Пояснительная записка
Обоснование.
Современное состояние общества, высокие темпы
его развития предъявляют все новые, более
высокие требования к человеку и его здоровью.
Здоровье является основным фактором в системе
важнейших человеческих ценностей. Стремление
человека к здоровому образу жизни вытекает из
потребностей, которые выработались в процессе
исторического развития. Здоровье оказывает
большое влияние на духовное развитие человека,
является необходимым условием для его
культурного развития.
Эколого-валеологическую культуру нельзя навязать ребёнку. Детство – это период бурного развития ребёнка, интенсивного накопления знаний об окружающем мире, формирования многогранных отношений к природе. Особая чувствительность и эмоциональность младших школьников создают особые предпосылки для появления интереса к самому себе, к людям, к своему здоровью, к состоянию природной и социальной среды.
Так как наша школа является коррекционным учреждением VIII вида, то одним из направлений специального образования является забота о воспитании и обучении детей с ограниченными возможностями с тем, чтобы они могли полноценно жить и трудиться в социуме. И эколого-валеологическое образование является той составляющей комплексного процесса обучения, воспитания и развития, которая нацелена на формирование телесного, духовного и социального благополучия, здоровья подрастающего поколения.
Я, как воспитатель, должна обеспечить воспитанникам высокий уровень реального здоровья, вооружив их необходимым багажом знаний, умений и навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитав у детей культуру здоровья.
Выводы.
Мной была разработана дополнительная
образовательная программа
эколого-валеологического воспитания “Расти
здоровым”, т.к. считаю, что именно начальная
школа – важнейший этап в формировании
познавательных, эмоционально-нравственных,
практически-деятельных отношений детей к
окружающей среде и к своему здоровью.
Цели:
- Учиться быть здоровым душой и телом.
- Стремиться творить свое здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы и бытия.
- Формировать у детей позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья.
- Расширять знания и навыки по гигиенической культуре.
Задачи:
- формирование у учащихся потребности в здоровье и сознательном отношении к нему;
- формирование системы знаний о здоровье и здоровом образе жизни;
- формирование практических умений и привычек по укреплению личного здоровья;
- формирование экологического мышления и экологической культуры учащихся;
- формирование нравственной культуры, самопознания, умений и навыков по физическому и нравственному самосовершенствованию и саморазвитию.
Срок реализации программы: 3 года.
Возраст детей: 7–10 лет.
Формы проведения занятий:
- занятия;
- экскурсии;
- наблюдения;
- дидактические игры;
- чтение специальной литературы;
- сюжетно-ролевые игры;
- простейшие физиологические опыты;
- моделирование;
- самостоятельное наблюдение;
- викторины,
- творческая и практическая деятельность.
Методы проведения занятий
Словесные методы обучения:
рассказ педагога – создавать яркие,
точные представления о строении, функциях
организма, правилах гигиены, законах природы и
т.д.;
Наглядные методы обучения:
- наблюдение – формирование основного содержания знаний детей об органах, их функциях, гигиене; развитие наглядно-образной, наглядно-действенной форм мышления, речи.
- рассматривание картин, таблиц, муляжей,
репродукций, схем
Задачи: уточнение, обогащение представлений детей об организме, обогащение словаря детей; формирование наглядных образов тех органов, восприятие которых в жизни невозможно; обогащение, систематизация знаний детей; активизация словаря, развитие связной речи - демонстрация – слайды, диафильмы, кинофильмы
Задачи: расширение знаний детей об экологии и валеологии; развитие речи; формирование конкретных представлений о явлениях, восприятие которых в жизни затруднено, невозможно; возможность познакомить с явлениями, протекающими длительное время.
Практические методы обучения:
- упражнения – многократное повторение умственных и практических действий
Задачи:
– овладение разными способами умственной деятельности;
– формирование практических навыков, умений;
– совершенствование и укрепление познавательных сил детей.
- Элементарные опыты:
физиологические – преобразование жизненной ситуации с целью выявления скрытых свойств органов, установление связи между ними, причин изменения
экологические – простейшие опыты (с воздухом, водой, светом, теплом), помогающие ребенку познать тайны природы.
