Цели:
- стимулировать познавательную деятельность дошкольников,
- способствовать духовному обогащению и познанию окружающего мира,
- выработать ценностные ориентации на основе положительного опыта, культуры, традиций и быта коренных жителей Севера.
Задачи:
1. Воспитание нравственных качеств ребёнка, гуманистической системы ценностей на основе ознакомления его с ценностями коренных народов, накопленных поколениями и отраженных, заключенных в предметном мире культуры, в духовном наследии (обрядах, обычаях, верованиях, образцах устного народного творчества).
Одной из особых задач, решаемых данным проектом мини-музея, является развитие у ребёнка эмпатии – способности к сопереживанию, как глубоко нравственной черте человека, в том числе через “проживание” ребёнком различных жизненных ситуаций, исполнение им социальных, профессиональных “ролей”, “вживание” в образы других и выработку правильного отношения к себе, через сопоставление себя “другим”, в том числе с теми, кто жил до нас, через сравнение и постижение их взглядов.
В процессе знакомства с народной культурой у детей начинается формирование национальных чувств, идет формирование уважительного отношения к традициям и истории других народов.
2. Познакомить детей с основными чертами и понятиями культуры народов Севера, в том числе:
- дать представление о традиционной семье коренных народов; познакомить с семейным укладом, обычаями и обрядами, показать роль семьи в сохранении и передаче традиций;
- познакомить детей с понятием “изба” - как феномен культуры, как средоточие основных жизненных ценностей человека, счастья, достатка, единства семьи и рода;
- ознакомить с основными занятиями коренных народов Севера: земледелием, оленеводством, рыболовством, охотой, орудиями производства; показать роль природы в жизни коренных народов;
- познакомить с изделиями и технологиями традиционных ремёсел – шитьё бисером по ткани, коже, меху, ткачество, вышивка;
- познакомить детей с фольклором финно-угорских народов. Особое внимание обратить на связь устного народного творчества с трудовой, семейной, праздничной и другими сторонами жизни народа, с северной природой;
- освоить старинные детские игры, обогатить речь ребёнка пословицами, поговорками, загадками, мифами, легендами;
- через личное участие ребёнка в праздниках народного календаря познакомить с историей, содержанием, обрядами и обычаями некоторых из основных народных праздников;
- раскрыть понятие “музей” и дать представление о том, какие бывают музеи.
Формы, методы и приёмы работы.
Учитывая новизну проекта в содержательном аспекте, особое значение при её реализации приобретает фигура воспитателя – реализатора проекта. Музейно-образовательная специфика требует освоения воспитателем новых для него сфер – музееведения и народной культуры, особенно её регионального, местного компонента.
Проект представлен пятью взаимосвязанными тематическими блоками.
“Национальная изба”: знакомство с историей жилища как феномена культуры; семейный, бытовой уклад и его связь с интерьером традиционного северного жилища.
“Фольклор”: знакомство с устным народным творчеством обско-угорских народов – мифы, сказания, легенды, игры, песни, предания, загадки, скороговорки, считалки, дразнилки (театрализация).
“Декоративно-прикладное искусство”: знакомство со способами изготовления посуды, узорное ткачество и вышивка в быту, орнаментальное искусство, украшение изделий бисером и мехом.
“Природа и человек”: показать детям, как коренные народы берегли и сохраняли природу - источник своего существования.
“Забытые корни”: рассказы детям об истории родного края.
Мини-музей “Югорская долина” является предметной развивающей средой для детей “Детского сада №1 “Родничок””. Именно на основе музейно-образовательной Среды “Югорская долина” и реализуется одна из основных идей проекта – идея визуального средового образования, основанная на понимании огромного значения для развития ребёнка социальной и предметной Среды.
Данный проект мини-музея предусматривает тесное сотрудничество с этнографическим музеем посёлка Половинка.
Неотъемлемой частью реализации проекта является активное участие и помощь родителей воспитанников в сборе вещного материала, организации экскурсий в этнографический музей поселка Половинка.
Приобщение дошкольников к истокам культуры и традиций коренных народов Севера
Лики Земли неповторимы. Каждая страна уникальна. И задача каждого поколения сохранить эту самобытность. А сохранить её можно, если приобщать ребёнка с раннего возраста к ценностям духовной культуры, выбрать нужные ориентиры для его воспитания. В “Конвенции о правах ребёнка” в ст.29 сказано, что образование должно быть направлено на “воспитание уважения к родителям ребёнка, его культурной самобытности, языку, к национальным ценностям страны, в которой ребёнок проживает, страны его происхождения, и к цивилизациям, отличным от его собственной”.
Мы живём в очень сложное время, когда отклонения становятся нормой. Индустрия развращения и спаивания народа работает на полную мощность, вторгается ежедневно в каждый дом с помощью телевидения и Интернета. И мы принимаем это: кто-то с удовольствием, кто-то с безразличием, а кто-то и с доверием.
Как родителям сохранить свою духовность и выбрать правильные ориентиры для воспитания детей, научить их любить Родину такую, какая она есть, а не придуманную нами. Что может заинтересовать ребёнка чистотой, искренностью, красотой, глубоким содержанием? Это наша многовековая история и культура. Мы же в немалой степени растеряли свои национальные черты, предали забвению народную культуру.
Одним из приоритетных направлений в работе детского сада №1 “Родничок” является нравственно-патриотическое и духовное воспитание дошкольников.
