Организация исследовательской деятельности обучающихся в условиях общеобразовательной школы

Разделы: Физика, Презентация к уроку


Суть исследовательской работы с детьми заключается, прежде всего, в том, что учащиеся активно вовлекаются в самостоятельную учебно-познавательную деятельность. Школьники приучаются мыслить творчески и самостоятельно планировать свои действия. Проект-исследование предполагает использование проблемных, исследовательских, поисковых методов, предполагает самостоятельный поиск дополнительных источников нужной информации. Данная технология создаёт благоприятные условия для реализации профильно-направленного обучения, повышения мотивации учения.

Исследовательская деятельность учащихся может быть групповая и индивидуальная; на уроках и во внеурочное время.

На уроках её можно организовать следующим образом:

1. Решение задач.

  • Класс разбивается на группы по 3–4 человека (по желанию).
  • Каждая группа получает на определённое время 2–3 задачи.
  • Роли расписывают сами:

Возможные варианты

I II III
Работают вместе. Делят задачи между собой, каждый делает свою. Один – идеи
Второй – алгебраические преобразования
Третий – расчёты
Четвёртый – защищает работу у доски

IV. Защита:

I

II III IV
Один у доски Вместе у доски: один пишет, другой объясняет Оформляют письменно, сдают. Оценка делится на всех. Представляют электронный вариант решения.

2. Практикум можно тоже организовать как проектно-исследовательскую или модульную деятельность. Ребята работают в группах по 2–3 человека. Каждая группа выполняет свою конкретную повышенной сложности экспериментальную работу:

I) Изучают описание (это модуль);
II) Определяют цель и средства исследования;
IV)Сами расписывают роли (не распределишь обязанности – не успеешь сделать работу), например:

Вместе Первый Второй Третий
Изучают теоретическую часть работы Постановка эксперимента Обработка результатов Оформление отчёта

V) Защита работы (все вместе).

3. Лабораторная работа, изучение нового материала:

  1. Постановка проблемы (как осуществить цель работы; проблемный эксперимент, или жизненная ситуация);
  2. Гипотезы учащихся (какие нужны приборы, формулы (теория эксперимента), как его объяснить;
  3. Подсказки учителя (если есть необходимость);
  4. Решение проблемы (выполнение работы, обработка результатов);
  5. Результат – прочные знания, понимание, удовлетворение!!!

4. Организация работы НОУ , индивидуальных и групповых исследовательских проектов

Этапы работы:

А) Реклама;
Б) Выбор темы исследования. (Принцип: актуальность, интерес учащихся и учителя к данной проблеме);
В) Постановка цели исследования;
Г) Определение сути работы, её масштабов;
Д) Распределение обязанностей, участков работы;
Е) План работы:
– поиск информации, работа со СМИ (в основном Интернет, компьютерная энциклопедия);
– обмен информацией с руководителем (индивидуальные папки на рабочем столе компьютера в кабинете, электронная почта);
– составление примерного плана теоретической и экспериментальной частей работы;
– черновой вариант введения, теоретической части, методики эксперимента;
– проведение эксперимента, исследования (графики, диаграммы, анализ интервью, статьи и т.д.);
– обработка результатов исследования, подготовка фото, DVD фрагментов;
– написание практической части работы;
– вывод.
Ж) Как оформлять работу:
I) титульный лист;
II) содержание;
III) теоретическая часть;
IV) экспериментальная или практическая часть;
V) вывод;
VI) литература, источники информации;

3) Подготовка презентации и тезисов для выступления на защите, конференциях различного уровня;
И) Как принять участие в конкурсах, какие бывают конкурсы, что даёт участие в них.

Во всех этих видах деятельности активно используются информационно-коммуникационные технологии:

1. На уроках: – DVD фрагменты;

– моделирование эксперимента (мультимедиа);

– тесты (мультимедиа);

– экспериментальные задачи (мультимедиа).

2. В исследовательской деятельности с учащимися:

– поиск информации (Интернет, компьютерные диски);

– моделирование эксперимента;

– обработка результатов эксперимента на компьютере;

– подготовка презентации;

– работа над теоретической частью (обработка на компьютере);

– использование мультимедиа проектора во время защиты.

3. При защите проектов (DVD, мультимедиа сопровождение).

В результате мы имеем:

– Активную жизненную позицию учащихся;

– Умение отстаивать свою точку зрения;

– Умение ориентироваться в сложной жизненной ситуации;

– Умение планировать свою деятельность, предполагать результат;

– Умение анализировать (а это уже высшая форма умственной деятельности);

– Интерес к предмету;

– Овладение не только знаниями, а и умениями и средствами их добывать.