Формы и методы контроля над усвоением детьми программы.
Диагностика знаний, умений и навыков в начале и в конце учебного года:
- методы наблюдения;
- методы тестирования, анкетирования (тесты на выявление уровня агрессивности, тревожности, социометрия и др.);
- выполнение индивидуальных и коллективных практических заданий;
- открытые занятия.
Режим занятий: 1 раз в неделю
Ожидаемые результаты: научить детей ответственно относиться к себе, своему здоровью, сбережению окружающей среды.
Критерии результативности
Дети должны знать:
- Устройство своего организма.
- Полезные и вредные для здоровья поступки и привычки.
- Знать самого себя и свои возможности.
- О пользе и вреде продуктов питания.
- О вреде табака, алкоголя, наркотических веществ, последствия вредных привычек.
- О правильном использовании физических упражнений.
- Основные природные богатства и их роль в жизни человека.
- Правила поведения в природе.
- Что человек часть природы и, охраняя природу, он охраняет своё здоровье.
Дети должны уметь:
- Слышать и чувствовать состояние своего организма.
- Принимать правильные решения в опасных ситуациях.
- Определять степень вежливого поведения.
- Слушать и слышать.
- Соблюдать личную гигиену.
- Противостоять вредным и опасным привычкам.
- Знать основы правильного питания.
- Различать природные богатства.
- Правильно вести себя в природе.
- Организовывать подвижные игры.
В целях обеспечения целевой направленности воспитания считаю целесообразным осуществлять формирование норм здорового образа жизни по следующим приоритетным направлениям:
1 раздел. “Душевное (психическое) здоровье”
В этой части программы необходимо обратить внимание детей на состояние общего душевного комфорта, воспитание системы ценностей, установок, мотивов поведения человека в обществе.
Значительное место необходимо отвести повышению психоэмоциональной устойчивости: элементы релаксации под музыку и звуки природы, обучение пониманию своего эмоционального состояния.
2 раздел. “Физическое здоровье”
Изучение текущего состояния органов и систем организма, а также их рост и развитие. Тематика данных занятий предусматривает работу по следующим направлениям:
1. Режим дня, учёбы и отдыха.
2. Тело человека как самостоятельный организм.
3. Основы рационального питания.
4. Личная гигиена.
3 раздел. “Природа и мы”
Учитывая экологическую обстановку в современном обществе, необходимо разъяснять детям какое значение имеет природа для нашего здоровья. На занятиях учащиеся узнают о том, что человек – часть природы и, охраняя природу, он охраняет своё здоровье.
4 раздел. “Основы здорового образа жизни”
1. Здоровье и здоровый образ жизни.
2. Значение физкультуры и закаливания для сохранения здоровья.
3. Профилактика вредных привычек.
Для осуществления лечебно – оздоровительных и коррекционных мероприятий, необходимо соблюдать режим двигательной активности в младших классах.
