Цель:
- познакомить учащихся с новыми звуками и новой буквой;
- научить писать строчную букву х и соединения с ней других букв;
- формировать навык правильного чтения, развивать фонематический слух, зрительную память;
- развивать умение анализировать, обогащать словарный запас;
- формировать умение работать в парах; воспитывать интерес к предмету.
Ход урока
I. Организационный момент.
– Долгожданный дан звонок
Начинается урок.
– Ребята, у нас сегодня гости. Поприветствуем их.
– Вы удивились? Покажите, как вы удивились.
– Вы рады гостям? Приветливо улыбнитесь им.
– Садитесь, пожалуйста.
II. Повторение.
– Сегодня на уроке мы, ребята, отправимся в сказку. Послушайте.
“Жила – была в одной деревне маленькая девочка. Все ее любили, а мама и бабушка так просто души в ней не чаяли. Ко дню рождения бабушка подарила девочке красивую шапочку. Внучке так понравился подарок, что с тех пор она его не снимала”.
– Как звали девочку?
– Кто написал эту сказку? (Ш.Перро)
– А кто помнит, почему девочка оказалась в лесу?
– Сегодня мы отправимся в путь вместе с Красной Шапочкой. (Картинка Кр. Ш.)
– Шла-шла Красная Шапочка, а навстречу ей буквы.
– Назовите их, пожалуйста.
– Жили буквы в домике, пошли гулять да заблудились. Надо им помочь. Расселим
буквы в два домика (две крыши: красная и синяя).
– Какие буквы поселите в дом с красной крышей?
– Какие буквы поселите в дом с синей крышей?
– По какому признаку вы разделили буквы?
– Какие их гласных букв показывают мягкость согласных звуков?
– Обрадовались гласные буквы, что попали домой и запели. Давайте споем сними
(пропевание гласных).
– Тут к ним присоединились согласные. Поиграем с согласными звуками.
Проводиться игра.
Встаньте. Возьмите сигнальные карточки. Я буду показывать на букву в слоге, а вы – называть звуки и показывать карточку, соответствующую этому звуку. ги па ши мо са не ле ду ки ву
II. Работа по теме.
1) Знакомство с новой буквой. Проблемная ситуация.
– Помогла Кр. Ш. буквам и решила отдохнуть. А тут, как тут, отгадайте, кто?
Зверек живет
В норе глубокой.
Он толстосум
И толстощекий.
(Хомяк)
– А хомячка звали Химик.
– Давайте запишем слова хомяк и Химик в прописи (не умеем
писать букву х).
– А что же делать? (Познакомиться с новыми звуками и буквой,
которая их обозначает.)
– Произнесем первые звуки этих слов.
– Дайте характеристику звуку х.
– Дайте характеристику звуку х.
– На письме звуки х и х обозначаются буквой Х. (Показ буквы.)
– Какая же будет тема урока?
– Чему будем учиться? (Отличать эти звуки и букву от других звуков и букв,
учиться читать слоги и слова с новой буквой.)
– Оденем человечка буквы Х. Найдем его в Азбуке на с.126.
– Как вы это сделаете? (Цилиндр, т.к. звук глухой, башмачки синий и зеленый.)
– Хомячок никогда не видел таких человечков, испугался трудностей и
убежал, а Кр.Ш. стало интересно, что же будет дальше?
– А вы как думаете, чем мы займемся сейчас?
2) Работа в прописи.
– Откройте пропись на с.17
– Найдите строчную букву х.
– Так мы еще не писали, давайте сделаем гимнастику для пальчиков. Встаньте.
Наши пальчики проснулись, (пальцы в стороны)
С добрым утром (переплести)
Потянулись – 3 раза
Стали дружно умываться,
Полотенцем вытираться.
Каждый пальчик вытираем,
Ни один не забываем.
Дружно делаем зарядку
И беремся за тетрадку.
– Теперь у всех получится красивая строчная буква Х.
– С какой буквой можно сравнить букву Х? (С буквой С.)
– Из каких элементов состоит буква Х?
(Из двух полуовалов.)
– Какой из полуовалов – буква С?
(Правый элемент буквы.)
3) Объяснение учителя, как пишется буква х.
– А теперь я напишу на доске, а вы внимательно посмотрите.
– Сначала пишется левый полуовал. Затем правый. Буква пишется с отрывом пера.
– Проверьте положение тетради, сядьте ровно. На табло обведите пальчиком букву
х. Пропишите букву на табло.
4) Работа со словами.
– Что несла Кр.Ш. в корзинке бабушке?
– А сегодня она еще взяла батон, баранки.ю калачи.
– Как назвать одним словом батон, баранки, калачи? (хлеб)
– Почему хлеб считают самым главным продуктом питания?
– Найдите это слово и прочитайте.
– Что вы заметили? (Написание не совпадает с произношением.)
– Что нужно сделать, чтобы правильно написать это слово?
– Запишите слово хлеб, сделайте зв-б. разбор (у доски)
– Сегодня бабушка у Кр.Ш. варит суп из рыбы. Найдите и прочитайте в прописи как
по-другому можно назвать суп из рыбы? (Уха.)
– А из какой рыбы у нас на Севере варят уху?
