Цели:
- Формировать понятие о роде имен существительных.
- Познакомить со словами, помогающими определять род существительных.
- Развивать умение наблюдать, сравнивать, обобщать, делать вывод.
- Познакомить с историей олимпийских игр.
Оборудование:
- проектор, жетоны, медали (золотая, серебряная, бронзовая),
- сигнальные карточки с буквами (Ж,С,М),
- перфокарты, сигнальные карточки для рефлексии,
- домашнее задание на листочках.
Ход урока
I. Организационный момент (слайд 1)
Начинается урок, Он пойдет ребятам впрок. Постарайтесь все понять, Чтобы правильно писать.
– Ребята, сегодня у нас необычный урок русского языка, урок – ОЛИМПИАДА. Мы все знаем, что зимние Олимпийские игры 2014 года пройдут у нас в России в городе Сочи. В стране СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ тоже решили провести свою зимнюю олимпиаду, а помогать существительным в этом будете вы. Давайте вспомним, а какие виды спорта относят к зимним? (фигурное катание, санный спорт, хоккей, лыжные гонки, биатлон, конькобежный спорт) В конце урока вас ждут награды, как на олимпиаде (за каждый правильный ответ или выполненное задание будете получать жетон, а кто наберет их много, тот будет награжден медалями).
Но, наша главная цель на сегодняшний урок, узнать о имени существительном новое и тему сегодняшнего урока, я думаю вы сами назовете позже.
II. Минутка чистописания (слайд 2) – фигурное катание Откройте тетради запишите сегодняшнюю дату, “ Классная работа”. Начнем с самого красивого вида спорта – фигурного катания. Красиво “проехать” по странице вашей тетради. Дети пишут в тетради буквы – Оо – и соединение –ол– затем слово – ОЛИМПИАДА – (учитель, проходит между парт, кладет жетоны тем уч–ся, у которых мин. чистописания написана каллиграфически правильно).
Немного из истории: Олимпиада – это международное спортивное соревнование, впервые ее провели в Греции ( 1 раз в 4 года), она была посвящена богу Зевсу. На время олимпиады прекращались все войны, в них имели право участвовать только мужчины, звали их “олимпиониками”. Длились игры 5 дней. Долгое время олимпийские игры не проводились, и только в конце 19 века (1896 г.) французский спортивный деятель Пьер де Кубертен убедил возродить олимпийские игры, он их и возглавил.
III. Орфографическая минутка (слайд 3) – хоккей Играют по вариантам, но жетоны получают индивидуально и только за правильно вставленную букву, если вставили букву неправильно, то “забивается гол” и жетон не дается. Задача детей: сказать правильно букву, и объяснить на какую орфограмму данное слово (дети записывают данные слова в тетрадь по вариантам, подчеркивая нужную орфограмму).
I вариант тра–ка |
II вариант в–ршина |
IV. Изучение нового материала (слайд 4) лыжные гонки. Ребята, прежде чем приступить к соревнованию “лыжные гонки”, вы должны помочь существительным. Ваша помощь должна быть в следующем: разбейте данные существительные на 3 группы, чтобы соревнования прошли справедливо. (Слайд 5)
Слова: мальчик, окно, друг, женщина, дочь, яблоко, девочка, ведро, сын, мужчина, малина, небо, животное.
(В качестве подсказки картинки: “мужчина”, “женщина” и “солнышко” в презентации) – Итак, разбили их на 3 группы: 1 группа–мужской род; 2 группа– женский род и 3 группа– средний род ( учитель направляет и помогает детям в названии групп) .
– Молодцы ребята, что помогли существительным, но не просто помогли,а узнали о них новое. – Что же новое, как вы поняли? – Давайте, сделаем вывод. (существительные делятся на 3 группы : муж. р., жен.р., ср.род).
– А как вы думаете, что может помочь в определении рода у существительных? (если дети не смогут, учитель сам говорит, что нужно подставить слова “помощники” –МОЙ, ОН–, –МОЯ, ОНА–; –МОЕ, ОНО– – Итак ребята, кто уже может назвать тему сегодняшнего урока? (называют тему дети) (слайд 6) – Сделаем вывод и сравним его с правилом в учебнике.
Стихотворение для запоминания (слайд 7)
Женский род запомню я
И скажу: “ ОНА–МОЯ”.
И запомню род МУЖСКОЙ
И опять скажу: “ ОН–МОЙ”.
СРЕДНИЙ род: “ОНО–МОЕ”
Это правило мое!
– Ребята, как вы думаете, зачем надо знать род у имен существительных? (для связи слов в предложении)
V. Физкультминутка (слайд 8 ). Офтальмотренажер для глаз
VI. Продолжение. Лыжные гонки (закрепление).
За 2 минуты: 1 ряд напишет слова – ЖЕНСКОГО РОДА ( кто больше в ряду)
2 ряд слова – МУЖСКОГО РОДА
3 ряд слова – СРЕДНЕГО РОДА
(Итоги подвести по рядам в отдельности и вручить жетоны)
Закрепление – БИАТЛОН (раздаются карточки М.Ж.С.) Если ученик правильно назовет род существительного, изображенного на картинке, то считается “попал” и ему выдается жетон, если называет не правильно – “мимо”.
Картинки: (слайды 9–21) тарелка, арбуз, платье, книга, утка, помидор, бабушка, полотенце, лев, дерево, портфель, сердце, люстра. Дети, карточками (М.Ж.С.) контролируют отвечающих, записывают слова в тетрадь, указывают у них род.
VII. Проверочная работа (перфокарты раздаются всем). И в заключении – санный спорт. Постараться “проехать трассу быстро и не перевернуться”. Дети должны поставить крестик возле того “рода”, который имеет данное слово. Проверить, самостоятельную, можно сразу, при помощи шила (одно условие: карточки должны все четко совпадать по размерам); по образцу проколоть в местах с “+” и сразу сказать ученикам, кто справился с работой, а кто нет. Отметки за эту работу не ставить.
М.Р. | Ж.Р. | СР.Р. | |
Москва |
|
+ | |
Добро | + | ||
Труд | + | ||
Дядя | + | ||
Метро | + | ||
Страна | + |
Если времени хватит, то выполняются упражнения из учебника.
VIII. Домашнее задание.
Найди лишнее слово в каждой строке и подчеркни его. Устно, объяснить, почему оно лишнее.
Небо, солнце, радуга, облако.
Кукла, ручка, дождь, тетрадь.
Стол, карта, мел, стакан.
IX. Итог урока. (Слайд 22)
– Подведем итог урока.
– Что нового узнали об имени существительном?
– Зачем нужно знать род у имен существительных?
– Какие слова помогают определить род имен существительных? Понравился ли вам
урок?
– А теперь, оцените свою работу на уроке, поднимите сигнальную карточку (если
вы, все поняли и даже можете помочь другим – “красный”; если вы все поняли, но
иногда все–таки вам нужна помощь–“зеленый”; и поднимите–“желтый”, если вы еще не
поняли данную тему).
Вот и завершилась ОЛИМПИАДА в стране существительных, вы все были хорошими помощниками и сейчас давайте подведем ее итоги и выясним, кто все–таки заслужил “олимпийские медали”. Подсчитываются жетоны и по их количеству детям вручаются медали.
СПАСИБО ЗА ХОРОШУЮ РАБОТУ НА УРОКЕ! (Слайд 23)