Цель: закрепить у детей представления об электрическом токе, об электроприборах, их значении для людей, о правилах пользования ими. Развивать речевую активность, мышление, учить рассуждать.
Материалы: картинки с изображением электроприборов, знаки, электрический провод, розетка.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, кто слышал слово – электричество? Для чего оно нам необходимо? (Выслушиваются ответы детей.)
К дальним селам, городам
Кто идет по проводам?
Светлое величество!
Это…электричество!
– А что относится к электроприборам? Назовите, какие знаете.?
(Дети по очереди называют, воспитатель показывает соответствующие картинки.)
Воспитатель: Молодцы! А теперь предлагаю отгадать загадки:
Полюбуйся, посмотри – полюс северный внутри!
Там сверкают снег и лед, там сама зима живет.
Навсегда нам эту зиму привезли из магазина.
(Холодильник).Плывет электроход то назад, то вперед.
Остановишь – горе! Продырявит море!
(Утюг).На столе я нахожусь, вам, ребята, пригожусь.
Меня вечером включите, когда читать вы захотите.
(Настольная лампа).Только я, только я, я на кухне главная.
Без меня, как ни трудитесь, без обеда насидитесь.
(Электрическая плита).Я и важен, я и нужен, лишь включите вы меня.
Если только захочу кипяточку вскипячу
И вас чаем напою.
(Электрический чайник).Он один на целом свете радуется с пылью встрече.
Ее быстро соберет и порядок наведет.
(Пылесос).
– Молодцы, ребята, все загадки отгадали. Скажите еще раз, как все эти приборы называются? (Электрические приборы). Для чего они нам так необходимы? (Дети отвечают: утюг, чтобы гладить белье, фен – для сушки волос и т.д.)
– Да, очень они нам помогают в быту, но чтобы они заработали, что нужно сделать? (Включить в розетку). Правильно, потому что электроприборы работают на электрическом токе.
– Помните дети, все электроприборы могут включать и выключать только взрослые. В розетке живет сердитый ток. (Показать розетку детям, которая находится в группе). Нельзя трогать ее руками, просовывать разные металлические предметы. Иначе электричество может сильно вас ударить. Это опасно для жизни!
(Показать детям знак “Высокое напряжение”. Этот знак обозначает, что подходить сюда нельзя!)
Воспитатель: Ребята, а еще нельзя дотрагиваться до включенных электроприборов мокрыми руками, потому что вода пропускает через себя ток.
(Познакомить детей еще со знаками: “Нельзя самому пользоваться!” и “Осторожно пользоваться!”)
Воспитатель: А теперь немножко отдохнем.
Проводится физкультминутка:
Раз, два, три, четыре, пять! Все умеем мы считать
Отдыхать умеем тоже, руки за спину положим,
Голову поднимем выше, и легко-легко подышим.
Раз, два, три, четыре, пять – топаем ногами
Раз, два, три, четыре, пять – хлопаем руками!
(Вдруг за дверью слышится чей-то плач. Заходит Незнайка, у него забинтована рука.)
Незнайка: Ой, как больно!
Воспитатель: Что случилось с тобой, Незнайка?
Незнайка: Я решил погладить свой любимый галстук, да обжег руку. Ой больно!
Воспитатель: Незнайка, а разве ты не знаешь, что самостоятельно утюг включать нельзя? Надо было попросить взрослых.
Незнайка: Вот еще! Я сам хотел.
Воспитатель: Ребята давайте расскажем Незнайке об опасных электроприборах! И что страшного может произойти, если не правильно с ними обращаться.
(Дети рассказывают стихотворения).
1-й ребенок:
Каждый знает, что утюг – добрый, но серьезный друг.
Тот, кто с утюгом знаком, не играет с утюгом.
2-й ребенок:
Возле газовой плиты расшалился – жди беды.
Лучше даже и не стой перед газовой плитой.
Если ты газ зажигать не умеешь,
Не подходи, иль потом пожалеешь:
Очень опасно к плите приближаться:
Может она загореться, взорваться:
3-й ребенок:
Чайник все кипел, кипел, и весь выкипеть успел.
И от злости поволок черный дым под потолок
Но, а мы заснули, спим. Просыпаемся – горим!
Погасили еле-еле! Хорошо, хоть сами целы!
Воспитатель: Запомните, ребята, и ты Незнайка, одно важное правило:
Газ на кухне, пылесос, телевизор и утюг
Пусть включает только взрослый,
Наш надежный старший друг!
Незнайка: Я все теперь понял!
Воспитатель: А теперь для вас игра! В круг вставайте, детвора! Игра на внимание, я вам буду задавать вопросы, а вы дружно отвечать на них словами: “Это я, это я, это все мои друзья!”, но только тогда, когда речь в стихотворении будет идти о вас самих. Итак, будьте внимательны!
Кто, почуяв запах гари, сообщает о пожаре?
Кто из вас, почуяв дым, говорит: “Горим! Горим!”
Признайтесь-ка мне в том, кто из вас шалит с огнем?
Кто от маленькой сестрички прячет, дети, дома спички?
Кто же, ваше величество, сует пальцы в электричество?
Незнайка хвалит детей за правильные ответы. Вдруг он замечает, в группе висит какой-то шнур и пытается схватить его руками.
Воспитатель: Остановись, Незнайка, не делай этого!
Незнайка: Это еще почему?
Воспитатель: Мы не знаем, почему этот провод оборван, не знаем что случилось, есть ли в проводе ток, поэтому трогать его нельзя, так как может ударить электрическим током, а это опасно для жизни.
Незнайка: А что же теперь делать?
Дети: Нужно сообщить об оборванном проводе! Ведь могут пострадать другие люди.
Воспитатель: Правильно, обязательно нужно сообщить взрослым или позвонить по телефону. А куда будем звонить? Кто-нибудь знает? (Ответы детей).
Для чрезвычайных ситуаций существует специальный номер телефона-“01”. По этому номеру звонят и в случае пожара. Но как же они узнают куда им ехать? Конечно, мы им сообщим, где мы находимся: укажем улицу, дом (Звонят по игрушечному телефону).
Воспитатель: Ребята и Незнайка!
Помните Правила вы всегда,
Чтоб не случилась вдруг беда
Надо их не только знать
А постоянно выполнять!
Незнайка: Спасибо вам, ребята, за помощь. Я все запомнил и теперь буду очень осторожен. До свидания!
Воспитатель: До свидания, Незнайка! Ребята, вы такие молодцы! Я рада, что вы смогли помочь Незнайке.