Предлагаемая методика создана на основе многоаспектного подхода к знакомству детей дошкольного возраста с истоками культуры и традиций коренных народов Севера:
- доступность знаний, достоверность и научность;
- соответствие сложности материала возрасту детей;
- культурологический подход (этнокультурный, социокультурный);
- краеведческий опыт;
- экологическое воспитание.
Для реализации методики предлагается интегрированный подход – включение сведений об истории и культуре северных народов во все виды детской деятельности: познавательную, продуктивную, игровую.
Весь материал систематизирован и представлен в виде пяти блоков:
“Национальная изба” (приложение 1).
- “Изба”. Жилище. Семья и бытовой уклад.
- Обычаи и обряды.
- Народные ремёсла.
- Хозяйственные занятия.
“Декоративно-прикладное искусство” (приложение 2)
- Орнаментальное искусство.
- Работы по бисеру.
- Работы по меху и замше.
- Работы по ткани и сукну.
- Ткачество и вышивка в быту.
“Фольклор” (приложение 3)
Фольклор коренных народов Севера.
“Забытые корни” (приложение 4)
История Кондинской земли.
“Природа и человек” (приложение 5).
“Божелесье” - заповедный лес.
Весь проект, очерёдность занятий по блокам, занятия по праздникам народного календаря реализуются в соответствии с логикой и последовательностью реального в течение времени.
Так, исходя из этого принципа, знакомство с разделом “народные ремёсла” происходит раньше знакомства с разделом “хозяйственные постройки”, так как календарное планирование приурочивает знакомство с темами земледелие, рыболовство – весной, а ремесленные занятия – зимой, в то время, когда ими традиционно занимались.
Реализация данного проекта – это работа воспитателя-посредника между ребёнком и предметным миром народной культуры, способного ввести ребёнка в систему ценностей, исторических координат, в систему иных традиций, владеющего языком вещей, воспитателя, который может научить ребёнка жить в системе подлинной культуры, а не в “клиповой” массовой культуре.
Учитывая возраст детей, все занятия по ознакомлению с национальной культурой проходят в игровой форме “погружения в культуру”, когда ребёнок и воспитатель входят в реконструированный интерьер “Югорская долина” и переносится в историческое пространство. В течение всего занятия в специально обустроенной предметно-пространственной среде дети “проживают” определённую тематическую, историческую ситуацию или исторический период. Личное участие каждого ребёнка, эмоциональное воздействие, связанные с “погружением”, атмосфера чувствования, сопереживания, окрашивает получаемые знания личными эмоциями ребёнка, превращая их мироощущение, в мировоззрение, в историческое сознание. Методика “погружения” предполагает использование детьми и воспитателем подлинных предметов, исторического аксессуара (национальный костюм, его элементы и т.д.), а также разнообразного арсенала игровых форм, в том числе:
- ролевые игры (дети играют в охотника, пребывают в роли рыболова и т.д.);
- игра-поиск (найти предмет, указать его, рассмотреть, высказать собственное мнение);
- игра фантазирование (например, в блоке “Ремёсла” дети представляют себя мастерицами, фантазируют, во что они одеты, как выглядит мастерская, какими инструментами они работают и т.д.):
- игра-театрализация, драматизация (реконструкция фрагмента “на охоте”);
- игра-реконструкция (“В гостях у сказительницы легенд и мифов”);
- игра-путешествие (в посёлок Половинка, в этнографический Учинский музей);
- подвижные игры (старинные игры, сопровождающие все занятия проекта):
- дидактические игры (“Собери орнамент”, “Составь картину” и т.д.).
Основополагающее место в методике данного проекта занимают специфические приемы работы с подлинной вещью, музейным предметом, памятником истории и культуры: (рассматривание и определение предмета, сравнивание вещей с современными, демонстрация экспоната в действии, воспроизведение действий предмета, изображение предмета ребёнком, ощупывание, осязание и т.д.).
“Погружение” ребёнка в культурную среду отзывается в нём множеством голосов общения, диалогов, ответов, вопросов, поэтому диалог является основным метолом педагогической деятельности и общения в проекте (диалог между прошлым и настоящим, предметом и ребёнком, воспитателем и ребёнком и т.д.) и вытекающий из него вопросно-ответный метод, беседа.
Обогащается новыми методическими приёмами использование научно-методического материала, который выступает как вспомогательный, но необходимая составная часть проекта и методики: фотографии, схемы, рисунки, муляжи (грибы, рыба, животные и т.д.), копии предметов (топоры, луки, стрелы и т.д.), национальные костюмы, сшитые по этнографически точным образцам, аудиовидеозаписи “танец шамана”, “шум леса, голоса птиц” и.т.д.
Особое внимание уделяется методической разработке занятий, массовых мероприятий к датам народного календаря. В основе этих занятий лежит подлинный, местный, региональный материал и строгое соответствие дат проведения занятий по национальному календарю, вычленение и использование традиционных форм с участием детей в этих праздниках и взрослых.
Особое место в проекте, в раскрытии содержания и игровой методике проведения занятий отводится куклам, которые специально задуманы как часть проекта и выполнены автором проекта.
Куклы – это своеобразные, близкие восприятию ребёнка “образы национальной культуры”, представители большой мансийской и хантыйской семьи. Каждая кукла имеет свой этнографический костюм, своё место в проекте и на протяжении его играет свои роли ярко, зримо, связывая воедино весь проект.