Урок-исследование "Жизнь в своем формате"

Разделы: Внеклассная работа


Цель:

  • раскрыть основные мотивы включения подростков в неформальные сообщества;
  • проанализировать формы активности этих сообществ, механизмы их влияния на личность и поведение подростков;
  • охарактеризовать атрибуты молодёжной субкультуры.

Задачи:

  • рассмотреть различные виды неформальных молодёжных объединений;
  • их отличия друг от друга, основных идей, форм организации, элементов субкультуры, связь с обществом;
  • причины образования молодёжных субкультур.

Основные понятия: молодёжь, культура, субкультура, контркультура.

Приложение 1

Ход урока

Ведущий: Наверняка вы периодически видите людей, которые резко выделяются из толпы своим обликом. Ирокезы и дреды, мешковатые штаны или куртки-косухи. Фенечки или гламурные аксессуары – современные юноши и девушки выглядят порой очень необычно. Сегодня мы будем говорить о неформалах нашего времени.

Что такое культура?

– Слово “культура” происходит от латинского “colere”, что означает “культивировать” или же “возделывать почву”.
– Издавна применяется для обозначения того, что сделано человеком.

В противовес этому существует контркультура:
– или альтернативная культура – это субкультура, которая по своим основным установкам отрицает основную или господствующую в обществе культуру
– обозначение явлений, противостоящих официальным установкам и принципам, господствующим в конкретной культуре.

Субкультура

  • система ценностей, установок, способов поведения и жизненных стилей, которая присуща относительно мелкой социальной общности, пространственно и социально в большей или меньшей степени обособленной;
  • свод накопленных определённым мировоззрением ценностей и порядков группы людей, объединённых специфическими интересами, определяющими их мировоззрение.

Субкультура – часть общественной культуры, отличающаяся от основной манерой поведения, одеждой, взглядами и образом жизни.

“Неформал”: А вот слово “неформал” означает “необычность, яркость, индивидуальность”. Мы говорим миру: “ Я – личность, я не такой как все”. Мы бросаем вызов окружающему миру, протестуем против того, что нам не нравится в окружающей действительности. Мы хотим быть особенными, хотим показать всем, что мир – противоречив и что-то надо в нём менять.

Ведущий: Кто-то меняет субкультуры как перчатки только ради внешних проявлений, не вникая в суть и философию, которая есть в каждом неформальном движении. А кто-то всерьёз углубляется в философию направления и много лет не меняет свои взгляды и внешний вид. Таких меньшинство.

Поговорим о самых основных неформальных направлениях:

  • Хиппи;
  • Растаманы;
  • Байкеры;
  • Панки;
  • Скинхеды;
  • Готы;
  • Эмо;
  • Хакеры;
  • Футбольные фанаты;
  • Ролевики;
  • Аниме;
  • Хип-хоп культуры: граффити, реперы, брейк-данс, роллеры, стрибол и др.

Хиппи: наш девиз: “Да – любви, нет – войне!”

Хиппи (от англ. hippy, от разг. hip “модный, стильный”) – молодёжная философия и субкультура, возникшая в США в 1960-х. Они протестовали против пуританской морали, пропагандировали стремление вернуться к природной чистоте через любовь и пацифизм. Носили длинные волосы, слушали рок-н-ролл, путешествовали автостопом, увлекались медитацией и восточной мистикой и религиями, характерно употребление наркотиков, чтобы расширить сознание. Внешний вид: длинные волосы (хайр), тонкая повязка вокруг головы, джинсовая одежда, на шее – сумочка, украшенная бисером, на руках – фенечки. Хиппи часто вплетали цветы в волосы, раздавали цветы прохожим и вставляли их в оружейные дула полицейских и солдат – их стали называть “детьми цветов”. Для этого движения характерны: терпимость к расовым различиям, популяризация здоровой пищи. Антивоенное движение(пацифизм), стремление к мирному разрешению любых разногласий между людьми, идеологиями, религиями. Любить – значит принимать других такими, какие они есть, давать им свободу выражать себя. Это суть философии хиппи.

