Цели:
- формировать умения составлять выражения, обосновывать выбор арифметических действий;
- формировать навык правильного и красивого письма цифр и выражений;
- развивать творческое мышление при составлении выражений, при подборе знаков арифметических действий;
- развивать распределение внимания при выполнении заданий: слушать и заполнять окошки, ычислять и комментировать;
- развивать математическую речь при чтении выражений, при обосновании выбора арифметических действий;
- воспитывать любовь к родному краю, интерес к истории своей страны.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Учитель. Сегодня у нас очень много интересных заданий. Если вы будете внимательными, будете слушать друг друга, то у вас все получится.
II. Работа по развитию каллиграфии
У. В учебнике внизу страницы 7
нужно найти закономерность и продолжить ее. (В
учебнике написано: 7, 77...) Что будете писать
дальше? Ответ обоснуйте.
Дети. Можно заметить, что здесь все
цифры – семерки. Первое число состоит из одной
цифры 7, второе число – из двух цифр 7. Каждый раз
добавляется одна цифра. Значит, в последующем
числе при записи будет три семерки. Затем четыре
семерки.
У. Продолжите ряд чисел до конца строки.
Дети записывают.
– Сколько цифр использовано в последнем числе?
Дети. Шесть.
У. Прочитайте полученные числа, которые
вам известны.
Ответы детей.
У. Ребята, где в жизни вы встречались с
числом 7?
Д. 7 дней недели, 7 цветов радуги.
– Мне семь лет.
– У меня день рожденья 7 октября.
– Я живу в доме № 7.
– Я езжу на автобусе по седьмому маршруту.
У. Молодцы! В истории народов эта цифра
встречалась в Древнем Риме –7 богов, в древней
цивилизации – 7 чудес света. А какие еще примеры с
цифрой 7 вы можете вспомнить?
Д. В музыке 7 нот.
– Белоснежка и 7 гномов.
– Цветик-семицветик.
У. Хорошо! А теперь продолжим прописи.
Сначала выделите закономерность: 7, 6, 5, 4,.. Какие
цифры можно написать дальше?
Д. Можно написать 3, 2, 1, затем опять 7, 6, 5.
– А можно – 7, 6, 5, 4, 7, 6, 5, 4.
У. Чтобы повторить написание всех
известных цифр, давайте напишем такую
последовательность: 7, 6, 5, 4, 3, 2,1, 7, 6, 5, 4, 3, до конца
строки.
Дети выполняют задание.
У. А теперь красиво впишите числа в
клеточки напротив костяшек домино в задании 7 на
странице 7.
III. Актуализация знаний
У. Рассмотрите, что изменилось на
рисунке? Запишите недостающие числа в выражения.
Выполняем в учебнике задание 1 на стр. 6.
Расскажите, что вы видите на первой строке.
Д. Было 2 котенка. В окошко записано
число 2. Прибавили 3 котенка, получилось выражение
2+3. К двум котятам прибавили три котенка, и
получилось 5 котят.
У. Что впишите в окошко во второй строке?
Д. Было 7 яблок, впишем в окошко число 7.
Вычли одно яблоко, запишем выражение 7 – 1. Стало 6
яблок.
У. Аккуратно и правильно запишите цифры
и выражения во вторую строку. Что впишете в
окошки в третьей строке?
Д. Было 2 шарика. Запишем число 2. Стало 4
шарика. Шариков стало больше, надо прибавить еще
два. Получится выражение 2 + 2.
У. Что впишите в окошки в последней
строке?
Д. Было 5 одуванчиков. Запишем в окошко
число 5. Остался один одуванчик. Из пяти вычтем
четыре.
У. Что вы вписали в окошки слева?
Д. Числа.
У. Что вы вписали в окошки справа?
Д. Выражения.
IV. Постановка проблемы
2 + 5 7 – 4 6 + 1 7 – 0
7 – 6 7 + 0 8 – 1 4 + 3
У. Скажите, ребята, что записано на
доске? Назовите эти записи одним словом.
Д. На доске записаны выражения.
У. На каких выражениях ответы
можно сразу сказать, не производя
вычислений?
Д. В выражениях с нулем.
У. Каким правилом вы пользуетесь при
вычислениях с нулем?
Д. Если к любому числу прибавить или
вычесть 0, то получится это же натуральное число.
У. Каким правилом вы пользуетесь при
вычислениях с единицей?
Д. Если к натуральному числу прибавить 1,
то получится следующее за ним число. Если из
натурального числа вычесть 1, то получится
предыдущее число.
