Дидактическая игра "Крестики-нолики". 5-й класс

Разделы: Математика, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 5


Цель:

  • Создание условий для обобщения и систематизации знаний по данной теме,
  • развития познавательного интереса,
  • формирования навыков культуры поведения при коллективной работе,
  • стимулирование положительной мотивации в изучении математики через решение заданий различного уровня сложности,
  • работу со слайдами, используя информацию о Республике Алтай.

Тип урока:

  • Урок обобщения и систематизации знаний с дидактической игрой “Крестики-нолики”.
  • Формы организации познавательной деятельности учащихся:
    фронтальная, групповая, индивидуальная,

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, раздаточный материал.

Структура урока:

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение правил игры.
  3. Актуализация опорных знаний – конкурс “Вспомни”.
  4. Игровые действия.
  5. Итог игры, подведение итогов урока.
  6. Домашнее задание.
  7. Рефлексия.

Ход урока

1. Организационный момент.

После взаимного приветствия, учитель с учащимися в ходе беседы определяет цель и задачи урока. Учитель предлагает ученикам сыграть в игру “Крестики – нолики”, которая поможет обобщить и систематизировать знания, продемонстрировать умения и навыки выполнения различных действий с натуральными числами.

2. Сообщение правил игры.

Класс делится на две команды “Крестики” и “Нолики”. Всего 9 конкурсов.

Выигрывает та команда, которая набирает большее количество своих знаков.

Команда, которая с очередным заданием справилась быстрее, имеет право выбора следующего конкурса.

На доске таблица

Вспомни Сравни Высота горы
Соответствие Эрудит Глубина озера
Сочетая, вычисляй Письмо Длина реки

Если команда выиграла конкурс, то в таблице вместо названия конкурса проставляется знак команды “ Х ” или “ О ”. Так участники следят за ходом игры.

Обязательное условие – начинать с конкурса “Вспомни”.

3. Актуализация опорных знаний.

Конкурс “Вспомни”. Команды по очереди отвечают на вопросы (слайды 11–12):

  1. Какие числа применяются при счете предметов?
  2. Является ли нуль натуральным числом?
  3. Назовите наименьшее натуральное число?
  4. Назовите наибольшее натуральное число?
  5. Какие действия можно производить с натуральными числами?
  6. Назовите компоненты при сложении?
  7. Назовите компоненты при вычитании?
  8. Всегда ли можно найти разность?
  9. Как узнать, на сколько одно число больше другого?
  10. Назовите компоненты при умножении?
  11. Назовите компоненты при делении?
  12. Всегда ли можно найти частное?

Выигрывает команда, давшая большее число правильных ответов.

4. Игровые действия.

Следующие конкурсы проходят в таком порядке, в каком их выбирают команды, проставляя в таблицу на доске соответственно “ Х ” или “ О ”, поэтому структура урока может измениться в рамках игровых действий.

Конкурс “Сравни” (слайды 3–4).

Учитель: Наша республика Алтай разделена на 10 районов. Сравните территории районов, назовите районы в порядке убывания их территории. (На каждой парте лежит лист – копия слайда 3).

Команды отвечают по очереди.

Конкурс “Глубина озера” (слайды 5–6). Решите задачу с помощью уравнения:

“Если глубину Телецкого озера сначала уменьшить на 5 метров, а затем эту разность уменьшить еще в 8 раз, то мы узнаем глубину Шавлинского озера. Найдите глубину Телецкого озера, если глубина Шавлинского озера 40 метров”.

Конкурс “Высота горы” (слайды 7–9). Решите задачу по действиям:

“Высота горы Сарлык 2506 метров. Гора Сарлык выше горы Бабырган на 1498 метров и ниже горы Белуха на 2000 метров. Найдите высоту гор Бабырган и Белуха”.

Конкурс “Длина реки” (слайд 10).

Вычислить:

45 * 23 – 8640 : 24 + 13 =

Конкурс “Соответствие” (слайды 13–14). Представьте в виде произведения.

Установите соответствие. Прочитайте получившееся слово. Что оно означает?

Конкурс “Сочетая, вычисляй” (слайд 15).

Вычислите удобным способом:

а) 4 * 289 * 25 = б) 19 + 845 + 81 + 155 =

Конкурс “Эрудит” (слайд 16).

Угадайте корни уравнения:

90 + х = 90; у – у = 0; 300 – а = 300; 8 * с = 8; 150 : m = 150; 7 : b = 1

Конкурс “Письмо из прошлого” (слайд 17):

“Любитель математики Адамс, после пятидесяти летних проб, составил фигуру – магический шестиугольник. Восстановите недостающие числа в магическом шестиугольнике. Используйте числа от 1 до 19 так, чтобы сумма в любом ряду (по трем направлениям) всегда была равной 38”.

На партах лежат конверты, с вложенным листочком, на котором изображена эта схема:

5. Итог урока.

Подводится итог игры, определяются победители, они и получают наивысший балл, а члены другой команды на балл ниже.

6. Домашнее задание.

7. Рефлексия.

Литература и источники:

  1. Математика. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Н.Я. Виленкин и др. – 22-е изд., испр. – М. : Мнемозина, 2008. – 288с. : ил.
  2. Дидактические игры на уроках математики: Кн. для учителя / В.Г. Коваленко – М.: Просвещение, 1990. – 96 с.: ил.
  3. Иллюстрированный атлас “Республика Алтай” / И.В. Данилевич – Новосибирск: Изд-во “Арта”, 2006.