Двигательный режим в младших классах
Вид занятий | Продолжительность |
Утренняя гимнастика | Ежедневно в группе 10 минут. |
Физкультминутки | Ежедневно на каждом занятии, по мере необходимости 3–5 минут. |
Подвижные игры и упражнения на прогулке | Ежедневно 15–20 минут. |
Индивидуальная работа по развитию движений | Ежедневно на прогулке 8–10 минут. |
Гимнастика после дневного сна | Ежедневно 5–8 минут. |
Учебные занятия по физической культуре в спортивном зале | 2 раза в неделю по 40 минут. |
Спортивный час | 1 раз в неделю на утренней прогулке 25 минут. |
Физкультурный досуг | 1 раз в месяц 30 минут. |
Гимнастика для глаз | По 1–3 минуты во время занятий |
Пальчиковая гимнастика | 1–2 раза в день. |
Дыхательная гимнастика | 1 раз в день на прогулке |
Самостоятельная двигательная активность | Ежедневно под руководством воспитателя в помещении и на свежем воздухе, продолжительность зависит от индивидуальных особенностей детей. |
Всего за неделю организованная двигательная активность | Не менее 7 часов |
2. Учебно-тематический план
№ раздела |
Наименование разделов и тем | Количество часов | ||||
Всего | Теория | Практика | ||||
Всего | Групповая | Индивид. | ||||
1. | Душевное (психическое) здоровье ребенка | 17 | 15 | 2 | 1 | 1 |
2. | Физическое здоровье ребенка | 31 | 21 | 10 | 8 | 2 |
3. | Природа и мы | 32 | 28 | 4 | 4 | – |
4. | Основы здорового образа жизни | 24 | 20 | 4 | 4 | – |
Итого часов: | 104 | 86 | 20 | 17 | 3 |
3. Содержание дополнительной образовательной программы
Первый год обучения
№ п/п |
Название темы занятия |
Количество часов | Дата проведения | |||
Душевное (психическое) здоровье ребенка | ||||||
1. | Поведение в школе-интернате (игра-путешествие) | 1 час | ||||
2. | Для чего люди общаются? Умение общаться. | 1 час | ||||
3. | В чём состоит вежливость. Вежливая речь. | 1 час | ||||
4. | Правила для собеседников (умение слушать, умение говорить) | 1 час | ||||
5. | “Я и мои поступки. Что такое воспитание себя?” | 1 час | ||||
6. | Уроки доброты | 1 час | ||||
7. | Очищение души | 1 час | ||||
8. | “Мое настроение” | 1 час | ||||
Релаксация под музыку | 2-3 раза в неделю перед сном | |||||
Физическое здоровье ребенка | ||||||
9. | Режим дня школьника. Зачем нужен режим дня? | 1 час | ||||
10. | “Мой организм – целая планета. Знакомство с ее жителями, устройством и функционированием" | 1 час | ||||
11. | “Мои верные помощники” – органы чувств человека. | 1 час | ||||
12. | Нос и уход за ним. “Мой замечательный нос” | 1 час | ||||
13. | Глаза – орган зрения. Как беречь зрение? Правила просмотра телепередач. Разучивание комплекса упражнений гимнастики для глаз (практическое занятие) | 2 часа | ||||
14. | “Детям о зубах”. Строение зубов. Для чего человеку нужны зубы? Как они устроены? Практическая работа: правила гигиены полости рта и навыки правильных движений зубной щёткой. | 3 часа | ||||
15. | Как мы дышим? Органы дыхания. Практическая работа – знакомство с правилами выполнения звукодвигательных дыхательных упражнений “Летит пчела”, “Дворник”, “Дуем в дудочку”, “Паровозик” и т.д. | 1 час | ||||
16. | Наша кожа. Уход за кожей. | 1 час | ||||
17. | Правильная осанка – путь к красоте тела. Разучивание комплекса гимнастики для формирования правильной осанки. | 1 час | ||||
18. | Витамины и здоровый организм. Здоровая пища. | 1 час | ||||
Природа и мы | ||||||
19. | Основные богатства природы: солнечный свет, воздух и вода. Зависимость человека от природы. | 1 час | ||||
20. | Что такое природа? Живая и неживая природа. | 1 час | ||||
21. | “Лес – наше богатство” | 1 час | ||||
22. | “В гостях у зимующих птиц” | 1 час | ||||
23. | Изготовление кормушек для птиц (практическое занятие) | 1 час | ||||
24. | “Волшебница вода. Что мы знаем о воде?” | 1 час | ||||
Основы здорового образа жизни | ||||||
25. | Человек и его здоровье. Микробы. | 1 час | ||||
26. | “Кто с закалкой дружит – никогда не тужит. Волшебный Морж”. Закаливание организма. | 1 час | ||||
27. | “Полезные и вредные привычки. Денис и медвежонок Денни” | 1 час | ||||
28. | Разучивание комплекса лечебной гимнастики для правильной осанки (практическое занятие) | 1 час | ||||
29. | Разучивание комплекса дыхательной гимнастики (практическое занятие) | 1 час | ||||
30. | Разучивание комплекса специальных упражнений для предотвращения развития плоскостопия (практическое занятие) | 1 час | ||||
31. | Летние каникулы. Правила безопасности на воде. Как защитить себя от солнечных ожогов? | 1 час | ||||
Итого: | 34 часа |
К концу 1-го года обучения учащиеся должны знать:
- части своего тела и их функции;
- что такое общение и какова его роль в жизни человека;
- в чём состоит вежливость;
- способы выражения приветствия, прощания, благодарности;
- правила для собеседников;
- свой режим дня;
- гигиенические требования к организации сна;
- что такое осанка и почему её нужно сохранять;
- правила гигиены полости рта и навыки правильных движений зубной щёткой;
- для чего человеку нужна кровь;
- что человек часть природы и, охраняя природу, он охраняет своё здоровье;
- основные природные богатства и их роль в жизни человека;
- правила поведения в природе;
- правила закаливания;
- правила поведения на воде
- полезные и вредные привычки.
