Организационная информация |
|
Цели урока | Знакомство с царем Иваном Васильевичем Грозным. |
Задачи урока | – Познакомить с исторической обстановкой России в XV–XVI
вв; – дать представление о своеобразном правлении Ивана IV; – познакомить детей с событиями связанными с расширением границ; – прививать чувство гордости за принадлежность к великому государству. |
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока | Приобретают знания о истории нашего государства, знакомятся с правителями Руси, русскими зодчими, историческими памятниками, учатся делать выводы, закрепляют навыки работы с контурными картами, читать выразительно стихотворения, учатся артистизму |
Необходимое оборудование и материалы | – Карта “Образование и расширение Российского
государства в XIV–XVI вв”. – презентация; – контурные карты; |
Подробный конспект урока |
|
Мотивация учащихся |
|
Ход и содержание урока | На доске эпиграф: (Слайд 1)
Учитель. Н а торговой площади Великого Новгорода привычный
шум. Кричат купцы в лавках – товар нахваливают. Бренчат гуслями,
забавляют народ плясками да озорными шутками веселые скоморохи. Дети. – Свят, свят… Учитель. Невеселое вышло детство у Ивана. В восемь лет остался
сиротой. Воспитанием его занимались бояре знатные. С детства он видел,
как бояре расхищали казну, подвергали народ грабежу, грызлись между
собой, заговоры плели. Каждый старался себе власти побольше оттяпать. Символами царской власти – венец, скипетр, держава.
Давайте послушаем сценку, подготовленную ребятами, “Суд над боярином”. (Слайд 4) Царь. Сгонять народ! Поведайте людям московским, что царь казнит своих злодеев. Автор. Вскоре площадь стала наполняться народом, ставни отворились, и у окон показались бледные боязливые лица. Царь (развернул длинный свиток). Бывший боярин Дружина! Ты хвалился замутить государство, призвать крымского хана и литовского короля и многие другие беды и тесноты на Руси учинить. Ты же дерзнул злыми, кусательными словами поносить самого государя, царя и великого князя всея Руси и добрых слуг его на непокорство подымать. Заслужил ты себе истязания паче смерти. Но великий государь, помня прежние доблести твои, от жалости сердца, повелел тебя скорою смертью казнить. Боярин. Ведаю себя честным перед богом и государем. (Герои сценки, кроме автора, ушли) Автор. Раздался глухой удар… Благородная кровь боярина Дружины Морозова обагрила доски помоста. Учитель. Жестокий был царь, но во время его правления были
большие изменения – реформы. На доске: (Слайд 5) “Грозный” Созидатель
В России к тому времени насчитывалось уже 200 городов. Московский Кремль был защищен стенами Китай–города, Белого города и Земляного города. О стенах Белого города говорили, что ни один татарин не пробьет толщу этих укреплений. (Слайд 6, 7)
С 1549 года для разрешения важных государственных дел стал созывать Земские соборы. В них входили представители духовенства, дворянства, боярства, городов и крестьян (не принадлежащих кому-либо). (Слайд 9) Земские соборы (Слайд 10) При Иване IV было создано Стрелецкое войско, он стремился расширить территорию государства. (Слайд 11, 12) Стрелецкое войско (Слайд 13) На месте бывшей Золотой Орды образовалось четыре ханства: Сибирское, Казанское, Астраханское и Крымское. 1552 году присоединив Казань и в 1556 году Астрахань, Россия включила в свой состав весь волжский торговый путь. Теперь она могла свободно торговать со странами Востока. Так возник портовый город Астрахань. На территории Сибири находилось Сибирское ханство. (Слайд 14) Явился однажды к царю донской казак Иван Кольцо и говорит ему: О том как казаки во главе с Ермаком захватили Сибирь прочитаем в
книжках. Учитель. Одарил царь Иван казаков деньгами и тканями дорогими. А атаману Ермаку собственную шубу передал. Правда не пришлось Ермаку примерить царскую шубу. Погиб Ермак в схватке с кучумовскими лазутчиками.
Работа в тетрадях: Учитель. Царю всегда мерещилась угроза, заговоры. Та к он поверил ложному доносу о том, что новгородцы хотят изменить ему и передаться Литве. (Слайд 17) И хлебнул лиха Новгород. Много побил новгородцев. Лавки порушил, дома пожег, монастыри обобрал. Был великий Новгород, стал городом слабым и покорным.
Стремясь окончательно утвердить свою власть Иван Грозный в 1565 году ввел опричнину. (Слайд 19) Опричное войско охраняло Александрийскую слободу. Опричники целовали крест на службу государю, отрекались от отца и матери. Не было такого злого дела на которое бы не пошли опричники. Установил опричнину (Слайд 20) В честь победы над Казанью велел царь воздвигнуть Божий храм. Вырос
на торговой площади перед Кремлем собор из девяти церквей. Каждую
разноцветная маковка венчает, одна на другую непохожа. (Слайд 21)
Учитель. Жесток был царь Иван. Шептались, будто велел царь ослепить мастеров великих, дабы не могли они в иных землях построить красоту такую. Только говорят не взял он такого греха на душу. Собор Василия Блаженного Рассматривание картины И. Репина “Иван Грозный и его сын Иван”. (Слайд 23) В 1581 году в порыве гнева Иван IV ударил своего сына в висок, в результате чего наследник престола скончался. Не пощадил своего сына. (Слайд 24) Жить при таком правителе тяжело, особенно тем, кто пахал поле, собирал урожай к столу царя да боярам. Был такой Юрьев день, когда крестьяне могли перейти от одного хозяина к другому. Иван IV этот день отменил. “Вот тебе, бабушка, и Юрьев день”. Это крылатое выражение стало обозначать несбывшиеся мечты.
Вот такой был человек и правитель Иван Васильевич. (Слайд 25) |
Проверка и оценивание ЗУНКов | Инсценировка начала урока; чтение стихотворения, работа с контурными картами, исследовательская работа, текст в разделе “Подведение итогов”; |
Рефлексия деятельности на уроке |
|
Домашнее задание | Какие еще полезные дела ты посоветовал бы Ивану IV
сделать для государства? Составь режим одного дня царя Ивана IV. |
Дополнительная необходимая информация | Знание стихотворения “Собор Василия Блаженного”. Подготовка инсценировок к уроку. |
Царь Иван Васильевич Грозный
Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»