Тип урока: комбинированный урок.
Цели урока:
образовательные: закрепить умение решать задачи по физике и математике в среде "Паскаль";
развивающие: научить наблюдать, выводить закономерности, проводить рассуждения по аналогии;
воспитательные: воспитать интерес к информатике, к математике, и физике.
Вид урока: урок-практикум.
Оборудование:
- IBM/PC;
- среда языка программирования Паскаль;
- мультимедиа проектор;
Структура урока:
- Организационный момент.
- Актуализация.
- Физкультминутка.
- Решение задач по математике и физике.
- Самостоятельная работа.
- Домашняя работа.
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель:
Здравствуйте учащиеся! Сегодня мы с вами рассмотрим задачи по математике и физике, но прежде всего проведём небольшую разминку. Обратите внимание на экран. Презентация
2. Актуализация.
Учитель: Разгадаем следующий кроссворд и ключевое слово.
Учитель: Вы видите портрет знаменитого учёного.
(19 июня 1623 - 19 августа 1662)
Историческая справка.
Язык Паскаль, названный в честь французского математика и философа Блеза Паскаля (1623—1662), был создан как учебный язык программирования в 1968—1971 годах Никлаусом Виртом в Высшей технической школе (ЕТН) в Цюрихе.
3. Решение задач
Учитель: Рассмотрим задачи по математике и физике на ЯП Паскаль.
Учитель: Математическая задача.
Задача № 1
Вычислить площадь прямоугольника, длина которого равна 6 см, а ширина – 5 см.
Программа на языке программирования Паскаль:
Program pr; uses crt;
Var a,b,s:integer;
Begin clrscr;
a:=6;
b:=5 ;
s:=a*b;
Writeln (‘Площадь прямоугольника S= ’,s,’см.кв’);
Readln;
end.
Ответ: площадь прямоугольника S= 30 кв.см
Учитель: Задача по физике.
Задача № 2
Мраморная плита имеет объём 4 м3, а её масса равна 2400 кг. Определите плотность мрамора.
Программа на языке программирования Паскаль:
Program pr; uses crt;
Var m,v:integer; p:real;
Begin clrscr;
v:=4;
m:=2400 ;
p:=m/v;
Writeln (‘Плотность мрамора p = ’, p:2:1);
Readln;
end.
Ответ: плотность мрамора Р= 600.0
4. Физкультминутка.
Отдых наш – физкультминутка,
Занимай свои места.
Раз присели, два привстали,
Руки кверху все подняли,
Сели, встали, сели, встали,
Вот мы так усталость сняли.
Учитель: Теперь продолжим разминку в форме эстафеты. Разделим класс на 2 команды. Вам необходимо восстановить программу. Каждый ученик имеет право вставить только одну команду. Эстафета выполняется поочереди. Команда выполнившая задание верно выигрывает.
Задание: Найти площадь круга, радиус которого 5 см.
Begin clrscr;
R:=5;
Pi:=3.14 ;
Var R:integer; S,Pi:real;
uses crt;
Program pr;
S:=Pi*R*R;
end.
Writeln (‘Площадь круга S = ’, S:2:0,’кв.см’);
Readln;
Задание: Найти площадь круга, радиус которого 5 см.
Program pr;
uses crt;
Var R:integer; S,Pi:real;
Begin clrscr;
R:=5;
Pi:=3.14 ;
S:=Pi*R*R;
Writeln (‘Площадь круга S = ’, S:2:0,’кв.см’);
Readln;
end.
Учитель: А теперь скажите мне какой результат получите после выполнения этой программы.
Ответ: площадь круга S = 78.5 кв.см
Учитель: Далее самостоятельно будем решать задачи за компьютерами.
5. Cамостоятельная работа.
Задание: составить программу и проверить результат.
I вариант |
II вариант |
1. Вычислить площадь квадрата, сторона которого равна 6 см. | 1. Вычислить периметр треугольника, стороны которого равны 4, 5 и 7 см. |
2. Вычислить давление воды в баке, высота которого 2 м. Плотность воды 1000 кг/м3 | 2. Вычислить массу льда, объём которого равен 2м3 и плотность 900 кг/м? |
Ответы:
I вариант |
II вариант |
1. Program pr; uses crt; Var а,S:integer; Begin clrscr; а: = 6; S:=а * а; Writeln (‘Площадь квадрата S= ’,s); Readln; end. |
1. Program pr; uses crt; Var a,b,c,p:integer; Begin clrscr; a:=4;b:=5; с:=7; р:=а+b+с; Writeln (‘Периметр тр-ка p = ’, p); Readln; end. |
2. Program pr; uses crt; Var g,p,h,p:integer; Begin clrscr; g:=10; r :=1000; h:=2; p:=g*p*h; Writeln (‘Масса льда P = ’, p); Readln; end. |
2. Program pr; uses crt; Var m,v,p:integer; Begin clrscr; v:=2;p:=900 ; m:=p*v; Writeln (‘Масса льда m = ’, m); Readln; end. |
6. Дополнительное задание.
Напряжение на зажимах электрического утюга 220 В, сопротивление нагревательного элемента утюга 50 Ом. Чему равна сила тока в нагревательном элементе?
Program pr;
uses crt;
Var R,U:integer; I:real;
Begin clrscr;
U:=220; R:=50; I:=U/R;
Writeln (‘Сила тока I = ’, I);
Readln;
end.
7. Домашняя работа
1. Найдите длину окружности, если известен радиус R = 7 см.
2. Длина медного провода, использованного в осветительной сети, 100 м, площадь поперечного сечения его 2 мм3. Чему равно сопротивление такого провода?
Задания (приложение)