У. Прочитайте выражения по-разному к
данным правилам и найдите их значения.
Д. К шести прибавить один, получится
семь. Сумма шести и одного равна семи. Шесть плюс
один равно семь.
– Из восьми вычесть один, получится семь.
Разность восьми и одного равна семи. Восемь минус
один равно семь.
У. Каким правилом воспользуетесь при
сложении 2 и 5?
Д. При перестановке слагаемых сумма не
меняется, поэтому к бoльшему прибавим меньшее
число, то есть к 5 прибавим 2, получится 7.
У. Как вы прибавляете к пяти два?
Д. К пяти прибавим один, получится шесть,
затем прибавим еще один, получим семь.
У. Как к 4 прибавите 3?
Д. К четырем прибавим один, получим пять.
К пяти прибавим один, получим шесть. К шести
прибавим один, получим семь.
У. Что общего во всех примерах?
Д. Во всех примерах есть число 7.
V. Физкулътминутка «Ритмическая игра»
– Проведем ритмическую игру. Считать будем до 20 с хлопками через 4. На счет «один» – хлопками по коленям, на счет «два» – по парте, на счет «три» – в свои ладоши, на счет «четыре» – в ладоши с соседом. «Один», «два», «три» поизносим шепотом, а «четыре» – вслух. Затем все повторяем. Повторяем счет два раза.
VI. Первичное закрепление изученного материала
– Выполняем в учебнике задание 3 на с. 6.
– Объясните, что означают выражения на рисунке.
У. Что означает выражение 3 + 4?
Д. Сколько яблок на земле и на дереве.
У. Что означает выражение 4 + 3?
Д. Сколько всего яблок на дереве и на
земле.
У. Что означает выражение 7 – 3?
Д. Сколько яблок на дереве.
У. Что означает выражение 7 – 4?
Д. Сколько яблок на земле.
У. Выполняем задание 4 на стр. 7.
Составьте выражения по рисунку:
На доске такие же рисунки. Фронтальное
обсуждение выполнения задания.
У. Что означает выражение 3 + 2?
Д. Было 3 маленьких круга. Добавили два
овала. Столько всего фигур: 3 + 2 = 5
У. Составьте выражение к рисунку б).
Д. Было 4 фигуры, к
ним добавили еще одну. Столько
стало фигур. Получится выражение: 4 плюс 1.
У. Что означает выражение 5 – 3?
Д. Было 5 фигур, 3 зачеркнули. Столько
фигур осталось.
У. Составьте выражение к рисунку г).
Д. Было 5
фигур, 2 зачеркнули.
Столько фигур осталось.
Получится выражение 5 – 2.
У. Какое выражение получится в случае д)?
Д. 5 – 1.
У. Какое выражение получится в случае е)?
Д. 5 – 4.
У. Теперь так же красиво впишите нужные
числа в клетки задания 5 на стр. 7. Выполняйте с
комментированием.
1 + 6 = 7 – 1 = 7 – 6 =
2 + 5 = 7 – 2 = 7 – 5 =
3 + 4 = 7 – 3 = 7 – 4 =
Д. К одному прибавить шесть, то же
самое, что к шести прибавить один. Прибавляя к
шести один, называем следующее за ним число – это
число 7. Два плюс пять равно семь и т.д.
У. Что вы заметили в этих примерах?
Д. Если из суммы вычесть одно из
слагаемых, то получится другое слагаемое.
У. И последнее творческое задание.
Вставьте самостоятельно знаки «+» или «–» вместо
звездочек в задании 6 на стр. 7.
6 * 1 * 3 = 4 7 * 2 * 4 = 1
5 * 5 * 1 = 2 1 * 3 * 3 = 7
4 * 1 * 2 = 7 7 * 4 * 2 = 5
Ответы:
6 + 1 – 3 = 4 7 – 2 – 4 = 1
5 – 2 – 1 = 2 1 + 3 + 3 = 7
4 + 1 + 2 = 7 7 – 4 + 2 = 5
VII. Итоги урока
– Какие задания вам больше всего понравились?
– Какие задания для вас были очень трудными?
– Кто у нас сегодня был самым внимательным и не
сделал ошибок?
– Кто хочет развивать внимательность на уроке?
– Кто хочет развивать каллиграфию?
– Кто хочет научиться хорошо считать?
– Кто хочет научиться быстро и правильно
вычислять?
– Всему этому мы будем учиться на следующих уроках.