Методика формирования ориентировки на плоскости у дошкольников с задержкой психического развития

Разделы: Работа с дошкольниками


Первым шагом должна стать маркировка его левой руки с помощью цветной нитки. Т. о. вы даете ребенку прекрасную опору для дальнейших манипуляций с внешним пространством – ведь представление о нем строится вначале от его собственного тела, а потом превращается в абстрактные пространственные представления. Теперь он знает, что “слева” – это “там, где красная тряпочка.” На это знание можно нанизывать обширный репертуар сведений о внешним мире. Но ведь есть еще верх (голова, солнце) и низ (ноги, пол, ботинки, трава). Базовые упражнения на формирование пространственных представлений заключается в том, что каждое из направлений связывается с определенным движением, например: вперед, назад, вверх, вправо и влево – простой шаг или прыжок на двух ногах, шаг или прыжок с разворотом в соответствующую сторону; вниз – приседание. Далее ребенок переходит от движений всем телом к показу названного направления рукой или поворотом головы, а затем только взором.

Основная работа по формированию ориентировки на плоскости проводится в старшей группе, с целью подготовки к формированию у детей навыков работы на листе бумаги в клетку, для успешного обучения в школе.

Последовательность формирования ориентировок:

1. Знание плоскости листа.

Здесь дети сталкиваются с трудностью, которая сопровождается непониманием: то , что раньше называлось далеко-близко, на листе называется верх- низ. Для решения этой проблемы, сначала рассматриваем лист бумаги, расположенный вертикально (помогает работа на магнитной доске).

Фрагмент№1.

-Что это? (лист бумаги)

-Какой он формы? (формы прямоугольника).

-Что есть у прямоугольника? (стороны, углы).

-Сколько сторон и углов у прямоугольника? (по четыре).

-У листа тоже есть углы и стороны. Покажите их.

-Они имеют свои названия: эта сторона наверху, она называется верхняя. Повторите, верхняя сторона.

-Как вы думаете, как называется эта сторона? (нижняя сторона).

-Почему? (она находится внизу).

-Эта сторона находится справа (ближе к правой руке), она называется правая.

-Покажите правую сторону. Как она называется? (правая сторона).

-А как будет называться эта сторона? (левая сторона).

-Почему? (она находится слева).

-Углы тоже имеют свои названия: этот угол находится наверху слева (между верхней и левой стороной), поэтому называется верхний левый угол. Повторите.

-Как вы думаете, как называется этот угол? (нижний правый угол).

-Почему? (он находится внизу слева).

-Покажите и назовите все стороны и углы листа.

2. понимание пространственных отношений на листе.

Рассматривание карточек – перевертышей и обсуждение расположения на ней картинок.

 
  

Карточки переворачиваются и дети рассказывают, что, где находится ( с какой стороны и в каком углу листа). Картинки изображаются такие, чтобы можно было их узнать. И при переворачивании они не были бы «вверх ногами».

3. Умение фиксировать предметы на листе в нужном месте.

Фрагмент №2:

Работа с раздаточным материалом:

  • Положите треугольник в левый верхний угол.
  • Справа от треугольника положите круг.
  • Справа от круга положите квадрат.
  • Где находится круг относительно квадрата?
  • В каком углу находится круг?

Дидактические игры:

“Найдите такой же узор”, “Найди узор по описанию”, “Составь узор по образцу” (I вариант: рассмотреть и описать узор, сделать такой же, сверяя с образцом, рассказать о своей работе. II вариант: рассмотреть и описать узор, запомнить (образец убирается), сделать такой же, сверить с образцом (образец показывается для самопроверки или взаимопроверки), результат обсуждается).

“Составь узор по описанию” ( Математический диктант, с последующим обсуждением, взаимопроверкой или проверкой по образцу).

Методика формирования умения работать на листе бумаги в клетку.

В подготовительной группе на каждом занятии уделяется 10 минут для работы на листе бумаги в клетку, с целью подготовить детей к школе. В группе должна быть доска с размеченными клеточками.

Последовательность обучения:

1. Знакомство с понятиями: лист, страница, тетрадь:
- Лист состоит из двух страниц.
Тетрадь состоит из листов.

2. Повторение названий сторон и углов листа и страницы.

3. Изучение клеточного и строчечного микропространства:

Воспитатель рассматривает с детьми сначала доску с размеченными клеточками, затем лист бумаги в клетку. Работа на листе бумаги сопровождается показом образца действий на доске. Сначала дети работают по подражанию, затем по устной инструкции.

Фрагмент 1:

-Что вы видите на доске?

-Это клетки. Какой они формы? (формы квадрата).

-У вас листы бумаги тоже в клетку.

-Обведите одну клеточку, какую хотите, так же как я.

-Обведите клеточки через одну до конца страницы.

-Это называется строка.

-А теперь обведите клеточки через одну вниз до конца страницы.

-Это столбик.