Растафари (растаманы): Наш девиз: “Бей в барабаны, постигай смысл жизни!”.

– (Растафарианство) это не столько субкультура, сколько в оригинале, религия, которая подразумевает восприятие Хайле Селассие I – бывшего императора Эфиопии как воплощение Бога, которого здесь называют Джа. Движение зародилось на Ямайке в начале 30-х г. 20-го в.дальнейшее развитие течения произошло не без помощи курения конопли в священных целях. Растафари говорят, что учёные пытаются рассмотреть мир с внешней стороны, а они хотят заглянуть в него изнутри. Современный подход к жизни они считают искусственным и чересчур объективным, исключающим возможность выражения индивидуальности. Для растафари очень важна личность, каждый член этого движения занят поисками истины.

Рокерская культура. Слово рокеры изначально служило для определения британской молодёжи в 60-х годах прошлого века, которая позволяла себе весьма непочтительно рассекать по дорогам на мотоциклах. Первых рокеров объединяет только один принцип – манера езды на мотоцикле, а уж потом появилось такое понятие как стиль. Эти ребята могли разъезжать со скоростью до 160 км/ч по окружным дорогам Лондона. Стиль рокера породили необходимость и практичность. Рокеры носят кожаные мотоциклетные куртки, в изобилии украшенные кнопками, заплатками, нашивками и булавками. На головах у них нередко довольно модные кожаные кепки. Обычно они ездят на мотоцикле в шлеме с открытым лицом, в авиационных очках, белом шёлковом шарфе, который защищает их рот от переохлаждения. Привязанность к рок-н-роллу, езда на мотоцикле помогли создать образ английского уличного хулигана.

У нас в России рокерская культура в большей степени связана с музыкой..Этой культуре свойственна пропаганда отхода от несовершенного мира. В идеале, рокер – это начитанный человек, который разбирается в общественной ситуации, умеет самостоятельно мыслить и делать выводы. Которые и излагает в соответствующих текстах, положенных на музыку. Другая сторона рокерской культуры – злоупотребление алкоголем, наркотиками, сигаретами.

Байкеры. Любители мотоциклов в более поздние года создали параллельную рокерам байкерскую культуру. Как те, так и другие абсолютно аполитичны и ставят себя над социальными проблемами. Байкеры становятся единым целым со своими мотоциклами, у них существует свой кодекс чести, который включает в себя выражение высоких моральных принципов и поклоняются одному кумиру – Скорости.

Панки: Наш девиз “Нас невозможно сбить с пути, нам всё равно, куда идти”.

Смысл английского слова punk – неопытный юнец, шпана. В лохмотьях, с ирокезами и глубочайшим презрением ко всему миру – такими нам представляются панки. Культура панка отличается своим собственным стилем музыки, идеологией и модой. Идеология панка сосредоточена на реализации права каждого индивидуума на свободу, на жизненный уклад, на который никто не давит. Этика панк-культуры подразумевает самостоятельность, прямые действия по смене политического уклада и непринятие общественной культуры широкого потребления. Паки постоянно принимают участие в политических протестах локального, национального или глобального масштабов. Пропагандируют анархизм. Злоупотребление алкоголем и наркотиками, насилие – тоже элементы панка. Вред себе и суицид – явления, сопутствовавшие этому направлению с самого начала. Героин, аэрогены и другие вещества считаются нормальными, однако в более поздних направлениях их употребление было сведено к нулю.

