"Кто я – официант или подавальщик?"

Разделы: Внеклассная работа


Цели:

  1. Создать условия для актуализации теоретических знаний и практического применения профессиональных умений учащимися в процессе выполнения конкурсных заданий.
  2. Содействовать накоплению и обогащению субъектного опыта профессиональной деятельности, формированию необходимых профессиональных качеств.
  3. Способствовать развитию творческих способностей, активизация познавательного интереса к профессии, чувства ответственности.

Оснащение: мультимедиа, набор полотняных салфеток, подносы, таймер, столовая посуда и приборы для сервировки столов, запас бутылок с минеральной водой емкостью 0,5 л, столовые ложки и теннисные мячи, столы обеденные, подсобные столики, оценочные листы.

Участники: две команды по 5 человек.

Содержание

Ведущий 1: Добрый день, дорогие друзья! Сегодня в этом зале состоится конкурс “Профессионального мастерства”. В нем принимают участие две команды групп технологов.

Ведущий 2: Как определить пришел ли гость от ресторана в восторг?

Есть люди, которые говорят: “Спасибо, было очень вкусно”. Но иногда я вхожу в зал и вижу, что у людей светятся глаза; некоторые просто молча берут меня за руку в знак благодарности, Мне говорят: “Вы затронули мою душу”. Неплохо, правда?!

Ведущий 1: Знание основ классификации и потребительских свойств продукции предприятий общественного питания, умение тактично и грамотно оказать потребителю помощь в выборе блюд и подходящих к ним напитков, обеспечить необходимые для сохранения качества продукции условия в процессе доставки заказных блюд посетителю, ровно как и умение выполнить заказ быстро, качественно и эстетично, необходимы для правильной организации обслуживания потребителей. Качественное обслуживание потребителей невозможно без знания обслуживающим персоналом основ профессиональной этики и этикета и, в частности столового этикета.

Ведущий 2: Мы приветствуем всех, кто пришел сюда не для пассивного созерцания, а для того чтобы вместе с нашими участниками разделить радость творчества, шаг за шагом, конкурс за конкурсом приблизить радостный миг победы. Мы думаем, что эта встреча не разочарует Вас.

Ведущий 1: Предварительно состоялась жеребьевка, которая определила последовательность выступления участников конкурса. Они уже готовы к выходу, волнуются и с нетерпением ждут встречи с Вами. Давайте познакомимся.

Встречайте!

Ведущий 1: команда __________

Ведущий 2: команда __________

Ведущий 2: Итак, с участниками мы познакомились, а я хочу представить Вам тех, кто будет судить наш конкурс, строгое, но справедливое жюри. Знакомьтесь: (идет представление членов жюри)

Первое знакомство состоялось.

Ведущий 1:

Официанту в ранний час
Работы через край,
Тому – расчет, тому – заказ,
Давай! Давай! Давай!
И вот он словно птица,
К столу с подносом мчится,
Припоминая на бегу,
Кому - бифштекс, кому – рагу.

Конкурс 1. “Визитная карточка”

Традиционно любой конкурс начинается с приветствия, а деловые люди, впервые встречаясь друг с другом, обмениваются визитными карточками. Визитки бывают разные: с вензелями и без, строгие и не очень. Однако в каждой из них мы находим необходимые сведения о ее владельце. Чтобы нам ближе узнать наших участников, а им друг друга, мы дружными аплодисментами попросим их обменяться своими визитками.

Жюри оценивает этот конкурс, максимальная оценка 5 баллов.

Слово предоставляется команде……….

Конкурс 2. “Экспресс-опрос”

Следующий конкурс поможет нам увидеть, насколько быстро ориентируются наши участники в разных ситуациях, насколько быстро они умеют принять решение. А ведь это так важно для нашей профессии. С помощью экспресс-опроса мы определим четкость, краткость и содержательность ответов на поставленный вопрос.

Жюри оценит ответы максимально в 1 балл каждый правильный ответ.

Ситуация 1 - ЕХИДНЫЙ ГОСТЬ.

Для такого человека ехидство — стиль жизни. Ничего лично против тебя у него нет, просто он не может иначе: "У вас все так хорошо, что аж жалобу хочется накатать"

Выбери ответ:

  1. Это ваше право.
  2. Что-то случилось? Я могу помочь?
  3. Мне без разницы!
  4. Мы просто стараемся всем угодить.

Ситуация 2 - ГОСТЬ-ПРИЯТЕЛЬ.

Он вообще-то и не приятель вовсе. Просто он считает всех своими друзьями, в том числе и официантов. Панибратство для него — способ двигаться по жизни: “Здорово! Как делишки? Я друзей с работы привел. Сделай столик получше”.