К концу 1-го года обучения учащиеся должны уметь:
- определять степень вежливого поведения;
- слушать и слышать;
- организовывать подвижные игры;
- правильно умываться, чистить зубы, уши;
- следить за кожей, ногтями;
- выполнять правила для поддержания правильной осанки;
- выполнять под контролем воспитателя гимнастику для глаз;
- выполнять специальные упражнения для профилактики плоскостопия (массаж стопы, катание валика и т.д.);
- различать природные богатства;
- правильно вести себя в природе;
- противостоять вредным и опасным привычкам;
- защитить себя от воздушно-капельных инфекций;
- правильно ложиться спать.
Второй год обучения
№ п/п |
Название темы занятия |
Количество часов | Дата проведения |
Душевное (психическое) здоровье ребенка | |||
1. | “Волшебное путешествие” – коррекционное занятие по эмоциональному развитию | 1 час | |
2. | Как люди общаются? Речевая ситуация. Твои речевые роли. Общение в быту. Вежливые слова. Обращение к знакомым и незнакомым людям. | 2 часа | |
3. | Эмоции человека. Настроение. | 1 час | |
4. | Друг и друзья. С кем бы ты хотел дружить? Тест “Два домика” – социометрия (практическое задание) | 1 час | |
5. | Разрешение конфликтов. Агрессия. Тест “Варежка” (практическое задание) | 1 час | |
6. | О чем говорит музыка? Знакомство с творчеством Н. Римского-Косакова. | 1 час | |
Релаксация под музыку | 2-3 раза в неделю перед сном | ||
Физическое здоровье ребенка | |||
7. | Режим дня. Чередование труда и отдыха. Режим дня в выходные дни. Зачем нужно соблюдать режим дня? | 1 час | |
8. | Сон и его значение для здоровья. | 1 час | |
9. | Личная гигиена. Ногти и уход за ними. Уход за волосами. | 1 час | |
10. | Глаза – зеркало души. Как по глазам можно определить настроение человека? Какие правила нужно соблюдать, чтобы уберечь глаза? Какие враги есть у глаз? Практическая работа: разучивание зрительных физминуток, упражнений для развития зрительной памяти. | 2 часа | |
11. | Дыхание. Зачем нам нужен нос? Чихание и кашель. Как защитить себя от воздушно-капельных инфекций? | 1 час | |
12. | Твоё питание. Путешествие пищи. Питательные вещества и их значение для роста и развития. | 1 час | |
13. | Твои зубы. Правила ухода за зубами. Здоровые зубы – здоровый организм. Кариес. | 1 час | |
14. | “Путешествие по городу Здоровейску” | 1 час | |
Природа и мы | |||
15. | Человек и природа – единое целое. Лес – это здоровье! | 1 час | |
16. | Птичья столовая. Виды кормушек и еда для разных птиц. | 1 час | |
17. | “Приключение муравьишки” | 1 час | |
18. | Зачем нам нужны комнатные растения?