Скинхэды. Произошло от англ. скин хэд – бритая голова. Это неофашистские ( некоторые праворадикальные организации и движения в ряде государств мира, которые в политическом идейном отношении являются преемниками фашистских организаций, распущенных после 2-й мировой войны. Неофашисты проявляют склонность к политическому экстремизму, используют террористические формы деятельности) молодёжные группировки закрытого типа. Проповедуют культ сильной личности, расизм, шовинизм. Приветствием является вытянутая вперёд рука. На собрания чужие не допускаются. Организация военного образца. Идеология – подчинение сильной личности, все слабые и немощные не имеют права на жизнь.

В России представлены более агрессивные направления скинхэдов. У них чёткая программа по очищению нации, а также распределению общества на слои. Скинхэды-неонацисты – старшие по возрасту, более грамотные, “продвинутые”, разбираются в музыке, поэзии, проповедуют расистские догмы.

Футбольные фанаты. Сообщества футбольных фанатов – одна из наиболее распространённых форм субкультурной молодёжной активности в современной России, имеющая давнее происхождение. Многие формы поддержки своих команд своими болельщиками сложились ещё в 30-е годы 20-го века. Специфика этой субкультуры состоит в том. Что требует от участников минимума усилий и не затрагивает глубоко образ жизни. Вдохновляет сама игра на футбольном поле, но самое значимое – моменты общей эмоциональной разрядки, возможность “оторваться”, проявлять свои чувства в полной мере (орать, буянить).

Готы: “Всё плохо, а будет ещё хуже”.

В основе этого движения лежит готическая музыка, выросшая из пост-панка. Внешний вид готов – чёрные наряды, вампирские зубы и прочая символика – всё, что имеет хоть какое-то отношение к эстетике смерти. Идеология готов формировалась путём признания и скорби о социальном и личном зле, о котором массовые культуры стараются умолчать. Готы принципиально аполитичны. Особое ударение в этой культуре ставится на личном, а не на общественном, она тяготеет к интеллектуальности. Готы – это духовное восприятие окружающего мира. Среди них нередко встречаются утончённые, начитанные и весьма талантливые люди. Молчаливое созерцание окружающего мира и погружение в мир собственный объясняет то, что среди готов много одиночек, предпочитающих проводить время наедине с собой и своими мыслями, нежели в компаниях.

Эмо: “Мы нежные и ранимые”.

“Готы много времени проводят на кладбище, а эмо родители туда не пускают. Вот они сидят и по этому поводу всё время плачут”. Эмо – это сленговое определение субкультуры, которое произошло как сокращение от прилагательного эмоциональный. Одежда, волосы, макияж и украшения двух оттенков – чёрный и розовый. Идеология эмо сосредоточена вокруг внутренних ощущений и эмоций человека. Основные понятия эмо: грусть, тоска и любовь. В более широком смысле быть эмо означает находиться в печали и писать стихи, в поэзии речь идёт о таких чувствах, как смятение, подавленность. Одиночество, тоска, злость оттого, что индивидуум не понят, чувство обособленности от всего окружающегося мира. Мотивы быстротечности времени и любви.

Хакеры. Сообщество, некая общая культура, состоящая из опытных программистов и сетевых чародеев. Хакеры создали Интернет. Но есть и другая группа людей. Громко именующая себя хакерами, но не являющихся таковыми, те люди, которым достаётся за взлом компьютерных и телефонных систем. Настоящие хакеры называют таких людей “кракерами”.

Хип-хоп культуры. Хип-хоперы укоренились в российской молодёжной среди уже достаточно давно.

Хип-хоп – “уличная культура”,получившая широкое распространение с середины 70-х годов – это освоение молодёжью социальной среды через развитие четырёх основных направлений: брейк-данс, рэп, граффити, ди-джеинг.
В составе элементов хип-хоп культуры рассматриваются также стрибол(уличный баскетбол), роллинг(определённая техника катания на роликах) и др.

Граффитёры: “Рисуй везде и чем угодно”.

