Условный оператор на языке Basic

Разделы: Информатика


Тип урока: урок изучения нового материала.

Технология: личностно-ориентированная.

Цели урока:

  1. формирование у учащихся понятия условного оператора, формы его записи и правил работы с условным оператором ;
  2. стимулирование интереса учащихся к данной теме и предмету в целом;
  3. воспитание у учащихся самостоятельности, коллективизма, ответственности за себя и других;
  4. развитие мышления, умения применять полученные знания при решении задач различной направленности.

Задачи урока:

  • Воспитательная – развитие познавательного интереса, логического мышления.
  • Учебная – совершенствование навыков составления программ на языке программирования Basic для ЭВМ;
  • Развивающая – развитие алгоритмического мышления, памяти, внимательности.

Оборудование: ПК, интерактивная доска.

Программное обеспечение: средство мультимедиа PowerPoint, язык программирования Basic.

План урока.

  1. Организационный момент.
  2. Вводно-мотивационный этап.
  3. Операционно-содержательный этап.
  4. Закрепление пройденной темы. Решение задач.
  5. Подведение итогов урока.

Ход урока

1. Организационный момент.

Приветствие учащихся, ознакомление учащихся с целями и задачами урока.

2. Вводно-мотивационный этап.

Вопросы:

  1. Что такое алгоритм?
  2. Какой алгоритм называется разветвляющимся?
  3. Чем отличается полное ветвление от неполного?

3. Операционно-содержательный этап.

Простая форма оператора выглядит следующим образом:

IF <УСЛОВИЕ> THEN <ОПЕРАТОР> 

или

IF <УСЛОВИЕ> 
<ОПЕРАТОР 1>
<ОПЕРАТОР 2>

<ОПЕРАТОР N>
END IF

Если условие справедливо, то программа выполняет тот оператор, который стоит после ключевого слова THEN (или серию операторов от ключевого слова THEN до END IF), и дальше руководствуется обычным порядком действий. Если уловие не справедливо, то оператор, стоящий после THEN (или серия операторов от THEN до END IF) не выполняется, и программа сразу переходит к обычному порядку действий.

Конструкция IF...THEN позволяет в зависимости от справедливости условия либо выполнить оператор, либо пропустить этот оператор.

Конструкция IF...THEN...END IF позволяет в зависимости от справедливости условия либо выполнить группу операторов, либо пропустить эту группу операторов.

Условия – еще один тип логических выражений. В них используются следующие операторы сравнения:

= равно
<> не равно
> больше
< меньше
>= больше или равно
<= меньше или равно

Справа и слева от знака сравнения должны стоять величины, относящиеся к одному типу. В результате сравнения получается логическая величина, имеющее значение ИСТИНА (TRUE) или ЛОЖЬ (FALSE).

Пример:
5<7 – ИСТИНА;
8=12 – ЛОЖЬ (проверяем равно ли 8 12, именно проверяем, а не утверждаем, что 8=12);

Предыдущие конструкции позволяли обойти или выполнить серию операторов в зависимости от справедливости условия. Это еще не было ветвлением. Чтобы вычисления могли разветвляться по нескольким направлениям, служит конструкция

IF...THEN...ELSE...END IF
IF <УСЛОВИЕ> THEN 
<ОПЕРАТОРЫ 1>
ELSE
<ОПЕРАТОРЫ 2>
END IF

Если условие справедливо (ИСТИНА), то выполняются <операторы 1> (стоящие между THEN и ELSE), а <операторы 2> (стоящие между ELSE и END IF) будут пропущены. Если условие не справедливо (ЛОЖЬ), то <операторы 1> игнорируются и выполняются <операторы 2>.

IF – если, THEN – тогда, ELSE – иначе.
Если в комнате темно, тогда надо включить свет. 
Если пойдет дождь, тогда надо взять зонтик, 
иначе, зонтик не брать. 

4. Закрепление пройденной темы. Решение задач.

Пример: Проверить, равно ли введенное число некоторому значению, и в случае равенства выдать на экран сообщение о равенстве чисел.

REM сравнить число с каким-то значением
INPUT "Введите а", а
IF a=7 THEN PRINT "Числа равны"
END

После запуска программы проверяется равно ли введенное значение семи или нет. Если равно, то на экран выводится сообщение 'Числа равны'.

Пример: Определить большее из двух чисел, вывести его на экран, затем – увеличить его в двое и вывести результат на экран.

REM определить большее из двух чисел...
INPUT "Введите а", а
INPUT "Введите b", b
IF a>b THEN
PRINT "Большее число: ", a
с=2*a
ELSE
PRINT "Большее число: ", b
с=2*b
END IF
PRINT "результат: ", c
END

Сначала программа запрашивает оба числа, затем проверяет условие a>b. Если условие верно, то на экран выводится число a, затем это число удваивается. Иначе на на экран выводится число b, затем число b удваивается. В завершении на экран выводится удвоенное значение большего числа.

Обратите внимание: программа имеет один недостаток – не учитывается тот случай, когда введенные числа равны. Исправим это, использовав вложение одного условия в другое.

REM определить большее из двух чисел...
INPUT "Введите а", а
INPUT "Введите b", b
IF a=b TNEN
PRINT "Числа равны"
с=2*a
ELSE
IF a>b THEN
PRINT "Большее число: ", a
с=2*a
ELSE
PRINT "Большее число: ", b
с=2*b
END IF
END IF
PRINT "результат: ", c
END

В этой программе два условных оператора, первым проверяется условие равенства чисел и, в случае его выполнения, будет выдано сообщение о равенстве чисел, если числа не равны, то проверяется второе условие...

5. Подведение итогов урока.

  1. Прочитать лекционный материал.
  2. Написать программу решения квадратного уравнения.