Актуальность
Одной из тенденций развития образования в современной России является стремление к гуманизации пространства детства. В связи с этим актуализируется вопрос состояния здоровья детей.
Одна из основных задач, стоящих перед педагогами ДОУ, - воспитание здорового человека. Особенно актуальна проблема сохранения детского здоровья для регионов Крайнего Севера, в том числе ХМАО – Югра и п. Салым, так как за последние годы состояния здоровья дошкольников п. Салым постоянно ухудшается.
Анализ данных о здоровье детей, посещающих ДОУ “Улыбка”, показал достаточно высокий уровень распространённости хронических заболеваний, а также простудных респираторных заболеваний, среди которых первое место (65% всей патологии) занимают болезни органов дыхания, в первую очередь ОРЗ и грипп (90% всей патологии).
В связи с этим назрела необходимость обновления образовательной системы ДОУ в решении вышеуказанных проблем на основе апробированной программы развития физкультурно-оздоровительной деятельности дошкольного образовательного учреждения “ЦРР детский сад “Улыбка” “Лучики здоровья” на 2009–2013 гг. В результате долговременной и системной оздоровительной деятельности в 2010 году по приказу департамента образования на базе Центра развития ребёнка детского сада “Улыбка” создан Центр здоровья. Работа по здоровьесбережению дошкольников направлена не только на сохранение и укрепление физического, а также социального, психического, эмоционального здоровья детей.
Проблемный анализ
№ |
Сильные стороны |
Слабые стороны |
1 |
Родители и педагоги общеобразовательной школы заинтересованы в развитии и укреплении здоровья детей. | Родители и школа недостаточно знакомы с системой оздоровительной работы в ДОУ, в результате чего не эффективно используются ресурсы социума |
2 |
Понимание необходимости комплексного подхода к проблеме здоровья воспитанников | Направленность процесса в основном на физическое совершенствование воспитанников. |
3 |
Понимание необходимости комплексной диагностики здоровья воспитанников. | Отсутствие мониторинга, направленного на выявление психического и эмоционального здоровья дошкольников |
4 |
Создан пакет нормативно-правовых документов, поддерживающих эффективность управления центром здоровья | Требуется системная работа по освоению данных документов. |
5 |
Появились новые организационные структуры: координационный центр, включающий блоки: медицинский физкультурный, логопедический, психологический | Отсутствие долгосрочных проектов, координирующих деятельность данных структур |
6 |
Действуют органы родительского самоуправления | Ввести в координационный совет представителей общественности и родителей |
Проблема
Государство и общество прямо заинтересованы в становлении здоровой личности (о чём свидетельствует национальный проект “Здоровье”), но не уделяют достаточного внимания здоровью дошкольника.
Цель: создание системы деятельности ДОУ по поддержанию, сохранению и укреплению здоровья воспитанников.
Ожидаемый результат
- Расширение знаний родителей и детей о понятии “здоровье” и формирование философии “здорового образа жизни”.
- Развитие умения использовать полученные знания для самооздоровления детей и родителей.
- Повышение профессиональной компетентности педагогов в оздоровительной работе с детьми.
- Создание системы мониторинга, обеспечивающей безопасные условия образовательно-воспитательного процесса в ДОУ “Улыбка”.
- Стабилизация, а затем и улучшение показателей здоровья (до уровня достаточного).
Этапы реализации проекта
Подготовительный 2009–2010 гг.
Определение проблемного поля, формирование концепции по оздоровительной деятельности. Разработка программы развития по направлению “здоровья”, создание дополнительной программы “Лучики здоровья”, разработка пакета диагностик для выявления физического развития дошкольников, разработка учебно-тематического плана, моделей учебных занятий. Подготовка проекта “ДОУ как социальный партнер государства в реализации приоритетного национального проекта “Здоровье”
Планирование работы с детьми, родителями и педагогами.
Практический 2010-2011 гг.
Апробация системы оздоровительной деятельности с воспитанниками, получение рецензии и экспертизы на программы и проекты. Создание пакета диагностик для выявления психического, эмоционального и социального здоровья воспитанников. Проведение открытых мероприятий для педагогов и родителей. Коррекция системы.
Аналитический 2011-2012 гг.
Анализ деятельности центра. Обобщение, систематизация и диссеминация опыта.
Общий результат: создание системы деятельности ДОУ по поддержанию, сохранению и укреплению здоровья воспитанников (проект).
Продукт: образовательная программа “Лучики здоровья”, дополнительная учебная программа “Движение с радостью”, сборники публикаций, разработка раздела программы развития образовательного учреждения по направлению “Здоровье”.
Управление реализацией проекта
- Заведующий ДОУ: общее руководство внедрением проекта; ежемесячный анализ данных мониторинга реализации проекта; контроль за соблюдением охраны жизни и здоровья детей, создание безопасных и комфортных условий в ДОУ.
- Старший воспитатель: нормативно-правовое, программно-методическое обеспечение реализации проекта; систематизация и обработка данных мониторинга, анализ продуктивности проекта
- Врач-педиатр: организация медико-консультативной работы; обследование детей и выявление патологий.
- Медицинские сестры: пропаганда ЗОЖ; мониторинг уровня физического здоровья детей и др.
- Инструкторы по ФИЗО: определение показателей двигательной подготовленности детей, уровень их физического развития.
- Воспитатели: внедрение здоровьесберегающих технологий.
- Педагог-психолог, социальный педагог: внедрение здоровьесберегающих технологий, коррекция отклонений в психическом развитии.
- Заместитель заведующего по АХЧ: создание материально технических условий для обеспечения здорового образа жизни.
- Шеф-повар: контроль за соблюдением технологий приготовления блюд рационального питания.
- Младший обслуживающий персонал: соблюдение санитарно-охранительного режима; помощь педагогам в организации физкультурно-оздоровительных мероприятий.
- Более подробно смотри в локальных актах.
Основные мероприятия по реализации проекта (Приложение)