Младший школьный возраст отличается преимущественным ускоренным физическим и физиологическим оформлением организма, коренной перестройкой его психической сферы. Вся жизнь ребенка находится под влиянием взрослых. Рассмотрение границ внешнего мира сначала пределами ближнего окружения, а затем и прилегающего к нему пространства, включение в него все новых материальных и социальных объектов взаимодействия требует своего освоения. Это происходит в процессе игры и выражается в отработке алгоритмов поведения, а также в освоении социальных ролей. В философии целостность основных сторон бытия человека рассматривается в методологии системного анализа. В отечественной философии 60-90х гг. утверждалась точка зрения, согласно которой деятельность-это специфическая форма человеческой активности, его отношение к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование. Аналогичная формулировка содержится и в психолого-педагогической литературе: Деятельность - активный взгляд на окружающую действительность, в ходе которого живое существо выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий таким образом свои потребности. Педагогическое управление в процессе учебного взаимодействия и межличностных отношений стимулирует выход личности на качественно новый уровень самоорганизации. Развитие возможно не только за счет социальных компонентов: взаимопонимания, ценностно-ориентационного единства, мотивационно-ценностного отношения, личностного смысла деятельности. Сочетание интеллектуального и социального при целенаправленном педагогическом влиянии составляет процесс развития личности ученика. Использование различных педагогических технологий в процессе управления определяет степень упорядоченности проектной деятельности, ее содержательный вектор.
В условиях личностно – ориентированного обучения учитель приобретает иную роль, чем при традиционной системе обучения. Если при традиционной системе образования педагог и учебник были основными источниками знания. Учитель являлся контролирующим субъектом познания. При новой парадигме образования преподаватель выступает в роли организатора самостоятельной активной познавательной деятельности учащихся, компетентного консультанта и помощника. Его профессиональные умения должны быть направлены на контроль знаний и умений школьников, а так же на диагностику их деятельности, чтобы своевременно корректировать процесс познания, освоения, применения знаний. Учитель информирует учащихся о источниках получения знаний, направляет мысль учеников, организует их самостоятельный поиск. Ученик самостоятельно или совместными усилиями решает учебно - исследовательскую проблему, применяя необходимые знания из разных областей, получить практический результат. Решение проблемы, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности.
Под проектной технологией понимается способ достижения цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться практическим результатом, оформленным тем или иным образом. В основу, положена прагматическая направленность проекта на результат, полученный при решении проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить. Находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей знаний, способность прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно- следственные связи.
Проект всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.
Проект предполагает определённую совокупность учебно -познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов.
Если же говорить о работе над проектом, как о педагогической технологии, то эта технология включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути. Проект, – прежде всего цель, принятая, осознанная детьми, актуальная для них. Проект – это детская самодеятельность, конкретное практическое творческое дело, поэтапное движение к цели. Проект – метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды. Проект – звено в системе воспитания, звено в цепи развивающей личность программы.
Умение управлять проектной работой – показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития учащихся. Недаром эти технологии относят к инновационным технологиям, предусматривающим, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества.
В современной педагогике и педагогической психологии используются очень близкие по содержанию понятия – «проектная деятельность» и «исследовательская работа». Но это разные по направленности, смыслу и содержанию виды деятельности. Проектирование всегда направлено на решение практической задачи. Человек, реализующий проект решает реальную вставшую перед ним проблему. Разработка проекта зависит от многих внешних обстоятельств, часто никак не связанных с задачами исследования, и всегда предполагает создание некоего продукта. Исследование, в идеале, представляет собой поиск истины. Не всегда в результате исследовательской работы удается решить практическую проблему.
При выполнении проектной работы творец решает реальную практическую задачу, исходя из четкого плана проводимых работ, ясного формулирования и осознания изучаемой проблемы, выработку реальных гипотез, их проверку. В отличие от этого исследовательская деятельность более свободна, не регламентирована внешними установками.
В основе проектов лежит развитие познавательных и исследовательских навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проект способствует актуализации знаний, умений, навыков ребёнка, их практическому применению. Школьники с исследовательской потребностью любят решать задачи разных видов, стремятся сами доходить до правильного ответа. «Накопители знаний» больше склонны к запоминанию фактического материала, нередко обнаруживают последовательность и систему в его хранении. Эти показатели должен использовать учитель, координируя групповую проектную деятельность.
Если ученик приобретает указанные выше навыки и умения, он оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах.
Чтобы управлять такой работой, необходимо, прежде всего, знать, что проекты могут быть разными и использование их в учебном процессе требует от учителя серьёзной подготовительной работы. Метод проектов позволяет формировать целый ряд личностных качеств:
- качества субъективности, позволяющие ученику выступать в качестве организатора собственного обучения и самостоятельное планирование
- формируется чувство ответственности за выполняемую работу
- углубляется познавательная мотивация
- выработка социальных качеств личности: умение понимать других, разрешать деловые разногласия , умение подчинять свои интересы общему делу.
