Цель:
- Создание условий для обобщения и систематизации знаний по данной теме,
- развития познавательного интереса,
- формирования навыков культуры поведения при коллективной работе,
- стимулирование положительной мотивации в изучении математики через решение заданий различного уровня сложности,
- работу со слайдами, используя информацию о Республике Алтай.
Тип урока:
- Урок обобщения и систематизации знаний с дидактической игрой “Крестики-нолики”.
- Формы организации познавательной деятельности учащихся:
фронтальная, групповая, индивидуальная,
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, раздаточный материал.
Структура урока:
- Организационный момент.
- Сообщение правил игры.
- Актуализация опорных знаний – конкурс “Вспомни”.
- Игровые действия.
- Итог игры, подведение итогов урока.
- Домашнее задание.
- Рефлексия.
Ход урока
1. Организационный момент.
После взаимного приветствия, учитель с учащимися в ходе беседы определяет цель и задачи урока. Учитель предлагает ученикам сыграть в игру “Крестики – нолики”, которая поможет обобщить и систематизировать знания, продемонстрировать умения и навыки выполнения различных действий с натуральными числами.
2. Сообщение правил игры.
Класс делится на две команды “Крестики” и “Нолики”. Всего 9 конкурсов.
Выигрывает та команда, которая набирает большее количество своих знаков.
Команда, которая с очередным заданием справилась быстрее, имеет право выбора следующего конкурса.
На доске таблица
Вспомни | Сравни | Высота горы |
Соответствие | Эрудит | Глубина озера |
Сочетая, вычисляй | Письмо | Длина реки |
Если команда выиграла конкурс, то в таблице вместо названия конкурса проставляется знак команды “ Х ” или “ О ”. Так участники следят за ходом игры.
Обязательное условие – начинать с конкурса “Вспомни”.
3. Актуализация опорных знаний.
Конкурс “Вспомни”. Команды по очереди отвечают на вопросы (слайды 11–12):
- Какие числа применяются при счете предметов?
- Является ли нуль натуральным числом?
- Назовите наименьшее натуральное число?
- Назовите наибольшее натуральное число?
- Какие действия можно производить с натуральными числами?
- Назовите компоненты при сложении?
- Назовите компоненты при вычитании?
- Всегда ли можно найти разность?
- Как узнать, на сколько одно число больше другого?
- Назовите компоненты при умножении?
- Назовите компоненты при делении?
- Всегда ли можно найти частное?
Выигрывает команда, давшая большее число правильных ответов.
4. Игровые действия.
Следующие конкурсы проходят в таком порядке, в каком их выбирают команды, проставляя в таблицу на доске соответственно “ Х ” или “ О ”, поэтому структура урока может измениться в рамках игровых действий.
Конкурс “Сравни” (слайды 3–4).
Учитель: Наша республика Алтай разделена на 10 районов. Сравните территории районов, назовите районы в порядке убывания их территории. (На каждой парте лежит лист – копия слайда 3).
Команды отвечают по очереди.
Конкурс “Глубина озера” (слайды 5–6). Решите задачу с помощью уравнения:
“Если глубину Телецкого озера сначала уменьшить на 5 метров, а затем эту разность уменьшить еще в 8 раз, то мы узнаем глубину Шавлинского озера. Найдите глубину Телецкого озера, если глубина Шавлинского озера 40 метров”.
Конкурс “Высота горы” (слайды 7–9). Решите задачу по действиям:
“Высота горы Сарлык 2506 метров. Гора Сарлык выше горы Бабырган на 1498 метров и ниже горы Белуха на 2000 метров. Найдите высоту гор Бабырган и Белуха”.
Конкурс “Длина реки” (слайд 10).
Вычислить:
45 * 23 – 8640 : 24 + 13 =
Конкурс “Соответствие” (слайды 13–14). Представьте в виде произведения.
Установите соответствие. Прочитайте получившееся слово. Что оно означает?
Конкурс “Сочетая, вычисляй” (слайд 15).
Вычислите удобным способом:
а) 4 * 289 * 25 = б) 19 + 845 + 81 + 155 =
Конкурс “Эрудит” (слайд 16).
Угадайте корни уравнения:
90 + х = 90; у – у = 0; 300 – а = 300; 8 * с = 8; 150 : m = 150; 7 : b = 1
Конкурс “Письмо из прошлого” (слайд 17):
“Любитель математики Адамс, после пятидесяти летних проб, составил фигуру – магический шестиугольник. Восстановите недостающие числа в магическом шестиугольнике. Используйте числа от 1 до 19 так, чтобы сумма в любом ряду (по трем направлениям) всегда была равной 38”.
На партах лежат конверты, с вложенным листочком, на котором изображена эта схема:
5. Итог урока.
Подводится итог игры, определяются победители, они и получают наивысший балл, а члены другой команды на балл ниже.
6. Домашнее задание.
7. Рефлексия.
Литература и источники:
- Математика. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Н.Я. Виленкин и др. – 22-е изд., испр. – М. : Мнемозина, 2008. – 288с. : ил.
- Дидактические игры на уроках математики: Кн. для учителя / В.Г. Коваленко – М.: Просвещение, 1990. – 96 с.: ил.
- Иллюстрированный атлас “Республика Алтай” / И.В. Данилевич – Новосибирск: Изд-во “Арта”, 2006.