Посуда в твоем доме

Разделы: МХК и ИЗО


Цель: формировать навыки конструирования из бумаги, умение декорировать изделия.

Задачи:

- познакомить учеников с ролью художника в создании формы и декора посуды;

- развитие творческих способностей, умения составлять элементы росписи по своему замыслу;

- воспитание бережного отношения к народным традициям.

Оборудование: слайды: посуда (деревянная, стеклянная, металлическая, керамическая), слайды: хохломская и гжельская посуда, музыкальное оформление: народная музыка “Плясовые наигрыши”, раздаточный материал: инструкционная карта “Изготовление из бумаги кофейника и чашки”, бумага А4, клей, ножницы, краски, кисти.

Ход урока

I. Организационный момент.

Приветствие, проверка готовности к уроку.

II. Цель. Изготовление из бумаги кофейника и чашки.

Тема урока записана на доске. Звучит фрагмент народной музыки “Плясовые наигрыши”.

Учитель: Наш урок сегодня посвящен такому знакомому и привычному в обиходе предмету, как посуда.

Кто же и как создавал посуду, чтобы она была удобной, красивой, нужной людям?

Сначала художник рисовал посуду, придумывал ее форму. Потом он продумывал, для чего она, нужно ли ее украшать и как.

В старину на Руси пользовались деревянной посудой. Народная деревянная посуда очень красива. Вот древние ковши имели изогнутые ручки, концы которых завершались изображением драконов и других животных (слайд).

Очень причудливы вазы из стекла. Стекло, как ни один другой материал, очень живо реагирует на свет, который наполняет его жизнью, высвечивая таинственную глубину и превращая в настоящую драгоценность. Художник выдувает стекло, вращая расплавленную, пылающую жаром каплю, придавая ей ту или иную форму с помощью специальных инструментов (слайд).

Это керамическая посуда. Ее делают с помощью гончарного круга из глины. Работа умелых рук превращает глиняный ком, например, в стройную форму кувшина. Затем его можно украсить лепным узором или росписью, облить блестящей глазурью и поставить в жаркую печь, чтобы глиняная форма затвердела (слайд).

А бывает металлическая посуда. Например, самовар. Немало творческой фантазии вкладывали мастера в отдельные детали, приобретавшие сказочные формы. Таковы, например, самовары из мельхиора, самовар с ручками в виде дракона, с виноградными лозами (слайд).

Нарядные сервизы помогают нам сделать дома праздник, отделить праздничный обед от ежедневного обеда (слайд).

По каким признакам можно определить, что эти предметы из одного комплекта, почему их нельзя спутать с другими сервизами?

Как отличаются сервизы по форме?

(У одного сервиза все предметы округлые, у другого – расширяющиеся книзу на манер конуса).

Чем отличаются сервизы по оформлению?

(Одни раскрашены узорами в виде цветов, другие – простой декоративной расцветкой, отдельными деталями, позолотой).

Самостоятельная работа учащихся

Ученикам выдается инструкционная карта “Изготовление из бумаги кофейника и чашки”.

Инструкционная карта

1. Помните! Работа с ножницами требует повышенной осторожности и аккуратности!

2. Основная часть кофейника и чашки – цилиндр, склеенный из прямоугольного листа.

3. Носик кофейника выполните из полоски, свернутой трубочкой, расширенной книзу. Нижний край надрежьте, отогните части для приклеивания к цилиндру.

4. Для крышки вырежьте круг немного больший по размеру, чем горлышко кофейника. Чтобы получилась выпуклая форма, заложите складку, расширенную книзу от центра круга, и склейте.

Ручка крышки – комочек.

5. Ручку кофейника и чашки можно сделать из полоски, скрученной в жгутик.

Декор кофейника и чашки

Учитель: Посуду украшали дивными цветами, травами и листьями.

Это знаменитая гжельская керамика, или просто гжель.

Где мог увидеть мастер эту особую элегантно – изысканную красоту сочетания белого и синего? Секреты красоты таятся в самой природе, которая всегда остается для художника великим и мудрым учителем.

В современных образцах гжели по-прежнему разливается синь-синева; словно небеса, синяя гладь рек и озер сошла на белизну посуды.

Узоры гжельских мастеров, выполненные кистью, то еле заметным голубоватым, то насыщенным темно-синим цветом, придают необыкновенный сказочный вид чашкам.

Декоративно оформляются все части предмета. Замкнутым орнаментом расписывают тулово, основание и горлышко. Ручка и носик обычно украшаются ленточным орнаментом или голубым цветом. Мастера Гжели применяют для росписи необычный мазок. Он называется “мазок с тенями”.

Мазки кладут широким круговым движением. В нем виден постепенный переход от светлого мазка к темному мазку. Мазок-пятно дополняет тонкая линия: прямая, волнистая, спиральная, округлая. Она подчеркивает форму цветка, листика, а то вдруг весело побежит по краю горловины сосуда или рассыплется стебельками, завьётся спиралью усиков (слайд).

Для изделий Хохломы характерно сочетание красного и черного цвета с золотистым цветом.

Вот по золотому фону рассыпались красные ягоды смородины, изящно легли тонкие стебли и листочки, а здесь цветок необыкновенный с травкой. Эту роспись так и называют – под листок или травка. Травка – главный мотив хохломской росписи.

Обратите внимание на основные элементы травного орнамента, на то, в какой последовательности он выполняется, на ритмичное чередование красных и черных травинок в росписи, на плавность изогнутых линий. Все травинки, малые и большие, кудрявятся, не касаясь стебелька, или же собираются к одному общему “корешку”.

Кроме растительных узоров мастера любят изображения рыб, птиц и особенно петухов. А петухи какие-то особенные: крылья, как язычки пламени, хвост, как яркие брызги солнца – горят, переливаются, светятся. Мастера создали их словно из травок – былинок или из ярких солнечных лучиков.

Иногда можно увидеть золотые листья на черном или красном фоне. У мастеров такой прием называется – под фон. Сначала мастер делает тонкий рисунок, потом заполняет фон черной или красной краской, оставляя крупные листья и цветы серебристыми, потом мелкими штрихами – жилочками украшает их. А когда фон просохнет, добавляет поверх его красные ягоды да ажурные завитки-приписки желтой и зеленой красками.

Когда создается роспись “под фон”, получается орнамент из золотых листьев и цветов. На красном или черном фоне золотистые изображения выглядят очень нарядно (слайд).

Сегодня вы постараетесь придумать свою роспись. Украсить посуду вы можете, используя краски.

Самостоятельная работа учащихся по оформлению посуды

(Музыкальное сопровождение)

Подведение итогов. Демонстрируются лучшие изделия.

Что сумел найти автор необычного в форме этой посуды?

Какие работы вам больше понравились? Почему?

Кому больше нравится яркая роспись? Какая?

Кому по душе нежный рисунок? Почему?

Ученики пытаются объяснить, что они хотели сказать, украшая свою посуду.