Географическая викторина

Разделы: География


Основные цели занятия:

  • проверка степени усвоения программного материала,
  • повышение интереса к предмету,
  • расширение кругозора уч-ся.

Оборудование: географические приборы - гигрометр, термометр, осадкомер, барометр, компас, флюгер; атласы, карточки с числами, географическими координатами, терминами, портреты путешественников.

Ход мероприятия:

Вступительное слово учителя.

В течение заочного путешествия за каждый правильный ответ уч-ся получают жетон. По окончании мероприятия дети подсчитывают жетоны и тот, кто наберет их наибольшее количество, объявляется лучшим знатоком географии.

Станция №1. Загадки

Суши маленький кусочек, –
Но бывает иногда
Он большим , и даже очень,
А вокруг всегда вода.
(Остров.)

Эти суперводоёмы
Все на глобусе найдём мы,
Потому что в целом мире
Их немного – лишь четыре!
(Океаны: Тихий, Атлантический, Индийский и Северный Ледовитый.)

Это топливо, сырьё
Из земли качают.
«Черным золотом» его
Люди величают.
(Нефть.)

Между прочим, говорят,
Что цветные есть моря.
Сможешь быстро, без совета,
Отгадать четыре цвета?
(Географию учил точно не напрасно я:
Чёрное и Белое, Жёлтое и Красное.)

Ну, конечно, чудо это! –
Вот уже который век
Даже самым жарким летом
На её вершине снег!
(Гора.)

Вблизи от вулканов бывает порой
Природный источник с горячей водой,
Что хлещет струёй кипятка вместе с паром.
Обычным фонтанам он вовсе не пара. (Гейзер.)

Станция №2. Исторические личности

Учитель демонстрирует портреты путешественников, коротко говорит о каждом из них. Уч-ся должны отгадать, о ком идет речь.

  1. Этот путешественник жил в эпоху Великих географических открытий. Более двух лет продолжалась его экспедиция. В результате, в 1497 году был открыт новый морской путь в Индию. (Васко да Гама)
  2. Мореплаватель, который возглавлял первое кругосветное путешествие в 1519-1522г., к сожалению, погибший во время этого плавания. (Фернан Магеллан)
  3. Два русских путешественника на суднах «Мирный» и «Восток», несмотря на мрачные прогнозы Кука, открывшие Антарктиду в 1819 году. (М.П. Лазарев и Ф.Ф. Беллинсгаузен)

Станция №3. Математическая

Что означают эти числа в географии?

Показ чисел на карточках или в виде слайда.

35 промилле, 8848 м, 760 мм рт ст , 11022 м, 40 000 км, 6356км

Станция №4. Техническая

Демонстрация географических приборов. Уч-ся должны назвать каждый из них и пояснить, для чего он предназначен.

Гигрометр, термометр, осадкомер, барометр, компас, флюгер.

Станция №5. Познавательная

1) Определи объект по координатам.

Учитель показывает заданные географические координаты на карточках (слайдах), ребята, используя карту атласа, определяют объект, затем ведущий представляет короткий рассказ о данном объекте.

8º ю. ш., 109º в. д. (о. Ява)

Здесь расположен объект мирового наследия – самое большое буддийское святилище в виде символа, объединяющего Небо и Землю – Боробудур («Много Будд»).

51° с.ш. и 2° з. д. (о.Великобритания)

Здесь расположен еще один объект мирового наследия – Стоундхендж - самый загадочный исторический памятник. Возможно, что это древняя обсерватория, VI - II тысячелетия до н. э. В наши дни не раз высказывалась мысль, что к этим камням приложили руку инопланетяне, некогда создавшие здесь взлетно-посадочную площадку для своих земных экспедиций.

27°с.ш. и 78° в.д. (город Дели)

В этом городе находится Мавзолей, построенный Султаном Шах - Джаханом в память любимой жены. Есть сведения, что Султан два года носил по ней траур и дал клятву построить памятник, достойный памяти жены, совершенно необычный, с которым ничто в мире не может сравниться, и ему это удалось.

2) Определите географические координаты данных объектов.

По замыслу архитекторов Л. Косты и О.Нимейера в плане город Бразилиа имеет очертания самолета, в “фюзеляже” которого находятся административные и общественные здания, в “крыльях” - жилые кварталы, а в “пилотской кабине” - дворцы президента, национального конгресса и правосудия. Город Бразилиа - единственный объект современного этапа цивилизации, включенный в Список Всемирного наследия, определите его координаты. 16º ю. ш., 48º з.д. (город Бразилиа)

3. Город Рио-де-Жанейро считается одним из красивейших городов мира. В течение длительного времени был столицей Бразилии. Расположен он на берегу бухты Гуанабара. Символом города по праву считается статуя Христа Спасителя, которая благословляет шумный и веселый город с высоты 30 метров, не считая семиметрового постамента. Определите координаты города Рио - де - Жанейро. (22º ю. ш., 44º з. д.)

4 .Остров Пасхи (Тихий океан) или Рапа - Нуи, на местном наречии, был открыт голландцем Якобом Роггевеном на пасху в1722 году. Остров известен загадочными гигантскими статуями людей с длинными ушами, определите его координаты.

(27º ю. ш., 108º з. д.)

Станция №6. Наблюдательная

Определите географический объект по его контурам.

Демонстрация контуров объектов

Станция №7. «Не забывай-ка!»

Дайте определение следующим географическим понятиям.

Ветер (движение воздуха относительно земной поверхности)

Морена (отложения камней и фрагментов пород, накопленные ледниками при их движении)

Снеговая граница (граница земной поверхности, выше которой накопление твёрдых атмосферных осадков, снег не тает)

Широтная зональность (закономерное изменение физико-географических процессов, природных зон от экватора к полюсам)

Горизонталь (условная линия, соединяющая точки, находящиеся на одной абсолютной высоте)

Станция №8 Сообразительная

  1. Самый большой материк.
  2. Самый холодный океан.
  3. Самый маленький материк.
  4. Откуда можно идти только на север.
  5. Огнедышащая гора.
  6. Самая высокая точка Земли.
  7. Где на Земле самый длинный день и самая длинная ночь?
  8. Где самая тонкая земная кора?
  9. Кто открыл Америку?
  10. Кого съели аборигены?
  11. Где нельзя увидеть Полярную звезду?
  12. Как называется высшая точка России?
  13. Кто открыл Южный полюс?
  14. Какое море не имеет берегов?
  15. Нижняя часть атмосферы?
  16. Все неровности на поверхности Земли.
  17. Самое большое по численности государство мира.
  18. Какое государство занимает целый материк?
  19. Кто назвал самый большой океан Тихим?
  20. Самый большой остров.

Подведение итогов.

В конце занятия подводятся итоги, выбирают самого активного участника, который объявляется лучшим знатоком географии.