоретическими и экспериментальными методами физической науки для обоснования выводов по изучаемой теме и для решения задач.
Воспитательная: развивать познавательный интерес к предмету, создание условий для формирования мыслящей личности, способной к самовыражению.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, запись на доске, учебник, тетради, разработанная презентация, демонстрационные амперметр и вольтметр, источник тока, ключ, соединительные провода.
Демонстрации:
- Зависимость силы тока от сопротивления проводника при постоянном напряжении;
- Зависимость силы тока от напряжения при постоянном сопротивлении участка цепи.
Ход урока
Ум заключается не только
в знании, но и в умении
прилагать знание на деле.
Аристотель
I. Организационный момент.
Сегодня мы начнем изучение новой темы в разделе физики 8 класса, которая поможет определить зависимость силы тока от сопротивления проводника при постоянном напряжении и зависимость силы тока от напряжения при постоянном сопротивлении участка цепи. Попробуем самостоятельно получить формулировку закона Ома. Выступая в роли исследователей, вам самим придётся анализировать увиденное на уроке, делать выводы, объяснять результаты. Прежде чем перейти к основному изучению данной темы поговорим немного об основных понятиях, которые потребуются для объяснения увиденного.
ІІ. Актуализация знаний.
1. Заполните этот квадрат словами-названиями:
1 |
||||
2 |
||||
3 |
||||
4 |
||||
5 |
1 — электрод источника тока,
2 — условное изображение электрической цепи,
3 — единица измерения силы тока,
4 — единица измерения количества электричества,
5 — то, что приобретает наэлектризованное тело.
2. Ниже написаны перепутанные буквы слов, означающие две единицы измерения электрических величин:
1) рамеп;
2) лонук.
Расставьте буквы "по местам " так, чтобы получить названия этих единиц измерения. Каким величинам они соответствуют?
3. Охарактеризовать физические величины.
- Сила тока.
- Напряжение.
ІІІ. Изложение нового материала.
1.Сначала проверим на опыте и установим зависимость между силой тока и сопротивлением при постоянном напряжении, эту зависимости
Второй этап будет состоять в установлении зависимости силы тока от напряжения, запишем результаты в таблицу, сделаем вывод о характере этой зависимости.
На третьем этапе мы совместно сделаем общий вывод о том, как зависит сила тока одновременно от напряжения и сопротивления, т.е. решим основную задачу урока.
Учитель. Ребята, зависимость силы тока от
напряжения и сопротивления, с которой мы сегодня
познакомимся, была впервые установлена немецким
ученым Георгом Омом в 1827 году, и поэтому носит
название закона Ома для участка цепи.
Откройте тетради и запишите тему урока: “Закон
Ома для участка цепи”. (Сообщение учащихся).
(Приложение 1)
Установим зависимость между I, U и R.
1. Сегодня нам предстоит выяснить зависимость силы тока от сопротивления (напряжение при этом менять не будем)
- собрать цепь по схеме;
- данные опыта занести в таблицу;
- отметить значения I и R на координатных осях;
- сделать вывод.
Ответы учащихся занести в таблицу (листочки на столах, приложение 2), анализировать увиденное.
- В цепь включен проводник сопротивлением 1 Ом, подано напряжение 4В. Какой ток в цепи? (4 А)
- Увеличим сопротивление в 2 раза, не меняя напряжение, какой ток в цепи сейчас? (2 А)
- Увеличим сопротивление еще в 2 раза, не меняя напряжение, какой ток в цепи? (1 А)
U= 4 В | R=1 0м | I= 4А | |
U= 4 В | R=2 0м | I= 2А | |
U= 4 В | R=4 0м | I= 1А |
Итак, глядя на таблицу, что можно сказать о зависимости между силой тока и сопротивлением? (Эта зависимость обратно пропорциональная.)
Вывод: I ~ 1/R
2. А сейчас нам предстоит выяснить зависимость силы тока от напряжения при постоянном сопротивлении участка цепи.
- Собрать цепь по схеме;
- Сказать из чего состоит цепь;
- Данные опыта занести в таблицу;
- Отметить значения I и U на координатных осях;
- Сделать вывод:
- Подаю напряжение на концы проводника 4В. Какую силу тока показывает амперметр? (0,4А)
- Я увеличу напряжение до 6В. Изменились ли показания амперметра? (Да, сила тока в цепи увеличилась до 0,6А.)
- Увеличиваю напряжение до 8 В, что вы увидели на амперметре? (0,8 А)
Т.е. увеличивая напряжение, сила тока тоже увеличилась. Запишем полученные результаты в таблице.
U = 4 В | I = 0,4 А | R=10 Ом | |
U = 6 В | I = 0,6 А | R=10 Ом | |
U = 8 В | I = 0,8 А | R=10 Ом |
Глядя на таблицу, что можно сказать о зависимости между силой тока и напряжением? (Эта зависимость прямо пропорциональная.)
А что скажите о сопротивлении проводника? Изменилась оно или нет? (Нет, оно постоянно: R = cons t)
Итак, экспериментально мы доказали, что I ~ U, при R=cons t
Вывод: I ~ U.
Сделаем вывод о том, как зависит сила тока одновременно от U и R. Мы уже знаем две зависимости. И теперь мы объединим эти зависимости в одну формулу. Мы получим с вами один из основных законов электрического тока, который называется законом Ома:
Сила тока в участке цепи прямо пропорциональна напряжению на концах этого участка и обратно пропорциональна сопротивлению этого же участка.
IV. Закрепление.
- Между какими величинами устанавливает связь физический закон?
- Как сила тока зависит от напряжения?
- Как сила тока зависит от сопротивления?
Презентация (Приложение 3)
V. Рефлексия.
Что понравилось на уроке?
Что вы хотели выполнить ещё раз?
Поставьте себе оценки кружочками в таблицу и мы увидим, справились ли с поставленной задачей на уроке?
На доске табличка.
Как прошло занятие? |
||
Класс! |
Так себе |
Плохо |
Учащиеся выбирают столбик и ставят в него кружочек.
VI. Подведение итога урока.
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Домашнее задание: §§ 42-44, прочитать, выучить закон Ома.
Выполнить упр. №19 (1–4).
Достигнутые результаты: Учащиеся могут дать формулировку закона Ома, находить силу тока, напряжение, сопротивление; показывать графически зависимость силы тока от напряжения и сопротивления.