Урок природоведения по теме "Кожа"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


  • Цели урока:
  • Дать представление о коже, как об органе человека, рассмотреть её строение, функции;
  • формировать умение выполнять тестовые работы;
  • формировать умение оценивать свою деятельность;
  • учить бережному отношению к своему здоровью;
  • развивать психические процессы, умение работать в группах, чувство товарищества.

Ход урока

1. Организационный момент.

(1 слайд)

– Итак, дорогие ребята, сегодня мы вновь отправляемся в увлекательное путешествие по нашему организму. Желаю вам удачи, хороших и умных ответов, интересных и неожиданных открытий. В добрый путь!

2. Актуализация.

– А начнём мы наш урок, как обычно, с проверки знаний по уже изученным темам. Вам предстоит ответить на вопросы теста и записать на листочках– индикаторах букву правильного ответа. (Слайд 2)

Как называется наука о строении тела человека?

а) гигиена к) анатомия с) физиология

При какой температуре тела организм работает лучше всего?

в) +40°С о) +36,6 °С п) – 35,7 °С

Какой из этих органов не является органом чувств?

ж) сердце з) глаз р) язык

Назовите орган обоняния.

н) глаз в) язык а) нос

(Дети выполняют тестовые задания)

– Давайте проверим правильность выполнения этих заданий. (Разбираются все варианты ответов.) В результате получатся следующие ответы:

к
о
ж
а (слайд 3)

Молодцы! Оцените выполнение данной работы на листах самооценки.

Лист самооценки _____________________________

1 2 3 0
оценка

3. Постановка проблемы.

– А теперь попробуйте определить тему нашего урока.

– Верно, речь пойдёт о коже. Посмотрите на краткую справку. (Слайд 3)

– Что бы вы хотели узнать об этом органе? (Слайд 4)

(Ответы детей и постановка целей урока)

Свойства, строение, значение, защита и уход.

– Обо всём мы обязательно поговорим. А начнём мы разговор со строения кожи. Слайд 5

– Как вы думаете, из чего состоит кожа? (Выслушиваю все варианты ответов.)

– Вопрос один, а ответов много. Почему?

(Мы не можем дать правильный ответ, т.к. не изучали)

4. Открытие нового знания.

Итак, выделяют три слоя кожи:

  1. Эпидермис
  2. Собствено кожа или дерма
  3. Подко
  4. Подкожный жир

Зафиксируйте названия слоёв кожи на своих карточках. (Изображение разреза кожи у каждого ребенка на парте.)

Давайте подробнее остановимся на эпидермисе – верхнем слое кожи.

Это слово взято из греческого языка. Посмотрите, как выглядит эпидермис под микроскопом. Слайд 6

я предлагаю вам внимательно рассмотреть его невооружённым взглядом.

Приступим к выполнению практической работы. Вы будите выполнять её в парах. Внимательно прочитайте инструкцию и заполняйте таблицу с ответами. Удачи вам!

Практическая работа

  1. Рассмотри кожу своей руки. Потрогай её, потяни. Что ты можешь сказать о коже?
  2. Рассмотри кожу через лупу. Что ты на ней видишь? Постарайся увидеть маленькие отверстия – поры. Как ты думаешь, какое значение они имеют?
  3. Проведи пальцем по лбу, затем приложи палец к стеклу. Что осталось на стекле? Как ты это объяснишь?
Вопрос Да Нет
На ощупь кожа мягкая и упругая Ο Ο
На поверхности кожи видны волоски и поры. Через поры выделяются жир и пот. Ο Ο
На стекле осталось пятно жира. Значит кожа выделяет жир. Ο Ο

Слайд 7

Давайте проверим правильность выполнения работы. Поднимите свою карточку-таблицу. Оцените свою работу в листе самооценки.

Какого цвета может быть кожа человека?

Оказывается, это зависит от специального красящего вещества – меланина, который также находится в эпидермисе.

Ну, что же, давайте попробуем заглянуть внутрь кожи при помощи микроскопа.

Слайд 8

Что мы видим на срезе? (Ответы детей)

Вы убедились в том, что кожа – это очень сложный орган. Давайте попробуем ответить на вопрос, зачем же нам нужен этот орган, какие функции он выполняет.

Практическая работа

Сравните эти сосуды. (Учитель показывает две прозрачные банки с водой.) Что вы можете сказать о жидкости, которая в них находится? (Одинаковая.)

