Цель:
показать уникальность природной кладовой озера.Задачи:
- Воспитание любви к родному краю и бережного отношения к природе.
- Формирование экологического образования.
- Развитие познавательных интересов и творческих способностей школьников
Оборудование: Презентация.
Как море чаша глубока
Прозрачная водица!
Россия очень велика,
А вся могла напиться.
И.И. Ландо
I. Целеполагание:
Просмотр презентации:
– Как вы думаете, о чем мы сейчас будем с вами говорить?
– Какие чувства вызывает у вас Байкал?
– Были ли вы на Байкале,? Поделитесь своими впечатлениями.
II Знакомство с творчеством школьников.
Лапка кедра гладит щеку.
Дождь и сизый дым костра.
Гнет прибрежную осоку
Ветер с самого утра.
Наш Байкал суров и грозен,
Сер и мрачен в ранний час,
Но всегда поклоном сосен
Берега встречают нас.
О, жемчужина Сибири,
Как же много тебе лет!
Нет воды прозрачней в мире,
И озер прекрасней нет!
Лыткин Евгений (выпускник МОУ СОШ № 35).
– Каким мы видим Байкал в стихотворении?
– Какие средства выразительности используются в стихотворении?
– Почему Байкал называют “Жемчужиной Сибири”?
III. Беседа с обучающимися.
– Знаете ли вы, что озеро приподнято над уровнем моря на 453 м., а наибольшая его глубина – 1940 м. Площадь – 31,5 тыс. км. Байкал содержит в своей каменистой чаще 23 тыс. км. воды, что составляет одну десятую часть пресных вод всей Земли. По прозрачности воды Байкала занимает первое место в мире.
Об уникальности и прозрачности воды писал ученый и поэт И.И.Ландо (читает ученик).
Чиста, уникальна, прозрачна вода.
Безмолвна, но полная жизни тайга.
Шумит и волнуется бешеный вал –
Таким мне запомнился древний Байкал.Красавица дочь – Ангара удалая
Свой путь начинает из этого края,
А с нею три сотни речушек и рек
Все устремили к Байкалу свой бег.
……………………………………..
……………………………………..
Работа с эпиграфом.
Как море чаша глубока
Прозрачная водица!
Россия очень велика,
А вся могла напиться.
И.И. Ландо
– Как вы понимаете последние две строки? Какой смысл закладывает в них автор?
– Что общего вы увидели в стихотворениях И.Ландо и нашего выпускника Е. Лыткина?
Почему же так популярен Байкал!
Как-то один крупный сибирский ученый-теплофизик, заядлый альпинист и турист, обронил в разговоре фразу: “Байкал как произведение искусства: чем больше проходит времени, тем больше ему цена”. Не правда ли, как метко и глубоко подмечена ценность Байкала, нашей национальной реликвии. Что же привлекает сегодня на Байкал людей из разных концов мира:
- Прежде всего, его уникальность, ведь Байкал – это древнейшая межгорная котловина, гигантская ванна, наполненная 23 тыс. куб. км чистейшей слабоминерализованной и стабильной по химическому составу воды. Что это значит для будущего народов Земли, нетрудно понять – в нем сосредоточена пятая часть мировых запасов пресных поверхностных вод (исключаются объемы природного льда суши в виде ледников и снежников).
- Байкал – самый глубокий среди пресных водоемов – самая низкая отметка –1637 м. Однако если учесть, что Байкал живет бурной тектонической жизнью, а берега его перемещаются, в связи с чем даже появилась гипотеза, что это начальная стадия образования океана, не исключено – мы можем стать свидетелями рождения новых, больших глубин.
- Байкал – обитель единственной в своем роде своеобразной водной фауны и флоры, древнейший очаг видообразования и формирования новых организмов (в настоящее время их количество превышает 1800, ежегодно открываются десятки новых видов), постоянно действующая “лаборатория” по изучению процессе видообразования.
- Байкал – гигантская здравница, кладезь природно-рекреационных ресурсов, В его бассейне известно до четырех десятков лечебных минеральных источников, большинство из которых являются горячими, с температурой воды от 40 до 75 градусов. Величественные ландшафты, чистые вода и воздушный бассейн, здоровый климат, охотничье-промысловые богатства, первозданность природы на большей части бассейна – вот главные слагаемые этой здравницы.
