Тип урока: урок изложения нового материала с применением ресурсов сети Интернет.
Форма проведения: командная игра.
Цели урока:
- сформировать у школьников представление об условиях жизни, обычаях и морали средневекового рыцарства; об отражении быта и традиций в материальных и духовных памятниках эпохи.
- продолжить формирование и развитие навыков группового взаимодействия, пользование Интернетом умений правильно показывать на карте исторические объекты, работать с текстами, иллюстрациями
- воспитывать культуру общения.
Задачи:
- изучить основные понятия и термины отражающие тему. Феодалы, феодализм, рыцари, рыцарская честь, замок, рыцарский турнир.
- Объяснить «устройство» замка.
- Объяснить правила пользования ресурсами сети Интернет.
Оборудование: компьютеры, доступ в Интернет, музыка в стиле средневековья <см. слайд 1. Приложение 1>, компакт-диск с художественным фильмом «История рыцаря», фото-фрагменты с фестиваля, генуэзский шлем. Судакская крепость. (Бугурт и штурм крепости), <см. слайды 2-9. Приложение 1>, музей средневековой инквизиции <см. слайды 10-14. Приложение 1>
Эпиграфом к уроку может служить отрывок из «Песни о Нибелунгах»:
«Полны чудес сказания давно минувших дней:
Про громкие деянья былых богатырей,
Про их пиры, забавы, несчастья
И горе и распри их кровавые
Услышите вы вскоре…» <см. Примечание>
План урока:
- Представление команд. Гербу все возрасты покорны.
- Знаешь ли ты исторические термины?
- Устройство и назначение замков.
- Рыцарский турнир
- Заключительный. Итоги игры. Оценивание.
ХОД УРОКА
Учитель называет тему и цель урока. Прочитав
эпиграф, учитель обращает внимание учащихся на
то, что речь на уроке пойдёт о рыцарях. Их обычаи и
традиции, их жилище и вооружение- всё это нам
предстоит условно восстановить, т. е.
реконструировать.
Сообщить, что в игре принимают участие четыре
команды (желательно не более 2-3 человек у
компьютера), которые сами себе придумали
названия и гербы. Например: «Викинги», «Львиные
сердца», «Рыцари круглого стола».
На этапах во время работы команд можно включать музыкальное сопровождение в стиле средневековья. <см. слайд 1. Приложение 1>
1 этап. Представление команд
Необходимо сказать название команды. Показать
герб и рассказать, что означают цвета и фигуры.
Для этого командам необходимо выйти в Интернет
по адресу www.tmexpert.uct. va/ herist/1.htm (использовать
поисковую систему Яндекс) На странице Гербу все
возрасты покорны – история – гербы – TM EXSPERT,
можно найти всю необходимую информацию.
Максимальное количество очков – 5.
2 этап. «Знаешь ли ты исторические термины?»
Командам предлагается заполнить бланк, где пропущены понятия и определения.
? | Военное состязание рыцарей |
Рыцарь | |
? | Сеньор барона |
Донжон | ? |
После заполнения таблицы подводятся итоги
второго этапа.
Максимальное количество очков – 4. Заполнение
таблицы заканчивается, когда одна команда
выполнила задание.
3 этап. Устройство и назначение замков
Слово рыцарь буквально означает всадник.
Первоначально так называли небогатых конных
воинов. Со временем рыцарями стали называть всех
сеньоров, поскольку их главной обязанностью было
несение конной военной службы. Постепенно слово
рыцарь начало символизировать звание сеньора.
Домом феодала и одновременно его крепостью
являлся замок (напомним ребятам выражение «Мой
дом – моя крепость».) Воздвигнутые на холме или
на скале, выполненные из камня, замки казались
неприступными.
Используется адрес www.allcastles.ru.
Страница: Главная. Средневековые замки мира:
история, архитектура, фото. Используя карту всех
замков сайта на Google. Maps. (дополнительные
возможности этой же страницы).
Составить мини-экскурсию по одному из
понравившихся замков Европы.
Работа должна включать карту с указанием местонахождения страны, города и замка, а также фотографии и краткую информацию.
Максимальная оценка работы – 10 баллов.
Обратить внимание ребят на то, что как жилище замок не был ни приветливым, ни уютным – от мощных каменных стен тянуло холодом и сыростью. Не отличались комфортом и удобством внутренние помещения, которые освещались лишь бликами каминного огня.
Школьники рассматривают изображения средневековых замков, сохранившихся до наших дней в странах Европы. Называют и показывают (использовать учебник стр. 124) составные части замка:
- – стена;
- – донжон;
- – подъёмный мост;
- – хозяйственные постройки;
- – дом феодала;
- – въездные ворота;
- – дворик замка.
Главная башня – донжон достигала очень большой высоты. (К примеру, башня замка де-Куси возвышалась на 64 метра. Попасть в неё можно было через перекидной мост из соседней башенки; чтобы подышать свежим воздухом обитатели замка шли по подземному ходу за крепостную стену, где был разбит сад). <см. Примечание >
Мощные укрепления устрашающих и неприступных замков, остроконечные шпили и флюгера- всё это соответствовало средневековым представлениям рыцарства о своём назначении и идеалах. В подземелье замка нередко располагалась тюрьма с цепями и орудиями пыток. <см. слайды 10-14. Приложение 1>
Ребятам предлагается подумать, какие события, связанные с жизнью и бытом феодалов, могли происходить в замке.
4 этап. Рыцарский турнир
На этом этапе урока используется видеофрагмент
художественного фильма «История рыцаря», где
показан рыцарский турнир.
После просмотра команды должны прочитать
документ на странице 125 учебника Рыцарский
поединок (Из поэмы Вольфрама фон Эшенбаха
«Парцифаль» (13 в.) Закрепление понятия «рыцарская
честь» (по учебнику)
И ответить на вопросы – Максимальная оценка – 6 баллов.
5 этап. Заключительное слово учителя
Учитель называет команду-победителя, выставляет оценки учащимся и комментирует их.
Необходимо сказать, что и сегодня интерес к средневековью не потерян. Особенно популярна эпоха средневековья среди молодёжи. Каждый год в Крыму, в городе Судак проходит международный рыцарский фестиваль в программе которого можно увидеть:
- Торжественный парад
- Бугурт и штурм крепости
- Рыцарские турниры
- Средневековые развлечения
- Показательные выступления
- Конкурс костюмов и доспехов
- Выставка-продажа доспехов
- Выступление танцоров и музыкантов.
Всё это зрелище проходит в Генуэзской крепости. Атмосфера этого праздника (на котором присутствовал и автор разработки), позволяет погрузиться полностью в историю средневековья. В конце урока можно продемонстрировать фото- фрагменты с фестиваля. <см. слайды 2-9. Приложение 1>.
Примечание.
Настольная книга учителя истории. 5-11 классы/ Авт.-сост. М.Н. Чернова. – М.: Эксмо, 2006.