Потрогайте эти сосуды. Что вы заметили? (В одном тёплая вода, а в другом холодная.)

Что помогло ощутить разницу?

Как называется способность кожи чувствовать прикосновения?

1-я функция кожи так и называется – осязательная. Слайд 9

О следующей функции нам расскажут ребята.

Одной из основных функций кожи является защита организма от вредных воздействий окружающей среды. Упругость кожи и подкожной жировой клетчатки предупреждает возможность механических повреждений (ушибов, порезов, давления) и снижает их силу. Кожа надёжно предохраняет внутренние ткани от повреждений.

Цвет кожи человека зависит от наличия красящего вещества — пигмента. Он препятствует вредному влиянию солнечных лучей: загар защищает кожу от их усиленного действия. Кожа быстро приспосабливается к разным условиям, она защищает нас от жары и от холода.

Кожа вырабатывает пот и кожное сало. Кожный жир, смазывая кожу, препятствует ее размоканию и образованию трещин и ссадин, что защищает кожу от вредных влияний воды. Кожа не пропускает воду, словно лучший непромокаемый плащ или скафандр. Ты можешь с головой окунуться в воду не боясь, что кожа где-нибудь даст течь и вода затопит твои "трюмы".

Кожа обладает бактерицидными свойствами, что защищает организм от проникновения микробов при неповрежденной коже. Она способна также вырабатывать защитные вещества против различных инфекционных заболеваний.

Итак, кожа – защитный барьер от проникновения внешней инфекции, необходимый для нормального функционирования кожи. Тонким защитным панцирем кожа покрывает всё тело – от пяток до затылка.

– О какой функции кожа вы узнали? Слайд 10

Я предлагаю вам немного отдохнуть. Последите за человечком глазами. Слайд 11.

Затем выполняется массаж рук.

– Скажите, что происходит с человеком, если он активно двигается?

– А зачем человек потеет?

Оказывается, что работая наши органы выделяют такое количество энергии, что его хватило бы на то, чтобы вскипятить 7 полных вёдер воды. Так вот мы с вами не закипаем благодаря ещё одной функции кожи – терморегуляторной. Как только организм перегревается, он начинает обильно потеть, а пот – это жидкость, которая охлаждает кожу и внутренние органы. Холод тоже не страшен нашей коже. Слайды №№ 12, 13

Ещё об одной функции кожи вы узнаете, поработав в парах. Прочитайте материал статьи и подготовьтесь ответить на вопросы

Выполняет кожа и выделительную функцию. Значение ее в удалении из организма конечных продуктов жизнедеятельности очень существенно.
Через точечки – поры, в которые открываются потовые железы, выделяется пот. Капельки пота, наверное, не раз попадали вам в рот, и вы знакомы с его солоноватым вкусом. Пот – это вода и растворенные в ней вещества.

Потовые железы выделяют в день около 40 грамм соли.

При сухом и жарком климате потовые железы выделяют много жидкости, что облегчает работу органов выделения — почек.

Сальные железы предназначены для жировой смазки тела. Больше всего сальных желез на голове, лице, верхней части спины. На ладонях и подошвах они отсутствуют.

Сальные железы выделяют 300 граммов сала за неделю.

О какой функции идет речь? Слайд 14

В чём заключается работа кожи?

Давайте ещё раз вспомним и перечислим все функции кожи. Слайд 15

Кроме того, кожа выполняет и дыхательную функцию. 2% кислорода поступает в наш организм с помощью кожи.

Как вы думаете, что необходимо, чтобы кожа всегда выполняла все свои функции?

Об этом пойдет речь на следующем уроке.

4. Первичное закрепление изученного материала

Предлагаю вам поработать в группах и ответить на вопросы теста. (Слайд 16)

Дети работают в группах, результаты теста заносят в большие перфокарты и вывешивают их на доску.

5. Рефлексия

– Все ли вопросы, которые мы хотели рассмотреть, мы успели осветить сегодня на уроке? Удовлетворены ли вы вашей работой?

Что сегодня показалось наиболее интересным? (Высказывания детей.)

Оцените свою деятельность на уроке. (Оценивают на листе самооценки в последней графе.)

Слайд 17 с домашним заданием.

– Я предлагаю вам продолжить работу над этой темой дома и выполнить следующие задания.

– Спасибо вам за работу.