– Запишите слово уха, сделайте звуко-букв. разбор слова (у доски)
5) Работа в парах. Задания на карточках.
Слова храбрые, хилые, хорошие, хитрые на доске.
– На какой вопрос отвечают эти слова?
– Почему в словах храбрые, хитрые, хорошие звуков больше, чем букв?
– Назовите гласные, которые обозначают 2 звука, и в каком случае?
Физкультминутка.
– Приседайте столько раз, сколько звуков в слове смех.
– Подпрыгните столько раз, сколькими буквами записано это слово хомяк.
– Наклонитесь столько раз, сколько букв в слове яма.
– Подтянитесь столько раз, сколько звуков в этом слове.
– Совсем короткий путь остался Кр.Ш. и нам с ней осталось выполнить несколько
заданий.
III. Знакомство с междометиями.
– Прочитайте слоги на 3-ей строчке.
– Прочитайте слоги с твердым согласным х – громко.
– Прочитайте слоги с мягким согласным х – тихо.
– Как соединяется буква х с другими буквами?
– Какие слоги могут быть словами? Подчеркните. (Ха-ха!, Ах! Ох! Ух! Их!)
– Запишите эти слова.
– Слова Ах! Ух! Ох! – особенные. Называются они междометиями. Междометия ничего
не обозначают, только выражают наши эмоции, чувства. Послушайте веселое
стихотворение про междометия.
Мне, – сказало Междометье, –
Интересно жить на свете.
Выражаю поощренье,
Похвалу, упрек, запрет,
Благодарность, восхищенье,
Возмущение, привет…
Те, кого охватит страх,
Произносят слово…(Ах!)
У кого тяжелый вздох,
Произносят слово…(Ох!)
У кого захватит дух,
Произносят слово…(Ух!)
Интересно жить на свете,
Если знаешь междометья!
– Сейчас я буду вам показывать картинки выражающие человеческие эмоции, а вы постарайтесь подобрать к ним междометия.
1-я картинка.
–
Какие чувства переживает мальчик на 1-й картинке? (Восхищение,
восторг.)
– Какое междометие подойдет к этой картинке?
– Прочитайте предложение именно с таким чувством, пробуя повторить и жест
мальчика.
2-я картинка.
– А какие чувства переживает второй мальчик? (Недовольство, усталость.)
– Подберите междометие.
– Прочитайте предложение, передавая голосом усталость.
3-я картинка.
– А кто из вас испытывал такое чувство, как мальчик на 3-ей картинке?
– Подберите междометие?
– Прочитайте предложение, вспомнив это чувство. Ух, как холодно!
Вывод:
– Что вы узнали об этих маленьких словах? Как они называются?
– Пока мы трудились, Кр.Ш. отдохнула и пошла дальше. Пойдемте вместе с ней
(шагают). Посмотрела Кр.Ш. направо, налево, себе под ноги, на солнышко, а
солнышко уже садится. Нужно торопиться. А на встречу ей, как вы думаете кто?
(Междометия.) Да.
IV. Работа по учебнику с. 126.
а) – А почему они написаны с большой буквы? (Возможно, имена людей)
картинки (Ах и Ох)
– Где вы нашли подтверждение вашим предположениям? (На иллюстрации)
– Почему так их назвали? Разве есть такие имена?
– Как вы думаете, одинаково ли относятся они к одному и тому же событию?
б) Чтение текста вслух.
в) Работа с текстом.
1-е предложение.
– Почему так неопределенно говорится о времени и месте?
– Какие тексты зачастую так начинаются? (Сказки.)
2-е предложение
– Правильны ли оказались наши предположения? (Да, это имена героев.)
3-е предложение
– Какой характер был у Аха?
4-е предложение
– Что узнали об Охе? Как Это скулил?
5–7-е предложения
– Как вы думаете, чему радуется Ах утром?
8–11-е предложения
– Что не нравится Оху с утра? Какое у него настроение?
– Как надо прочитать реплику Оха? (С неудовольствием, капризно.)
12–13-е предложения
– Можете ли предположить, кого работа испугает?
14-е предложение
– Какую работу выполняет Ах? С каким настроением? Как вы догадались?
15–16е предложения
– Работает ли Ох? Чем он занят?
– Почему у него ноги зябнут? (Не работает, ищет причину, оправдание.)
– Почему радуется Ах, а Ох стонет? (У
них разные характеры.)
– Как вы думаете, кому живется легче?
– Как вы думаете, где на иллюстрации Ах, а где Ох?
– К какому фрагменту текста относится иллюстрация?
– С кем бы из этих братьев ты хотел дружить? Почему?
– А может кто-то хотел подружиться бы с Охом?
– Ответьте на вопрос текста?
Домашнее задание. г) Инсценирование сказки. Выразительное чтение.
V. Итог урока
– Молодцы, вы хорошо потрудились, а Кр.Ш. благополучно дошла до домика
бабушки, а мы с вами пришли к концу урока.
– Какую цель мы ставили в начале урока?
– Узнали ли вы сегодня что-то новое для себя?
– Оцените себя, как вы сегодня работали: если хорошо– покажите синий кружок,
если что-то не получилось – зеленый.
– Вы поработали очень хорошо, замечательно.
Спасибо за урок.