Род имен существительных

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Цели:

  1. Формировать понятие о роде имен существительных.
  2. Познакомить со словами, помогающими определять род существительных.
  3. Развивать умение наблюдать, сравнивать, обобщать, делать вывод.
  4. Познакомить с историей олимпийских игр.

Оборудование:

  • проектор, жетоны, медали (золотая, серебряная, бронзовая),
  • сигнальные карточки с буквами (Ж,С,М),
  • перфокарты, сигнальные карточки для рефлексии,
  • домашнее задание на листочках.

Ход урока

I. Организационный момент (слайд 1)

Начинается урок, Он пойдет ребятам впрок. Постарайтесь все понять, Чтобы правильно писать.

– Ребята, сегодня у нас необычный урок русского языка, урок – ОЛИМПИАДА. Мы все знаем, что зимние Олимпийские игры 2014 года пройдут у нас в России в городе Сочи. В стране СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ тоже решили провести свою зимнюю олимпиаду, а помогать существительным в этом будете вы. Давайте вспомним, а какие виды спорта относят к зимним? (фигурное катание, санный спорт, хоккей, лыжные гонки, биатлон, конькобежный спорт) В конце урока вас ждут награды, как на олимпиаде (за каждый правильный ответ или выполненное задание будете получать жетон, а кто наберет их много, тот будет награжден медалями).

Но, наша главная цель на сегодняшний урок, узнать о имени существительном новое и тему сегодняшнего урока, я думаю вы сами назовете позже.

II. Минутка чистописания (слайд 2) – фигурное катание Откройте тетради запишите сегодняшнюю дату, “ Классная работа”. Начнем с самого красивого вида спорта – фигурного катания. Красиво “проехать” по странице вашей тетради. Дети пишут в тетради буквы – Оо – и соединение –ол– затем слово – ОЛИМПИАДА – (учитель, проходит между парт, кладет жетоны тем уч–ся, у которых мин. чистописания написана каллиграфически правильно).

Немного из истории: Олимпиада – это международное спортивное соревнование, впервые ее провели в Греции ( 1 раз в 4 года), она была посвящена богу Зевсу. На время олимпиады прекращались все войны, в них имели право участвовать только мужчины, звали их “олимпиониками”. Длились игры 5 дней. Долгое время олимпийские игры не проводились, и только в конце 19 века (1896 г.) французский спортивный деятель Пьер де Кубертен убедил возродить олимпийские игры, он их и возглавил.

III. Орфографическая минутка (слайд 3) – хоккей Играют по вариантам, но жетоны получают индивидуально и только за правильно вставленную букву, если вставили букву неправильно, то “забивается гол” и жетон не дается. Задача детей: сказать правильно букву, и объяснить на какую орфограмму данное слово (дети записывают данные слова в тетрадь по вариантам, подчеркивая нужную орфограмму).

I вариант

тра–ка
в–юга
м–рщинки
звез–ный
с–ехал

II вариант

в–ршина
радос–ное
от–езд
зу–ки
дерев–я

IV. Изучение нового материала (слайд 4) лыжные гонки. Ребята, прежде чем приступить к соревнованию “лыжные гонки”, вы должны помочь существительным. Ваша помощь должна быть в следующем: разбейте данные существительные на 3 группы, чтобы соревнования прошли справедливо. (Слайд 5)

Слова: мальчик, окно, друг, женщина, дочь, яблоко, девочка, ведро, сын, мужчина, малина, небо, животное.

(В качестве подсказки картинки: “мужчина”, “женщина” и “солнышко” в презентации) – Итак, разбили их на 3 группы: 1 группа–мужской род; 2 группа– женский род и 3 группа– средний род ( учитель направляет и помогает детям в названии групп) .

– Молодцы ребята, что помогли существительным, но не просто помогли,а узнали о них новое. – Что же новое, как вы поняли? – Давайте, сделаем вывод. (существительные делятся на 3 группы : муж. р., жен.р., ср.род).

– А как вы думаете, что может помочь в определении рода у существительных? (если дети не смогут, учитель сам говорит, что нужно подставить слова “помощники” –МОЙ, ОН–, –МОЯ, ОНА–; –МОЕ, ОНО– – Итак ребята, кто уже может назвать тему сегодняшнего урока? (называют тему дети) (слайд 6) – Сделаем вывод и сравним его с правилом в учебнике.

Стихотворение для запоминания (слайд 7)

Женский род запомню я
И скажу: “ ОНА–МОЯ”.
И запомню род МУЖСКОЙ
И опять скажу: “ ОН–МОЙ”.
СРЕДНИЙ род: “ОНО–МОЕ”
Это правило мое!

– Ребята, как вы думаете, зачем надо знать род у имен существительных? (для связи слов в предложении)

V. Физкультминутка (слайд 8 ). Офтальмотренажер для глаз

VI. Продолжение. Лыжные гонки (закрепление).

За 2 минуты: 1 ряд напишет слова – ЖЕНСКОГО РОДА ( кто больше в ряду)

2 ряд слова – МУЖСКОГО РОДА

3 ряд слова – СРЕДНЕГО РОДА

(Итоги подвести по рядам в отдельности и вручить жетоны)

Закрепление – БИАТЛОН (раздаются карточки М.Ж.С.) Если ученик правильно назовет род существительного, изображенного на картинке, то считается “попал” и ему выдается жетон, если называет не правильно – “мимо”.

Картинки: (слайды 9–21) тарелка, арбуз, платье, книга, утка, помидор, бабушка, полотенце, лев, дерево, портфель, сердце, люстра. Дети, карточками (М.Ж.С.) контролируют отвечающих, записывают слова в тетрадь, указывают у них род.

VII. Проверочная работа (перфокарты раздаются всем). И в заключении – санный спорт. Постараться “проехать трассу быстро и не перевернуться”. Дети должны поставить крестик возле того “рода”, который имеет данное слово. Проверить, самостоятельную, можно сразу, при помощи шила (одно условие: карточки должны все четко совпадать по размерам); по образцу проколоть в местах с “+” и сразу сказать ученикам, кто справился с работой, а кто нет. Отметки за эту работу не ставить.

  М.Р. Ж.Р. СР.Р.
Москва  

 

+  
Добро     +
Труд +    
Дядя +    
Метро     +
Страна   +  

 Если времени хватит, то выполняются упражнения из учебника.

VIII. Домашнее задание.

Найди лишнее слово в каждой строке и подчеркни его. Устно, объяснить, почему оно лишнее.

Небо, солнце, радуга, облако.
Кукла, ручка, дождь, тетрадь.
Стол, карта, мел, стакан.

IX. Итог урока. (Слайд 22)

– Подведем итог урока.
– Что нового узнали об имени существительном?
– Зачем нужно знать род у имен существительных?
– Какие слова помогают определить род имен существительных? Понравился ли вам урок?
– А теперь, оцените свою работу на уроке, поднимите сигнальную карточку (если вы, все поняли и даже можете помочь другим – “красный”; если вы все поняли, но иногда все–таки вам нужна помощь–“зеленый”; и поднимите–“желтый”, если вы еще не поняли данную тему).

Вот и завершилась ОЛИМПИАДА в стране существительных, вы все были хорошими помощниками и сейчас давайте подведем ее итоги и выясним, кто все–таки заслужил “олимпийские медали”. Подсчитываются жетоны и по их количеству детям вручаются медали.

СПАСИБО ЗА ХОРОШУЮ РАБОТУ НА УРОКЕ! (Слайд 23)