Суть исследовательской работы с детьми заключается, прежде всего, в том, что учащиеся активно вовлекаются в самостоятельную учебно-познавательную деятельность. Школьники приучаются мыслить творчески и самостоятельно планировать свои действия. Проект-исследование предполагает использование проблемных, исследовательских, поисковых методов, предполагает самостоятельный поиск дополнительных источников нужной информации. Данная технология создаёт благоприятные условия для реализации профильно-направленного обучения, повышения мотивации учения.
Исследовательская деятельность учащихся может быть групповая и индивидуальная; на уроках и во внеурочное время.
На уроках её можно организовать следующим образом:
1. Решение задач.
- Класс разбивается на группы по 3–4 человека (по желанию).
- Каждая группа получает на определённое время 2–3 задачи.
- Роли расписывают сами:
Возможные варианты
I | II | III |
Работают вместе. | Делят задачи между собой, каждый делает свою. | Один – идеи Второй – алгебраические преобразования Третий – расчёты Четвёртый – защищает работу у доски |
IV. Защита:
I |
II | III | IV |
Один у доски | Вместе у доски: один пишет, другой объясняет | Оформляют письменно, сдают. Оценка делится на всех. | Представляют электронный вариант решения. |
2. Практикум можно тоже организовать как проектно-исследовательскую или модульную деятельность. Ребята работают в группах по 2–3 человека. Каждая группа выполняет свою конкретную повышенной сложности экспериментальную работу:
I) Изучают описание (это модуль);
II) Определяют цель и средства исследования;
IV)Сами расписывают роли (не распределишь обязанности – не успеешь сделать
работу), например:
Вместе | Первый | Второй | Третий |
Изучают теоретическую часть работы | Постановка эксперимента | Обработка результатов | Оформление отчёта |
V) Защита работы (все вместе).
3. Лабораторная работа, изучение нового материала:
- Постановка проблемы (как осуществить цель работы; проблемный эксперимент, или жизненная ситуация);
- Гипотезы учащихся (какие нужны приборы, формулы (теория эксперимента), как его объяснить;
- Подсказки учителя (если есть необходимость);
- Решение проблемы (выполнение работы, обработка результатов);
- Результат – прочные знания, понимание, удовлетворение!!!
4. Организация работы НОУ , индивидуальных и групповых исследовательских проектов
Этапы работы:
А) Реклама;
Б) Выбор темы исследования. (Принцип: актуальность, интерес учащихся и учителя к
данной проблеме);
В) Постановка цели исследования;
Г) Определение сути работы, её масштабов;
Д) Распределение обязанностей, участков работы;
Е) План работы:
– поиск информации, работа со СМИ (в основном Интернет, компьютерная
энциклопедия);
– обмен информацией с руководителем (индивидуальные папки на рабочем столе
компьютера в кабинете, электронная почта);
– составление примерного плана теоретической и экспериментальной частей работы;
– черновой вариант введения, теоретической части, методики эксперимента;
– проведение эксперимента, исследования (графики, диаграммы, анализ интервью,
статьи и т.д.);
– обработка результатов исследования, подготовка фото, DVD фрагментов;
– написание практической части работы;
– вывод.
Ж) Как оформлять работу:
I) титульный лист;
II) содержание;
III) теоретическая часть;
IV) экспериментальная или практическая часть;
V) вывод;
VI) литература, источники информации;
3) Подготовка презентации и тезисов для выступления на защите, конференциях
различного уровня;
И) Как принять участие в конкурсах, какие бывают конкурсы, что даёт участие в
них.
Во всех этих видах деятельности активно используются информационно-коммуникационные технологии:
1. На уроках: – DVD фрагменты;
– моделирование эксперимента (мультимедиа);
– тесты (мультимедиа);
– экспериментальные задачи (мультимедиа).
2. В исследовательской деятельности с учащимися:
– поиск информации (Интернет, компьютерные диски);
– моделирование эксперимента;
– обработка результатов эксперимента на компьютере;
– подготовка презентации;
– работа над теоретической частью (обработка на компьютере);
– использование мультимедиа проектора во время защиты.
3. При защите проектов (DVD, мультимедиа сопровождение).
В результате мы имеем:
– Активную жизненную позицию учащихся;
– Умение отстаивать свою точку зрения;
– Умение ориентироваться в сложной жизненной ситуации;
– Умение планировать свою деятельность, предполагать результат;
– Умение анализировать (а это уже высшая форма умственной деятельности);
– Интерес к предмету;
– Овладение не только знаниями, а и умениями и средствами их добывать.