Тип урока: урок изучения нового материала.
Технология: личностно-ориентированная.
Цели урока:
- формирование у учащихся понятия условного оператора, формы его записи и правил работы с условным оператором ;
- стимулирование интереса учащихся к данной теме и предмету в целом;
- воспитание у учащихся самостоятельности, коллективизма, ответственности за себя и других;
- развитие мышления, умения применять полученные знания при решении задач различной направленности.
Задачи урока:
- Воспитательная – развитие познавательного интереса, логического мышления.
- Учебная – совершенствование навыков составления программ на языке программирования Basic для ЭВМ;
- Развивающая – развитие алгоритмического мышления, памяти, внимательности.
Оборудование: ПК, интерактивная доска.
Программное обеспечение: средство мультимедиа PowerPoint, язык программирования Basic.
План урока.
- Организационный момент.
- Вводно-мотивационный этап.
- Операционно-содержательный этап.
- Закрепление пройденной темы. Решение задач.
- Подведение итогов урока.
Ход урока
1. Организационный момент.
Приветствие учащихся, ознакомление учащихся с целями и задачами урока.
2. Вводно-мотивационный этап.
Вопросы:
- Что такое алгоритм?
- Какой алгоритм называется разветвляющимся?
- Чем отличается полное ветвление от неполного?
3. Операционно-содержательный этап.
Простая форма оператора выглядит следующим образом:
IF <УСЛОВИЕ> THEN <ОПЕРАТОР>
или
IF <УСЛОВИЕ>
<ОПЕРАТОР 1>
<ОПЕРАТОР 2>
…
<ОПЕРАТОР N>
END IF
Если условие справедливо, то программа выполняет тот оператор, который стоит после ключевого слова THEN (или серию операторов от ключевого слова THEN до END IF), и дальше руководствуется обычным порядком действий. Если уловие не справедливо, то оператор, стоящий после THEN (или серия операторов от THEN до END IF) не выполняется, и программа сразу переходит к обычному порядку действий.
Конструкция IF...THEN позволяет в зависимости от справедливости условия либо выполнить оператор, либо пропустить этот оператор.
Конструкция IF...THEN...END IF позволяет в зависимости от справедливости условия либо выполнить группу операторов, либо пропустить эту группу операторов.
Условия – еще один тип логических выражений. В них используются следующие операторы сравнения:
= | равно |
<> | не равно |
> | больше |
< | меньше |
>= | больше или равно |
<= | меньше или равно |
Справа и слева от знака сравнения должны стоять величины, относящиеся к одному типу. В результате сравнения получается логическая величина, имеющее значение ИСТИНА (TRUE) или ЛОЖЬ (FALSE).
Пример:
5<7 – ИСТИНА;
8=12 – ЛОЖЬ (проверяем равно ли 8 12, именно проверяем, а не утверждаем, что
8=12);
Предыдущие конструкции позволяли обойти или выполнить серию операторов в зависимости от справедливости условия. Это еще не было ветвлением. Чтобы вычисления могли разветвляться по нескольким направлениям, служит конструкция
IF...THEN...ELSE...END IF.
IF <УСЛОВИЕ> THEN
<ОПЕРАТОРЫ 1>
ELSE
<ОПЕРАТОРЫ 2>
END IF
Если условие справедливо (ИСТИНА), то выполняются <операторы 1> (стоящие между THEN и ELSE), а <операторы 2> (стоящие между ELSE и END IF) будут пропущены. Если условие не справедливо (ЛОЖЬ), то <операторы 1> игнорируются и выполняются <операторы 2>.
IF – если, THEN – тогда, ELSE – иначе.
Если в комнате темно, тогда надо включить свет.
Если пойдет дождь, тогда надо взять зонтик,
иначе, зонтик не брать.
4. Закрепление пройденной темы. Решение задач.
Пример: Проверить, равно ли введенное число некоторому значению, и в случае равенства выдать на экран сообщение о равенстве чисел.
REM сравнить число с каким-то значением
INPUT "Введите а", а
IF a=7 THEN PRINT "Числа равны"
END
После запуска программы проверяется равно ли введенное значение семи или нет. Если равно, то на экран выводится сообщение 'Числа равны'.
Пример: Определить большее из двух чисел, вывести его на экран, затем – увеличить его в двое и вывести результат на экран.
REM определить большее из двух чисел...
INPUT "Введите а", а
INPUT "Введите b", b
IF a>b THEN
PRINT "Большее число: ", a
с=2*a
ELSE
PRINT "Большее число: ", b
с=2*b
END IF
PRINT "результат: ", c
END
Сначала программа запрашивает оба числа, затем проверяет условие a>b. Если условие верно, то на экран выводится число a, затем это число удваивается. Иначе на на экран выводится число b, затем число b удваивается. В завершении на экран выводится удвоенное значение большего числа.
Обратите внимание: программа имеет один недостаток – не учитывается тот случай, когда введенные числа равны. Исправим это, использовав вложение одного условия в другое.
REM определить большее из двух чисел...
INPUT "Введите а", а
INPUT "Введите b", b
IF a=b TNEN
PRINT "Числа равны"
с=2*a
ELSE
IF a>b THEN
PRINT "Большее число: ", a
с=2*a
ELSE
PRINT "Большее число: ", b
с=2*b
END IF
END IF
PRINT "результат: ", c
END
В этой программе два условных оператора, первым проверяется условие равенства чисел и, в случае его выполнения, будет выдано сообщение о равенстве чисел, если числа не равны, то проверяется второе условие...
5. Подведение итогов урока.
- Прочитать лекционный материал.
- Написать программу решения квадратного уравнения.