IV. Байкал – “Объект Всемирного Наследия ЮНЕСКО”.
– Мы постоянно восхищаемся красотой этого уникального озера. В очерке известного иркутского писателя В.Г. Распутина “Байкал” есть такие слова: “Рядом с Байкалом мало размышлять привычно, здесь надо выше, чище, сильнее думать, вровень с его духом, не бессильно, не горько”. Его очерк – это гимн сибирскому морю, непревзойденное по художественно-поэтической силе описание его красоты и мощи. Распутин называет Байкал “любимцем Природы”, ее “венцом и тайной”, “дух Байкала” – особенным, “очищающим, вдохновляющим, взбадривающим душу и помыслы”. Образ “могучего, богатого, величественного, красивого многими красотами, царственного и неоткрытого, непокоренного” чуда-озера встает со страниц очерка во всем своем великолепии и становится явлением подлинного искусства пейзажа в слове. Гражданское чувство, растворенное в художественности, воздействует на читателя как бы исподволь и без нажима, призывая воздать “за добро добром, за милость милостью” и помнить: “как хорошо, что у нас есть Байкал!”
Но признание исключительной ценности Байкала для всего человечества означает не только восхищение им, но и оказание всевозможной помощи мирового сообщества по сохранению жемчужины Сибири для будущих поколений.
В настоящее время Иркутская область находится под пристальным вниманием всего мирового сообщества, как регион, отвечающий за выполнение международных обязательств Российской Федерации в части сохранения озера Байкал и Байкальской природной территории. Байкалу присвоен статус “Объекта Всемирного Наследия” ЮНЕСКО, в связи с чем развитие экономики на Байкальской природной территории ограничено действующим законодательством России. И это понятно, ведь Байкал уникален, и его надо сохранить для потомков, не только как водоем, но и как природную лабораторию изучения видообразования; Байкал сейчас, может быть, единственный на Земле источник чистой питьевой воды, потому что большинство водоемов содержит такую воду, которую нельзя пить; воду Байкала можно использовать как основу для изготовления детского питания, лекарственных веществ, потому что она слабоминерализована. И самое ценное – в водах Байкала значительно меньше натрия, чем во всех других водоемах.
Тема по защите Байкала сегодня, пожалуй, одна из самых актуальных. Мы, как жители Прибайкалья, не можем себе представить, если бы этого неповторимого, прекрасного озера у нас не было. Приезжая к нему на свидание, мы окунаемся в ту атмосферу, которая делает нас добрее, сильнее, чище, и мы понимаем, что должны сделать все необходимое, чтобы сохранить то, что подарено нам Богом.
V. Продолжить знакомство с творчеством школьников.
Признание в любви Байкалу
Стою на берегу и наслаждаюсь
Чистейшим воздухом и нежной тишиной,
От мыслей насовсем освобождаюсь,
Чтобы побыть наедине с тобой.Люблю тебя, и сердце замирает,
Когда смотрю на гладь прозрачных вод.
И лишь одна мечта одолевает –
Обнять твой необъятный небосвод.Люблю, когда вдали белеет парус,
И чайки озорные над водой.
Я радуюсь тебе и улыбаюсь
И солнце улыбается со мной.Жукова Полина (выпускница МОУ СОШ № 35).
Живи, Байкал!
Живи, Байкал!
Ты будешь чист.
А я, как маленький турист,
На берега твои приду,
Узнаю всю твою судьбу:
Какую воду ты несешь,
И сколько лет уже живешь,
Какие рыбы в глубине,
Какие птицы в вышине.
Бывает ли девятый вал.
И что гаммарус очищал,
Любуюсь я твоей красой,
Мы познакомимся с тобой.
Цветы, животные, вода,
Друзьями будем навсегда.
Близняков Степан, 7В класс.
– В последнем стихотворении выражена наша общая позиция по отношению к озеру: “Живи, Байкал!”
VI. Обобщение материала.
VII. Домашнее задание. Подготовка к конкурсу сочинений на тему “Живи, Байкал!”
Литература:
- Брянский В.П. Здравствуй, Байкал! Акватория и побережье. Памятники природы. Иркутск, Вост. -Сиб. книжное изд-во, 1989.
- Галазий Г.И. Байкал в вопросах и ответах. Иркутск, Вост.-Сиб. книжное изд-во, 1984.
Приложение 1: Презентация.
Приложение 2: Музыкальное сопровождение “Байкальские ветры”.