Цель: Знакомство детей с русскими обрядовыми куклами, изготовление обрядовых кукол, закрепление знаний о русских народных сказках.
Задачи:
- Познавательная : закреплять знания детей о русских народных сказках. Способствовать расширению и уточнению представлений детей о технике изготовления кукол.
- Развивающая : развивать психические процессы детей: внимание, память, мышление. Способствовать развитию любознательности.
- Воспитательная : воспитывать интерес и уважение к культуре русского народа.
Предшествующая работа:
1.Чтение русских народных сказок.
2. Поход в городской музей на выставку “Рукодельница”.
3. Слушание русских народных песен, колыбельных.
4. Сюжетно-ролевые игры “Дом”, “В гостях у бабушки”.
5. Изготовление макета русской избы.
6. Поездка в краеведческий музей г. Абакана на выставку авторской куклы.
План занятия:
1. Вводная часть (отгадывание загадок) - 2 мин.
2. Основная часть (показ слайдов, изготовление кукол) - 20мин.
3. Заключительная часть (беседа) - 3 мин.
Ход занятия
Дети сидят полукругом на стульчиках, негромко звучит русская народная колыбельная, входит Бабушка-Загадушка с корзинкой.
- Здравствуйте, ребятушки! Как вы поживаете? Я Бабушка-Загадушка, не просто так пришла, много нового и интересного для вас принесла, но сначала скажите мне, голубчики, хорошо ли вы сказки знаете?
Ответы детей.
Вот я сейчас это и проверю загадками, начинаю:
Удивительный народ!
Вместе вышли в огород,
Вот друг друга держат крепко,
Потянули. Вот и … “Репка”.По тропинке он катился,
Своей удалью хвалился,
Да попался на носок,
Ам, и съели “Колобок”.Она по ягоды пошла,
Да на домик набрела,
Дом под старою сосной.
В доме жил медведь большой.
Заболела б от тоски,
Да спасли… пирожки (“Маша и медведь”)Круглый, тонкая, плетёный,
Вместе в лес пошли зелёный.
Вместе в домике живут,
Вместе пироги пекут (“Пузырь, соломинка и лапоть”)
- Молодцы, ребятушки! Все сказки знаете! (Звучит запись голоса кукушки) Ой, ребята, кто это, чей голос вы слышите?
Ответы детей.
- Правильно, это кукушка. Она что-то нам говорит, подождите… Кукушечка зовёт нас поиграть в игру! Давайте поиграем, вставайте в круг!
К нам кукушка прилетела,
Познакомиться хотела.
Вот сидит на суку (все закрывают глаза)
И кричит она (задеваю кого-либо из детей, он кричит):
“Ку-ку!” (дети должны отгадать, кто кричал)
- Ох, какие вы задорные! Что-то утомилась я немножко. Давайте присядем отдохнём да в волшебное зеркало посмотрим.
Дети садятся на стульчики полукругом, Бабушка-загадушка перед ними.
- Зеркало волшебное, зеркало старинное, покажи нам чудо чудное, диво дивное!
На экране появляется изображение кукол (Приложение 1).
- Что же это такое, по-вашему?
Ответы детей.
- Правильно, это старинные русские куклы, но не просто куклы-закрутки, а обереги! Раньше в каждом крестьянском доме было много тряпичных кукол-закруток. Они служили оберегами, то есть оберегали жилище, сон, хозяйство, считалось, что они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю.
- Ох, что же это я! Совсем забыла, в корзинке-то моей есть такие куклы!
Показ слайдов сопровождается показом заранее изготовленных кукол.
- Например, была такая кукла “Зайчик на пальчик”, её делали детям с трех лет, чтобы они имели друга, собеседника. Зайчик одевался на пальчик и был всегда рядом с ребёнком. Эту игрушку раньше родители давали детям, когда уходили из дома, чтобы малышу не было скучно или страшно. Ребёнок мог обратиться к зайчику как к другу, поговорить с ним, пожаловаться или просто поиграть. Это и друг и оберег.
- А эта кукла называлась “Младенчик-пеленашка”. Её делала мама перед рождением ребёнка с молитвой, с мыслями о будущем дитятке; ткани для изготовления были родные - от сарафана матери, от рубахи отца, деда или бабушки.
- Это кукла “Бабочка”. Куклу “Бабочку” подвешивали над колыбелькой, ею играли и девочки, и мальчики. Кукла – игровая, ее могли изготовить своими руками даже маленькие дети.
- Это кукла Коляда. С Колядой проходили все рождественские колядки. Эта кукла - символ солнца и добрых отношений в семье. Она представляла собой дородную женщину, одетую во все новое и нарядное. От ее имени колядующие желали счастья и благополучия. Пели радостные, прославляющие хозяев песни.