Выбери ответ:

  1. Как всегда накрывать?
  2. Главное, про чаевые не забудь.
  3. Ваши друзья — наши друзья.
  4. Сколько персон? Сейчас я подам меню и винную карту.

Ситуация 3 - КРУТОЙ ГОСТЬ.

Он настолько крут, как будто и этот ресторан, и этот район — все вскоре будет у его ног. Но это вскоре. А сейчас он просто крут, и все должны это знать: “Эй, поди, сюда! Меня надо обслужить быстро и хорошо. Повару передай, если что — кастрюлю на голову надену!”

Выбери ответ:

  1. На “эй!” зовут коней!
  2. Давай-ка, во всем конкретно разберемся.
  3. Каким временем вы располагаете? Напитки будут через минуту.
  4. Будете шуметь, вызовем милицию.

Ситуация 4 - СКУПОЙ ГОСТЬ.

На его лице, как правило, отвращение к тебе из-за вынужденной траты денег. И он не позволит запудрить себе мозги экзотикой и так называемым сервисом. О чаевых официантам можно не беспокоиться: “Да? Этот кусок

мяса столько стоит? Это — из говядины? Это что, за 200 граммов сока из пакетика? 100 рублей за литр? Лихо у вас!”

Выбери ответ:

  1. У нас используют только парное мясо.
  2. Вы же неглупый человек. Здесь ресторан, а значит, большая наценка.
  3. Дело в том, что наш ресторан гарантирует качество.
  4. Цены хозяин устанавливает, а не я.

Ситуация 5 - КАПРИЗНЫЙ ГОСТЬ.

Он был всегда и везде. Он видал рестораны и по - лучше. Ему трудно угодить на все сто. Но он всегда хорошо заказывает и хорошо платит: “У вас что, сменился шеф-повар? Баранина не так пахнет и соус другого цвета”.

Выбери ответ:

  1. Все нормально, как обычно. Не знаю...
  2. Я скажу на кухне, что вы недовольны. Мы заменим блюдо. А соус по новому рецепту готовили.
  3. Сменился поставщик мяса. Моей вины нет, вы же понимаете...
  4. Опять эти повара напортачили. Сейчас я им устрою!

Ситуация 6 - ПОСТОЯННЫЙ ГОСТЬ.

Он ходит в этот ресторан пять раз в неделю. То ли работает поблизости, то ли живет рядом. Меню и цены знает лучше официанта. Замечает любое изменение. Многих знает по имени. Уверен, что его вкусы знают и помнят все: “Вы ведь знаете, что пельмени я люблю со сливочным маслом, а не со сметаной, которую вдобавок плюхнули сверху”.

Выбери ответ:

  1. Повар сказал, что так положено.
  2. Опять ученик повара напутал!
  3. Простите, пожалуйста, сейчас заменим.
  4. А что же вы не напомнили?

Попросим жюри огласить итоги нашей встречи.

Конкурс 3. “Конкурс эрудитов”

Ведущий 1: Одним из качеств, присущих человеку любой профессии, а официанту в частности, является любознательность. Следующий конкурс поможет нам выявить самого умного, самого эрудированного, имеющего широкий кругозор в различных областях. Им будет тот из участников, который даст наибольшее число правильных ответов.

Жюри суммирует все правильные ответы: правильный ответ – 1балл.

Вопросы к участникам:

1. Сибирская вкуснятина (пельмени)

2. Его продолжения требовал Иван Васильевич Бунша в известной комедии (банкет)

3. Лучшее лекарство для человека, который живёт на крыше (варенье)

4. Что не удалось съесть медведю в сказке “Три медведя” (пирожок)

5. “Вкусное” имя одного из друзей Незнайки (пончик)

6. Главное национальное блюдо народов Средней Азии ( плов)

7. Говорят, что хрен её не слаще (редька)

8. Завтрак, которого лишилась крыловская ворона (сыр)

9. “Эклер”, “Наполеон”, “Картошка” и другое (пирожное)

10.Заморский фрукт и австралийская птица (киви)

11.Среднеазиатский хлеб из поговорки “расшибиться в ...” (лепешка)

12.Еда для Буратино в харчевне “Трёх пескарей” (корочка)

13.Набор столовой, чайной или кофейной посуды (сервиз)

14.Поджаренные сухарики для бульона (гренки)

15.Ну, очень большое пирожное (торт)

16.Он применяется в воспитании в сочетании с кнутом (пряник)

17.Жидкая часть варенья (сироп)