Влагоустойчивые и засухоустойчивые комнатные
растения. Уход за комнатными растениями (практическая работа) |
2 часа | |
19. | “Волшебница вода”. Вода – источник жизни. Правила бережного отношения к воде. | 2 часа | |
20. | Экскурсия в парк “Как растения готовятся к зиме” | 1 час | |
21. | Беседа “ Лекарственные растения – средства оздоровления организма человека” | 1 час | |
22. | Беседа о культуре поведения в природе | 1 час | |
23. | Викторина “Знатоки природы” | 1 час | |
Основы здорового образа жизни | |||
24. | Игра-путешествие “Откуда берутся грязнули?” | 1 час | |
25. | “Кто с закалкой дружит, никогда не тужит. Волшебный морж”. | 1 час | |
26. | “Мои верные помощники” (органы зрения, слуха и обоняния) | 1 час | |
27. | Микробы – возбудители болезней. Бактерии и вирусы. Что вызывает грипп и как он передаётся? Что такое простуда? Детские болезни. Как организм защищается? Высокая температура, её причины. | 1 час | |
28. | Игра “Путешествие за витаминами” | 1 час | |
29. | “Дорожка здоровья” | 1 час | |
30. | “Чистота – залог здоровья” | 1 час | |
31. | “Витамины нам нужны” | 1 час | |
Итого: | 35 часов |
К концу 2-го класса учащиеся должны знать:
- способы выражения извинения, просьбы;
- комплекс подвижных игр и упражнений на свежем воздухе;
- правила приёма воздушных и солнечных ванн.
К концу 2-го класса учащиеся должны уметь:
- определять степень вежливого поведения;
- доброжелательно относиться к людям, радоваться успехам других людей;
- вступать в контакт с людьми и поддерживать его;
- соблюдать социальные нормы поведения;
- ухаживать за растениями и животными;
- самостоятельно выполнять комплекс физических упражнений для сохранения осанки;
- выполнять правила гигиены полости рта;
- выполнять гигиенические правила по уходу за кожей;
- организовывать зимние игры и оказывать первую помощь при переохлаждении и обморожении;
- оказывать первую помощь при тепловом и солнечном ударах.
Третий год обучения
№ п/п |
Название темы занятия |
Количество часов | Дата проведения |
Душевное (психическое) здоровье ребенка | |||
1. | Растения и животные в твоём доме. Уход за ними. | 1 час | |
2. | Что такое тактичность (Занятие-беседа) | 1 час | |
3. | “Правда и ложь” (занятие-беседа) | 1 час | |
4. | Учимся говорить “Нет!” (занятие-тренинг) | 1 час | |
Физическое здоровье ребенка | |||
5. | Режим дня. Его основные компоненты, обязательность их ежедневного выполнения. Организация учебного труда: правила приготовления домашнего задания. Учёт условий окружающей среды при составлении индивидуального режима дня. |
2 часа | |
6. | Движение – жизнь. Практическая работа: организация и проведение подвижных игр, эстафет на свежем воздухе. |
1 час | |
7. | Опорно-двигательный аппарат. Практическая работа: разучивание упражнений по профилактике нарушения осанки и плоскостопия. |
1 час | |
8. | Личная гигиена. Гигиена полости рта. (Практическая работа) |
1 час | |
9. | Береги зрение! Гигиенические правила сохранения зрения. Гимнастика для глаз (разучивание комплексов – практическое занятие) |
1 час | |
10. | Твоё дыхание. Дыхательная гимнастика (разучивание комплекса – практическое занятие) |
1 час | |
Природа и мы | |||
11. | Экология – наука о том, как жить в мире с природой, не нарушая её законов. Правила поведения в природе. Сохранение гармонии в природе, её красота. Бережное отношение к окружающему миру. | 2 часа | |
12. | Человек и его связь с природой. Охрана воды, воздуха и здоровье человека. “Вода вокруг нас”. Круговорот воды в природе. |
2 часа | |
13. | Влияние окружающей среды на здоровье человека | 1 час | |
14. | “По следам красной книги” | 1 час | |
