Цели:
Оборудование: выставка книг; книжки-коллективки, цветок ромашка.
Ход урока
I. Организационный момент.
Всем, всем – Добрый день!
Прочь с дороги наша лень.
Мы пришли учиться.
Не хотим лениться!
II. Вступительная беседа учителя.
- Ребята, скажите – Какие литературные жанры вам знакомы? (рассказ, сказка, стихотворение, басня, загадка, поговорка, пословица, быль)
- Посмотрите на доску – прочитаем хором, что написано с левой стороны. (Читаем хором)
- Так что же вы прочитали? (Фамилии писателей)
- Прочитаем с правой стороны.
- Что вы прочитали? (Названия произведений)
- Надо установить соответствие автора с названием произведений – этим самым вы покажете своё знакомство с литературными произведениями.
III. Беседа по выставке книг.
Учитель:
- Посмотрите на выставку книг
- Прочитаем название произведений.
(Ученики читают название книг, а учитель называет автора произведений)
- А теперь ещё раз глазками посмотрите и определите – Какое произведение лишнее?
- Почему?
- О ком эти рассказы?
IV. Сообщение темы урока.
- Так какова же тема сегодняшнего урока? (Рассказы о детях)
V. Проверка домашнего задания.
1. Пересказ 4 учеников (отзыв о прочитанном).
2. Вопросы всему классу.
VI. Коллективная работа над произведением.
Учитель:
- У каждого на парте лежит книга – откроем эту книгу по закладке.
А) Сегодня на уроке мы поработаем над произведением Евгения Пермяка “Смородинка”.
- Я начну читать, а вы следите – будете продолжать, после чего ответите на вопрос – О ком этот рассказ?
(Учитель начинает читать, а хорошо читающие ученики продолжают чтение)
Б) Беседа по содержанию.
- О ком этот рассказ?
- Какой была Таня? – Найдём в тексте и прочитаем о трудолюбии девочки.
- Как автор относится к Тане?
- Как он её называет? – Найдём это в тексте и прочитаем.
- Почему автор назвал это произведение “Смородинка ”?
- Какие пословицы и поговорки о труде вы знаете?
(Ученики называют пословицы и поговорки о труде)
VII. Викторина по рассказам о детях.
А) Беседа
Учитель:
- А, сейчас немного поиграем
- Что у меня в руке? (Цветочек ромашка)
- Ребята, эта ромашка не простая, с внутренней стороны лепестка написана фамилия автора , мы проведём викторину – поработаем в группах.
Б) Работа в группах
Учитель:
- К доске выйдут представители от каждой группы, оторвут лепесток ромашки, с обратной стороны прочитают фамилию автора, каждой группе я раздаю конверты с открытками из произведений. Вам надо выбрать отрывок данного автора.
(Ученики зачитывают отрывок из произведения, после чего называют название произведения данного отрывка и автора.
Например: Этот отрывок из произведения Н.Носова “На горке”., а остальные учащиеся определяют – правильно ли он определил).
VIII. Подведение итога урока. Задание на дом.
Учитель:
- Ребята, сегодня на уроке вы порадовали меня своим знанием произведений.
- А, для чего надо читать? (Чтобы много знать)
Какие пословицы и поговорки о чтении вы знаете? (“Чтение – вот лучшее учение” и т.д.)