18.Её почему-то снимают с варенья (пена)

19.Первый из них бывает комом (блин)

20. “Rama” по своей сущности (маргарин)

21.Без него не сваришь киселя (крахмал)

22.Небольшие толстые блины (оладьи)

23 .Воздушное белковое пирожное (безе)

24.И часть молока и часть общества (сливки)

25.Он приходит во время еды (аппетит)

26.Русские печёные пирожки, часто с рыбой (расстегаи)

27.Любитель сметаны, вошедший в поговорку (кот)

28.Классическое первое блюдо (суп)

29.Составная часть плова (рис)

30.Что-нибудь очень вкусненькое (лакомство)

31 .Жаргонный ресторанный термин для обозначения жареных блюд (фри)

32.Пиратский напиток (ром)

33.Дрожжи, разведённые водой с добавлением сахара и муки (опара)

34.Кондитерское изделие и замужняя крестьянка (баба)

Ведущий 1: Кто же стал победителем этого конкурса? Кто “Самый эрудированный официант?”

Конкурс 4. “Самый быстрый”

Ведущий 2: С теорией Вы справились хорошо, а как дела обстоят с практикой? Я верю, что Вы не откажите продемонстрировать свой талант. Для этого надо немного. Для проверки практических знаний предлагаю по одному участнику из каждой команды в течение 3 минут свернуть как можно больше различных по сложности форм салфеток. Максимальная оценка этого конкурса 5 баллов.

Ведущий 2: Экзамен сдан. Качество сдачи оценит наше уважаемое жюри. Счетная комиссия подведет итоги трех конкурсов, а мы предложим нашим конкурсантам принять участие в следующем конкурсе.

Конкурс 5. “Самый грамотный”

Ведущий 1: Всем известно, что не правильно поставленная точка или запятая, может стоить человеку жизни. Вспомните сказку “12 месяцев”, в которой королеве надо было поставить запятую в указе и тем самым решить казнить или помиловать человека. Не правильное использование столовых приборов, конечно же не может повлечь за собой смертную казнь, но говорит о воспитанности человека, о поведении его в обществе.

“ Столик накройся!” - и в одно мгновение накрыт был столик чистой скатертью, рядом нож и вилка, а мисок с жареным и пареным было так много, что сердце радовалось”. Скатерть, тарелка, нож, вилка, миски с едой – Так выглядел красиво накрытый стол в 1819 году, когда была опубликована сказка братьев Гримм. А знаете ли вы как правильно засервировать стол?

Следующее задание: из предложенного ассортимента посуды выберете необходимую посуду и выполните полную сервировку стола для банкета. Жюри оценивает скорость работы, грамотность, четкость и правильность выполнения.

Максимальная оценка 5 баллов.

Диалог с болельщиками

Ведущий 2: Участники получили задание, а я обращаюсь к зрителям. Поговорим об аплодисментах.

Аплодисменты – это рукоплескание в знак одобрения или приветствия. С помощью их Вы выражаете свое отношение к тому, кто выступает на сцене, разными бывают и аплодисменты:

Громкие, подбадривающие
Сдержанные, деликатные
Бурные, восторженные
Ленивые, снисходительные

Я надеюсь, дальнейшие выступления наших участников Вы будете сопровождать громкими подбадривающими аплодисментами.

Жюри оглашает результат выполнения очередного задания и подводит общий итог.

Конкурс 6. “Лучшая походка”

Ведущий 1: Продолжим нашу встречу. Каждый человек обладает своей индивидуальной походкой. У одного – она гордая, уверенная; у другого – суетливая, спешащая; у третьего – вальяжная, ленивая. А у официанта походка является его показателем профессионализма.

Попросим наших участников показать походку официанта в разных производственных ситуациях.

А жюри оценит их старания.

Конкурс 7. “Домашнее задание”

Ведущий 2: Каждая команда подготовила домашнее задание и сейчас предложит вашему вниманию, а мы их поддержим бурными аплодисментами.

Оценки жюри, подведение общего итога.

Если возникнет спорная ситуация (участники наберут одинаковое количество баллов), проведем конкурс на внимание. В течение 1 минуты составьте как можно больше существительных из слова “Обслуживание”. Жюри внимательно следят, чтобы не было повторов.

Ведущий 1: Слово для подведения окончательного итога и выявления победителей нашего конкурса предоставляется жюри.

Награждение победителей:

в конкурсе;

в каждой номинации

приз зрительских симпатий

Ведущий 2: Очень хочу, чтобы наша профессия стала Вашей судьбой. Хорошего Вам всем настроения. До свиданья! До новых встреч!