15. | Экскурсия в парк “Как растения готовятся к зиме?” | 1 час | |
16. | “Птицы – наши друзья. Птичья столовая” | 1 час | |
17. | Знакомство со свойствами воздуха. Практическая работа: как увидеть воздух? как услышать воздух? | 1 час | |
18. | Знакомство с электричеством. | 1 час | |
19. | “Бережем деревянные предметы”. | 1 час | |
20. | Праздник природы “День земли” | 1 час | |
21. | Обитатели нашего уголка природы. Уход за ними. | 1 час | |
22. | Лекарственные растения – средства оздоровления организма. Практическая работа: порядок сбора и применение лекарственных растений. | 1 час | |
23. | “Планета Земля в опасности”. Охрана природы. | 1 час | |
Основы здорового образа жизни | |||
24. | Взаимосвязь здоровья и образа жизни. | 1 час | |
25. | Органы дыхания. Трахеит, бронхит, воспаление лёгких. Практическая работа: разучивание комплекса дыхательной гимнастики. |
1 час | |
26. | Кожа – орган чувств. Чувствительность пальцев. Узоры на ладонях и пальцах. Как дышит кожа? Умывание и купание. |
1 час | |
27. | Привычки: полезные и вредные. Реклама табака и алкоголя. | 1 час | |
28. | “Дым вокруг от сигарет, мне в том дыме места нет” | 1 час | |
29. | Инфекционные заболевания и их профилактика | 1 час | |
30. | Прививки, и как они спасают от болезней. | 1 час | |
31. | Личная и общественная гигиена | 1 час | |
32. | Летний отдых: охрана и укрепление здоровья | 1 час | |
Итого: | 35 часов |
К концу 3-го класса учащиеся должны знать:
- причины плоскостопия и способы профилактики;
- гигиенические правила сохранения зрения;
- как происходит дыхание;
- роль закаливания и правила его выполнения;
- о вреде курения и алкоголя.
К концу 3-го класса учащиеся должны уметь:
- позитивно относится к себе, сопереживать другим;
- регулировать труд и отдых;
- выполнять комплекс дыхательной гимнастики под руководством воспитателя;
- осознанно выполнять правила гигиены полости рта;
- противостоять вредным привычкам и формировать у себя положительные привычки;
- осознанно охранять природу.
Список литературы:
- Павлова М.А. “Формирование здорового образа жизни” – Волгоград: “Учитель”, 2009.
- Бондаренко Т.М. “Экологические занятия с детьми 6–7 лет”. – Воронеж, ЧП Лакоценин С.С., 2009.
- Шорыгина Т.А. “Беседы о здоровье”. – М.: ТЦ “Сфера”, 2010.
- Федосеева П.Г. “Система работы по экологическому воспитанию дошкольников”. – Волгоград: ИТД “Корифей”, 2008.
- Зенина Т.Н. “Конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с природными объектами” – М., Педагогическое общество России, 2006.
- Шорыгина Т.А. “Беседы о правилах пожарной безопасности” – М., ТЦ “Сфера”, 2009.
- Шорыгина Т.А. “Беседы об основах безопасности с детьми 5–8 лет” – М., ТЦ “Сфера”, 2010.
- Николаева С.Н. “Комплексные занятия по экологии” – М., Педагогическое общество России, 2007.
- Шорыгина Т.А. “Беседы о хорошем и плохом поведении” – М.: ТЦ “Сфера”, 2010.
- Блинова Т.М. “Познавательное развитие детей 5–7 лет” – М.: ТЦ “Сфера”, 2010.
- Давыдова О.И., Вялкова С.М. “Беседы об ответственности и правах ребенка” – М.: ТЦ “Сфера”, 2010.
- Шевченко Г.Н. “Основы безопасности жизнедеятельности” (поурочные планы. 1 класс) – Волгоград: “Учитель”, 2007.
- Шевченко Г.Н. “Основы безопасности жизнедеятельности” (поурочные планы. 2 класс) – Волгоград: “Учитель”, 2007.
- Шевченко Г.Н. “Основы безопасности жизнедеятельности” (поурочные планы. 3 класс) – Волгоград: “Учитель”, 2007.
- Сизова Н.О. “Валеология. Конспекты комплексных занятий в детском саду (3–7 лет). – СПб.: Паритет, 2008.
- Козлова М.А. “Классные часы: внеклассная работа: 1-4 классы” – М., Издательство “Экзамен”, 2009.
- Агафонова А.Д. “Классные часы на темы этикета”. 1-4 классы. – М., Издательство “Глобус”, 2009.