Детям доступно понимание общих связей, принципов и закономерностей, лежащих в основе научных знаний. Высокого уровня познавательной деятельности младшие школьники достигают только при условии направленности обучения на активное развитие мыслительных процессов и ориентированности на зону ближайшего развития. Логическая форма мышления еще не является характерной для детей этого возраста, наглядно-образное выражается в том,что представления приобретают гибкость, подвижность и ребенок пытается оперировать при решении умственных задач не предметами , а образами. Память ученика - его интерес. Школьник запоминает то, что вызвало интерес, привлекло внимание своей яркостью, динамизмом; запомнит лучше то, с чем активно действовал. Проектная работа предусматривает по своей сути личностно- ориентированный, дифференцированный подход к обучению с учетом уровня интеллектуального развития школьника, его подготовки, способностей, задатков. Говоря о необходимости последовательной реализации такого подхода в обучении и воспитании учащихся, необходимо всегда иметь в виду целостную личность ребенка с его эмоциональной и духовной сферой.
Современное общество представляет собой конфигуративный тип культуры, в которой людям надо учиться приспосабливаться к меняющимся обстоятельствам. И необходимость творчества является естественной реакцией на быстрые изменения в окружающей среде. Кроме того, творчество дает больше возможностей для самовыражения и выделения своего «Я» среди других людей. Ученики начальных классов не могут еще быть полностью независимыми от общества. Их самостоятельность ограничивается рамками класса и коллективом сверстников , а зависимость от взрослых очень велика. И самовыражение имеет для ребенка смысл только тогда, когда его замечает взрослый, чаще всего учитель.
Творческая позиция учителя одно из центральных условий формирования творческой интеллектуальной способности учащихся начальной школы. Поэтому для младших школьников очень важна позиция учителя, определяемые им рамки учебной деятельности личностными тенденциями.
Специфика проектной работы в младших классах, соответственно, заключается в том, что педагогический процесс сосуществует с процессом взаимодействия ребёнка с окружающим миром, освоением учеником окружающей среды (природной и социальной). Педагогическое воздействие осуществляется в совместной с ребёнком деятельности, опирается на собственный опыт школьника. Учитель осуществляет педагогическое сопровождение ребёнка в деятельности по освоению окружающего мира, во взаимодействии с окружающей средой.
В работе над проектами используются разные методы самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Среди них исследовательский метод занимает едва ли не центральное место и, вместе с тем, вызывает наибольшие трудности. Он основан на развитии умения осваивать окружающий мир на базе научной методологии, что является одной из важнейших задач общего образования. Возрастные особенности младших школьников не позволяют ставить перед ними слишком отдаленные задачи, предлагать школьникам дальние перспективы, требование заниматься сразу несколькими видами деятельности. В связи с этим значимость проектных работ видится нам и в том, что маленький конкретный проект маленького ученика может выступать тем «стеклышком мозаики», из которого складывается общая картина- процесс обучения, воспитания, профессионального взаимодействия ребенка с окружающим миром.
При подготовке проекта весьма полезной оказывается технология сотрудничества. Она становится как бы исходной точкой самостоятельной деятельности учащихся. Совместная деятельность, а не соревнование лежит в основе обучения в группе. Педагог при принятии решения об организации проектной деятельности в начальных классах должен руководствоваться рядом правил. Среди них:
- адекватность возникающего у учащегося субъективного представления о поставленной задаче;
- полное осознание проблемы, которую требуется решить;
- стимулирование использования учащимися разных типов моделей для отображения сути заданий;
- использование для активизации творческого мышления мотивацию достижения. Предоставляя учащимся свободный выбор заданий и поощряя при этом решение творческих задач.
- вознаграждение результатов творческой деятельности.
Младший школьный возраст является наиболее сензитивным для обучения творчеству. Именно в этом возрасте ребенок, с одной стороны, готов к социализации, с другой - еще не социализирован. На сегодняшний день в педагогике используется понятие «образовательная среда»- «система, включающая в себя следующие структурные элементы: совокупность применяемых образовательных технологий; внеучебная работа; управление учебно-воспитательным процессом; взаимодействие с внешними образовательными и социальными институтами приоритетов.
Потребность в творческом труде возникает у ребенка уже с 5 лет. Главным фактором, который определяет возникновение и развитие этой потребности, является позиция взрослого. Если взрослый подчеркивает неспособность ребенка выполнять взрослые действия, то ребенок начинает имитировать труд в сюжетно-ролевой игре. Если учитель обращает внимание на возможности ребенка, то ученик уже пробует выполнять творческие действия. При этом у него формируется потребность в творчестве. С позиций теории учебной деятельности формирование творческой способности предполагает выделение тех психических процессов и операций, их которых складывается эта способность; подбор соответствующего содержания; соотнесение формируемого плана деятельности с содержанием обучения и выявление соответствующих предметных и мыслительных средств.
На этапах работы, а затем защиты учитель и учащиеся анализируют логику, объективные и субъективные причины неудач. Работа над ошибками создает мотивацию к повторной деятельности, формирует личный интерес к новому знанию, позволяет дать адекватную оценку окружающего мира и своей роли в нем.