Фрагмент 2:

-Найдите на странице левый верхний угол.

-Отсчитайте 3 клеточки слева направо и 2 клетки сверху вниз и поставьте точку.

-Отсюда мы будем рисовать узор.

Замечание:

Некоторые дети вначале не видят клетки. Это можно выявить, попросив ребенка нарисовать квадрат на листе бумаги в клетку. Если при рисовании он не использует клетки, то требуется дополнительная работа для формирования умения видеть клетки на листе бумаги. Полезно использовать готовые прописи.

1. Рисование точек, палочек, фигур, узоров на листе бумаги в клетку.

Работа проводится в готовых прописях и в простой тетради. Можно использовать тетради с более крупной клеткой:

  • Продолжи узор.

В сложных узорах дети учатся определять закономерность изменения рисунка. Полезно приучать дошкольников к рисованию непрерывных узоров, не открывая руки ( к безотрывному письму).

2. Рисование фигур по точкам.

Можно ввести элементы, геометрии, черчения:

  • Поставь точку, отсчитай 3 клетки, поставь другую точку. Соедини их. Получился горизонтальный отрезок. ( аналогично – вертикальный).
  • Нарисуй горизонтальный отрезок длинной 4 клеточки. От его середины отсчитай 3 клетки и поставь точку. Соедини ее с концами отрезка. Какая фигура получилась? (треугольник).
  • Поставь фломастер в отмеченную точку. Рисуй так, как я скажу: 4 клетки вверх, 3 клетки вправо, 2 вниз, 3 клетки влево. Что получилось? (флажок).

Замечание:

Дети проводят линии от руки без линейки.

Можно использовать разноцветные фломастеры или обозначение цифрами, чтобы в нужной последовательности соединить точки для сложного рисунка, но тогда усложняется инструкция.

3. Запись цифр.

При знакомстве дошкольников с цифрами после работы с цифровыми карточками по многим программам учат детей записи цифр и знаков (+, -, < ,>, =) на листе бумаги в клетку. Здесь полезно использовать готовые прописи и простые тетради.

Если умение писать цифры и знаки сформировано, полезно учить детей записывать решение арифметических задач и примеров. В процессе этой работы важно следить за правильной осанкой детей.

Замечание:

Работа на листе бумаги в клетку охватывает разные разделы:

“Количество и счет” (рисование нужного количества фигур, моделирование арифметических примеров и др.);

“Величина” (рисование отрезков разной длины, рядов и др. );

“Форма” (рисование геометрических фигур и др.)

Рассмотрим принципы построения занятий.

Известно, что к началу обучения внимание детей с интеллектуальной недостаточностью очень неустойчивое, кратковременное и привлекается только внешним видом предмета. Следовательно, одним из принципов построения занятий является частая смена видов деятельности, так как при смене объектов и видов деятельности внимание ребенка снова привлекается и это дает возможность продуктивно продолжать занятие.

Другим принципом построения является повторяемость программного материала. Детям с интеллектуальной недостаточностью требуется значительно большееколичество повторений, чем детям с нормальным интеллектом. Занятия должны строиться так, чтобы повторение одних и тех же заданий происходило в новых ситуациях и на новых предметах. Это необходимо, с одной стороны, для того, чтобы у детей не пропадал интерес к занятиям, а с другой – для формирования переноса полученных знаний на новые объекты и ситуации. Следующим принципом построения занятий является обеспечение переноса полученных знаний на другой материал. Чрезвычайно важным условием правильной организации занятий оказывается на первых годах обучения игровая форма занятий.

Кроме свойств предметов, ребенок должен уметь воспринимать их отношения, в частности, пространственные. Для этого педагог также использует игровую форму занятий и подражание. Дети строят, по подражанию действиям педагога, несложные конструкции, в которых нужно учитывать пространственное расположение элементов -–внизу, наверху, рядом. Ищут спрятанные предметы внизу, под шкафом, наверху, на шкафу и т.п. детей с нарушением интеллекта нужно учить различать реальное объемное пространство и его изображение на плоскости, т.е. на бумаге, на доске, и соотносить их. Для этого проводятся игры типа “Вертушки”, конструирование по рисунку – образцу, зарисовка конструкции сначала взрослым на глазах у детей, а затем самими детьми. Игра “Вертушка”. На квадратном листе картона в середине наклеивается цветной круг. К кругу сверху, снизу, справа и слева ведут дорожки – пазы между наклеенными на основной лист картонными рейками. В эти пазы может вставляться и свободно двигаться в них квадрат того же цвета, что и круг. У педагога является плоскостной образец сложной формы, представляющий собой соединенные квадрат и круг того же цвета, что и на “вертушке”. Педагог кладет свой образец рядом с ”вертушкой” ребенка и предлагает ему сделать такую же. Чтобы фигура получилось точно такой же, как образец, ребенок должен сопоставить форму и пространственное расположение частей образца и повторить их.