Слово “граффити” – итальянское и изначально значит “нацарапанный”. Этим термином принято обозначать художества на стенах домов и в метро, сделанные с помощью баллончиков с краской (изредка – маркеров), чаще всего выдержанные в одном стиле. Граффити – это настоящее искусство. Некоторые исследователи считают его направлением современного авангардизма, ведь когда граффитёры перешли с маркеров на баллончике с краской, и надписи стали более художественными, яркими и впечатляющими. Появился “граффити – туризм” – поездки молодёжи в другие города и страны с целью написать там свои имена.

Рэпперы: “Я говорю – значит, я существую!”

Это ритмичный речитатив, обычно читающийся под музыку. Исполнитель называется рэпером или МС. Изначально это были незамысловатые рифмованные куплеты, обращённые к аудитории. Распространению этого стиля музыки сильно поспособствовало негритянске любительское радио. Исполнение рифмованных речёвок прямо на улицах по сей день остаётся традицией чернокожих кварталов. Кроме того, устраивались так называемые “баттлы” – словесные поединки. В которых два исполнителя переругивались. Сохраняя рифму и ритм.

Ролевики: “Что наша жизнь – игра!”

Внешне они выглядят абсолютно нормально, живут как все остальные люди, ничем особо от них не отличаясь. Если не считать страсти к чтению фэнтези и постоянным стремлением смешивать реальность с нереальностью, играть в придуманных персонажей. Родственными этому являются движения исторических реконструкторов и толкиенистов. Они сами делают одежду и доспехи определённой эпохи или выдуманного мира, собираются с себе подобными и совершают маленькое представление-игру. Ролевое движение выделяют и как хобби, и как субкультуру. Для которой характерен свой язык, музыка, литература (фанфики) и другие элементы единой культуры.

Аниме. Это прежде всего название анимационных картин, которые производятся в Японии. Способы воссоздания аниме в жизни на первый взгляд очень проста, но представители этой субкультуры относятся к творческому процессу очень бережно. В число этих способов входит рисование, сочинение текстов и косплей. Косплей – это полное воссоздание необходимого персонажа, включая копирование костюма, манеры, речи, макияжа, причёски и так далее – то есть своеобразный театр. Многие представители субкультуры не останавливаются на простом копировании, они погружаются в историю, философию Японии, начинают изучать японский язык. Представители аниме не устраивают общественных протестов и политических волнений. Они просто пребывают в своём мире.

Флэшмобберы. Flash mob с англ. “вспышка толпы”. Когда в какое-то время собирается очень много людей и все вместе выполняют одни и те же действия. После определённого времени толпа рассасывается. И всё. Никаких злых, погромных дел нет и быть не этого не может, флэшмобберы не исповедуют агрессию.

Ведущий: И это далеко не полный список субкультур! Есть ещё фрики, рейверы, яппи, моды, риветхеды, стиляги, нудисты, фурри, нью-эйдж… Всех не перечислишь! Одним из них присущи только внешние проявления, другим – ещё и философские, мировоззренческие.

(Можно попробовать немного разграничить субкультуры, которые есть в презентации.)

Движение начинается с момента несогласия человека с нынешним положением вещей. Это применимо ко всем сферам жизни. Движение в данную субкультуру или создание новой начинается с желания выйти за рамки формата, принятого на территории данного государства.

Не сама субкультура самоценна, а те люди, которые её представляют. Поверьте, и эмо, и панки. И металлисты, и рэперы просто получают удовольствие от общения. Зачем нужна “косуха”, если не с кем в ней тусоваться? Или зачем мне быть рэппером, если я не вижу там сильной дружбы и поддержки.

“Неформал”: В каждой субкультуре есть свои принципиальные люди и свои подонки. Ценность человека как личности ещё никто не отменял. И не важно, как я одеваюсь, какую музыку слушаю – всё это субкультурные различия – очень важно какой я человек. Отсюда уже начинается культура.

Я буду счастлив, если на моём жизненном пути повстречается очень неформальный неформал, который окажется просто культурным человеком.