Модернизация современной системы образования и воспитания в Российской Федерации предполагает гуманизацию образовательного процесса, образовательную политику, обращенную к человеку и окружающей его среде. В поисках путей духовного возрождения общества, формирования
нравственных идеалов молодого поколения педагоги нашей страны в последние годы вновь обратились к краеведению — направлению, казалось бы, утратившему свою актуальность.
Чтобы быть интересным партнером по межкультурной коммуникации, необходимо знать и понимать свою национальную (этническую) культуру. В межличностном диалоге большое место занимает обмен информацией о своей культуре, традициях, обычаях своего народа, о своей малой Родине. Педагоги справедливо придают большое значение изучению родного края: истории, природы, хозяйства, культуры, социальной жизни, быта – всех сторон деятельности человека в конкретном регионе. Это, в сущности, и есть суть краеведения: изучить, изведать, познать малую родину, где человек появился на свет и вырос.
Краеведение в современной системе образования России является традиционным и эффективным средством обучения и воспитания детей и молодежи, формирования культуры учащихся. Методики использования экскурсий, путешествий, систематических краеведческих наблюдений и исследований для расширения кругозора детей, освоения разносторонних практических навыков, воспитания в них патриотизма и нравственности, любви к малой родине получили широкое распространение.
Что касается обучения иностранному языку, то в нем в настоящее время в меньшей степени, чем в других предметах, учитывается национально-региональный компонент содержания образования. Однако специфика иностранного языка, обновление целей и содержание языкового образования на современном этапе предполагают включение данного компонента в обучение иностранному языку. Необходимость обучения иностранному языку с учетом национально-регионального компонента продиктовано тем, что понимание иной культуры возможно только на основе знания своего региона. На региональный компонент выделяется 10-15% времени, что создает условия для творчества учителя, свободного выбора форм и методов обучения, дифференциации образовательного процесса.
Задачи обучения, развития и воспитания учащихся решаются с помощью многосторонних межпредметных связей, посредством которых, также закладывается фундамент для комплексного подхода и решения сложных проблем реальной действительности. Именно поэтому межпредметные связи являются важным условием и результатом комплексного подхода в обучении и воспитании школьников. И если краеведческий материал может быть использован при изучении многих школьных предметов (истории, географии, биологии, физики, химии, литературы, музыки и изобразительного искусства), то межпредметный характер его применения на уроках иностранного языка обусловливает необходимость этой проблемы.
Правильное установление межпредметных связей, умелое их использование важны для формирования гибкости ума учащихся, для активизации процесса обучения и, как в данном случае, для усиления практической и коммуникативной направленности обучения иностранному языку, что их использование на уроке повышает качество обучения, служит не только для преподнесения знаний, но и для их контроля, закрепления, повторения, обобщения, следовательно, выполняет все дидактические функции. Региональный компонент на уроке пробуждает у учащихся познавательный интерес к родному краю.
В данной работе представлен один из примеров использования краеведческого материала на уроках немецкого языка как средство воспитания чувства любви к родному краю и гордости за него. Мы использовали знания обучающихся по литературе: это жизнь и творчество омского поэта Леонида Мартынова, применив их на уроках немецкого языка. Началась эта работа в 6 классе и проводилась в течение 4 лет с одним и тем же классом.
Проводя эту работу, мы преследовали следующие цели:
1. Образовательные:
- информировать учащихся о жизни и творчестве омского поэта Л. Мартынова.
- овладеть лексическим материалом по темам: 6 кл. - ”Die Stadt”, 7 кл. - ”Unser Heimat”, 8 кл.”- Die Reise”, 9 кл. - “Bücher in unserem Leben”и активно применять ее в дальнейшем изучении иностранного языка.
2. Воспитательные:
- повысить уровень мотивации к изучению иностранного языка -развивать чувство патриотизма и любви к родному краю.
- расширить круг знаний обучающихся по темам:” die Stadt”, “Unsere Heimat”, “Die Reise”, “Bücher in unserem Leben”.
3. Развивающие:
- развивать умения и навыки в использовании лексического материала по темам:” Die Sadt - 6 кл., “ “Unsere Heimat” - 7 кл., “Die Reise” - 8 кл., “ Bücher in unserem Leben” - 9 кл.
-развивать умения и навыки разговорной речи, навыки перевода и письма.
И ставили следующие задачи:
- изучить жизнь и творчество омского поэта Леонида Мартынова.
- усвоить весь лексический материал по темам: “ Die Stadt" -6кл. , “ Die Heimat” - 7 кл., ”Die Reise" -8 кл. “Bücher in unserem Leben” - 9 кл.
- активно применять и использовать все полученные знания в дальнейшем изучении иностранного языка.
За весь этот период были проведены:
1. Классные часы о жизни и творчестве Леонида Мартынова, (в 6 классе вместе с учителем литературы были проведены ряд уроков и классных часов, посвященных данной теме).
2. Проведена викторина на немецком языке, посвященная жизни и творчеству Леонида Мартынова (7 класс).
3. Пешеходные экскурсии по местам, связанным с жизнью и творчеством поэта, (в 6 и 8 классе, результатом которых обучающимися 8 класса была выпущена стенгазета на немецком языке).
4. Обучающиеся учили его стихи и переводили их на немецкий язык (9 класс).
4. Писали рефераты о жизни и творчестве Мартынова на немецком языке, (9 класс).
5. Беседовали о поэте на уроках немецкого языка. (6-9 класс).
См. приложение.
Заключение
Итак, проведя всю эту четырехлетнюю работу по изучению жизни и творчества омского поэта Леонида Мартынова, можно сделать следующие выводы:
- Тема выбранной нами методической разработки необычайно актуальна, ибо вопрос патриотического воспитания человека поднимался со времен существования древних цивилизаций, и теперь в XXI веке не утратил необходимости и важности.
- Использование иностранного языка в качестве средства передачи и приема информации о родном крае создает благоприятные предпосылки для расширения общеобразовательного кругозора обучающихся.
-Использование дополнительного краеведческого материала способствует развитию интереса к предмету, углублению знаний, совершенствованию навыков и умений по предмету; а организация экскурсий помогает педагогам воспитывать обучающихся нравственно, патриотически и эстетически.
Мы полагаем, что при использовании всех возможностей, который дает нам предмет иностранного языка, мы сумеем развить у детей чувство прекрасного, сформировать их художественные вкусы; сумеем научить, ценить и понимать произведения искусства, красоту и богатство родного края и таким образом улучшим их художественное, эстетическое и патриотическое образование.