В некоторых местностях колядки заканчивались возле костра с пожеланиями блага себе и близким и сжиганием Коляды. С ее приходом в доме поселится счастье, мир и согласие между членами семьи.
Кукла Коляда изготавливается из спила дерева. В мешочках, подвешенных к поясу, находятся хлеб и соль. За пояс заткнут веник, которым Коляда отгоняет нечистую силу.
- Это кукла Свадебная. Кукол изготавливали подруги невесты из лоскутов белой, красной и другой разноцветной ткани, используя обрывки разноцветных нитей.
Посмотрите, у кукол получается одна общая рука, чтобы муж и жена шли по жизни рука об руку, были вместе в радости и в беде. Куклы можно свободно двигать по “руке”,потому что рука- это лучина.
- Из квадратных кусков ткани создавали куклу Бессонницу, набивая ее успокаивающей травой и приговаривая: “Сонница-бессонница, не играй с моим дитятком, а играй этой куклой”.
Это магическая колыбельная кукла Бессонница. Когда без видимой причины начинал плакать младенец, мать, чтобы успокоить его и защитить от злых духов, быстро сворачивала из 2 лоскутков ткани куклу-оберег и клала ее в колыбель, приговаривая:
Сонница-бессонница,
Не играй моим дитятком,
А играй этой куколкой.
Такая кукла оставалась в доме навсегда.
- Вот какие куклы оберегали, помогали, защищали людей в старину.
- Ребята, а вы не подскажите мне, что-то я подзабыла, в какой русской народной сказке главной героине помогала такая кукла, оберегала и защищала её?
Ответы детей.
- А вы бы хотели сделать такую куклу своими руками? Сейчас я вам предлагаю смастерить куклу-оберег для своих родных близких людей. Для этого я приглашаю вас в свою мастерскую.
Дети вместе с Бабушкой-загадушкой проходят к “мастерской”.
- Что же есть в моей мастерской?
Ответы детей.
- Что же вам понадобится для изготовления куклы?
Ответы детей.
- Как вы думаете, почему здесь нет ножниц и иголок, то есть колющих и режущих предметов?
Ответы детей.
- Правильно, ножницы и иголки не нужны, потому что считалось, если человек поранится, когда будет делать куклу-оберег, то кукла будет нести плохое настроение, страх и боль, кукла-оберег не получится. Помните, ребята, куклу-оберег нужно делать с добрым, хорошим настроением, чтобы у человека, которому вы подарите её, она принесла счастье!
- Сегодня в первый раз мы попробуем изготовить несложную куклу-закрутку. Вы внимательно послушайте, а я сейчас по порядку объясню, как можно сделать куклу:
1. Сначала сворачиваю белую ткань в трубочку. Чтобы она не раскрутилась, закрепляю ее ниткой.
2. Делаю головку и руки куклы: кладу свернутую матерчатую трубочку на середину квадрата из белой ткани, перегибаю квадрат по диагонали и закрепляют голову, перевязывая ниткой. Ручки и талию также перевязываю, чтобы получилась белая кофта на нашей кукле.
3. Наряжаю куклу: из ниток или ткани делаю и укрепляю косу. Затем надеваю юбку или сарафанчик.
5. На голову можно повязать платок из пестрой ткани, можно надеть повязку-ленту или даже сережки и бусы.
- Вот какая куколка у меня получилась. А теперь попробуйте и вы!
Самостоятельная деятельность детей под русскую народную музыку.
- Вот куклы и готовы! А теперь придумайте своим куклам имена и познакомьте всех со своей куклой!
Ответы детей.
- Молодцы! Так что же нового вы сегодня узнали?
Ответы детей.
- Что вам больше всего запомнилось, понравилось?
Ответы детей.
- Обязательно подарите этих кукол своим близким или научите своих родных делать таких куколок.
- Загостилась я у вас, пора мне домой. До свидания, ребятушки!
Технические средства обучения:
- Мультимедийная система (показ слайдов).
- Магнитофон с записями: голоса кукушки, русской народной колыбельной, русской народной песни.
Дидактические материалы:
- Слайды кукол.
- Лоскуты разных тканей.
- Бусы.
- Пуговицы.
- Пяльце.
- Напёрстки.
- Разноцветные нитки.
Список используемой литературы.
1. Горичева В.С. Куклы. Ярославль, 1999.
2. Подарки к праздникам. М.: 2001.
3. Ботякова О.А. Солнечный круг. СПб, 2004.
4. В.П.Ватаман. Воспитание детей на традициях народной культуры. Волгоград, 2008.
5. Народное искусство в воспитании дошкольников под ред. Т.С. Комаровой, М.: 2006.
6. Знакомство детей с русским народным творчеством. Л.С Куприна, Т.А.Бударина, О.А Маркеева, СПб.: 2004.