В то же время для учителя расширяются возможности по конструированию учебного процесса с опорой на личный опыт учащихся, через систему проблемных вопросов и заданий. Происходит модификация традиционной структуры урока в направлении к построению проблемного обучения с акцентом на использование эвристических принципов и методов обучения.
Личностно-ориентированное образование ставит создание условий развития гармоничной, нравственно совершенной, социально активной через активизацию внутренних резервов, профессионально компетентной и саморазвивающейся личности.
Проектные технологии могут сыграть решающую роль в выполнении этих условий. Это не только обучающие, но и воспитывающие технологии, способствующие формированию самостоятельности мышления, принятия решений, ответственности за свою работу и работу одноклассников.
На основании анализа теории и практики внедрения любых инновационных процессов выявляются, две группы проблем:
- проблемы освоения образовательной технологии учителями и внедрение ее в практику работы школ;
- проблемы подготовки школьников к учению в условиях применения учителями выбранной образовательной технологии.
Решение проблем подготовки школьников к выполнению проектных работ, освоение новых образовательных технологий во многом зависит от подготовленности самих учителей к новому типу деятельности. Может ли педагог создать мотивацию учения, привить интерес к поисковой самостоятельной работе? Может ли он передать ученику средства, способы деятельности в новой образовательной парадигме, понимает ли когда и как это надо делать? Может ли создать для ребенка условия, при которых тот становится субъектом деятельности? Все это в значительной мере зависит от освоения учителем технологии управления проектной работой учащихся.
Изначально проектные технологии разрабатывались только для работы с подростками. В фундаменте большинства технологических процессов лежат феномены и закономерности психологии именно этой возрастной группы школьников. Проектную технологию не надо приспосабливать к иным начальным условиям, а создавать для иных условий адекватные им технологии, позволяющие получать оптимальные результаты именно в этих условиях.
Приведем виды заданий для подготовки детей младшего школьного возраста к выполнению проектной деятельности:
- восприятие на слух интонированного текста и поиск в нем лейтмотивов;
- постановка логических ударений;
- краткий пересказ, письменное изложение текста, постановка вопросов к тексту;
- поиск литературы по заданной теме;
- конспектирование текста на слух;
- иллюстрирование текстов.
Управление проектной деятельностью младших школьников основывается на понимании структурно-психологических характеристик личности ребенка. Выявление психолого-педагогических ориентиров развития личности школьников при выполнении проектных работ позволит определить содержание готовности учителя к личностному обучению в плане осуществления диагностической, информационно-проектировочной, консультативной развивающей деятельности.
В режиме проектной деятельности необходимо в начальной школе формировать и основные учебные действия. Инновационный режим проектной деятельности требует формирования системы целого набора действий, содержание которых не совпадает с содержанием действий, необходимых для реализации деятельности в режиме воспроизводства. Для стимулирования самостоятельности и инициативы учащегося необходимо придавать учебным заданиям игровую или проблемную форму.
С проектной деятельностью тесно связано проблемное обучение. Содержание образования, смоделированное по данной стратегии, предполагает изложение учебного материала так, чтобы дети могли выявить проблему, найти способы решения и решить. Для этого школьников надо обучать умению видеть проблемы. Чтобы процесс обучения выполнил свою обучающую функцию, необходимо, чтобы проблема содержала в себе определенный познавательный заряд, а для этого необходима проработка проблемы учителем. Программа учебной деятельности представляет собой стройный логический ряд, включающий в себя комплекс последовательно решаемых проблем.
Учебные проблемы, так же как и темы проектных работ, должны иметь личностную обращенность, т.е. отвечать потребностям и интересам группы детей. Ведущая роль педагога сохраняется, но у учащихся должно оставаться ощущение, что тема, проблема и способы решения выбраны самостоятельно. Выбирая тему и проблему, необходимо учесть наличие необходимых средств и материалов. Отсутствие литературы, информационной проектной базы, невозможность собрать данные обычно приводят к поверхностному решению и порождают пустословие. Проектное творчество принципиально отличается от другой деятельности тем, что предполагает не подавление личных интересов и инициативы каждого участника для достижения результата, а использование энергии всех принимающих участие в деле для того, чтобы добиться максимума. Проекты, создаваемые детьми, активизируют их стремление к исследованию, делают детские изыскания более строгими, подчиненными определенной задаче. Нередко детские проекты бывают фантастическими. Они играют большую роль в развитии мышления и формирования у ребенка исследовательских умений и навыков.
В ходе управления проектной деятельностью школьников успешному решению задач педагогу помогут несколько правил: - ----учите детей действовать самостоятельно, избегайте прямых инструкций;
- не сдерживайте инициативы детей;
- не делайте за них то, что они могут сделать сами;
- не спешите с вынесением оценочных суждений
- помогайте детям учиться управлять процессом усвоения знаний.
Литература.
- Козырева Е.А. Дидактические основы личностно-ориетированных технологий обучения младших школьников и их реализация. М.: Прометей 2002г.
- Краткая философская энциклопедия.- М., 2003.
- Меркулова Л.З. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. М. 2006г.
- Полат Е.С. Как рождается проект.- М., 1995.
- Симановский А.Э. Развитие способности к интеллектуальному творчеству у младших школьников. М. МПСИ 2003.