Характер линий

Разделы: МХК и ИЗО


Цель урока: развивать умение учащихся творчески использовать выразительные средства изобразительного искусства.

Задачи:

  • учить работать с цветными карандашами;
  • познакомить с разновидностями линий и их характером;
  • воспитывать внимательность и аккуратность.

Оборудование:

  • для учителя:
    • веселые цветные карандаши;
    • линии, изображающие животных (заяц, еж, лиса, волк (таблицы);
    • музыка (волшебная, щебет птиц, колокольчик).
  • для учащихся:
    • цветные карандаши
    • альбомные листы (1 расчерченный на 4 прямоугольника, 1 чистый).

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Сядьте поудобнее, уберите все из рук, начнем наше занятие.

II. Вступительная беседа

– Ребятки! Сегодня мы с вами побываем в Карандашии. (Включаю волшебную музыку)
Карандашия – это волшебная страна, дорогу в нее указывает яркая звезда (прикрепляю звезду), а воротами служит радуга (прикрепляется радуга из цветов).
В этой стране живут… А кто, вы узнаете, если отгадаете загадку:

Что за палочки такие
Не простые, а цветные
Стоит только в руки взять
Начинают рисовать.

– О ком говорится в загадке?  Правильно! Молодцы!
В стране Карандашии ходят и разговаривают, поют и пляшут  не люди, а цветные карандаши – красные, зеленые, желтые, синие…
Познакомьтесь (прикрепляю веселых карандашей по очереди со стихами)

Карандашик синий я
Встречусь в небе вам, друзья,
В васильках мигну глазком,
Прожурчу я ручейком.

Я, детишки, желтый брат
Летом радую ребят
Солнцу цвет я подарил
И ромашку наградил.

Я, ребята, чудный цвет
Крашу утренний рассвет
Грудку грею снегирю
Мир и счастье всем дарю

Я в зелененькой рубашке
Лес одел я в свой наряд
Ножку выкрасил ромашке
Удивляю всех ребят.

– Пройдет  такой карандашик по улице и оставляет после себя карандашный след, по которому и определяют, кто же прошел.  Если останется тонкая, волнистая линия (рисую на доске) – значит карандашик с добрым, мягким характером. А если останется после него след толстый, отрывистый,  угловатый, то… 
– Какой характер у карандаша?
– Правильно! Злой, грубый.
– У нас есть люди, которые  уже побывали в стране Карандашии – художники. Они долго наблюдали за карандашами и научились с помощью карандашных следов выражать характер человека или животного и даже передавать настроение- веселое, радостное или грустное, печальное. Ведь с помощью карандаша можно (показываю):

  • закрашивать
  • штриховать
  • проводить линии

А линии могут быть разные (показываю на доске):

  • толстые
  • тонкие
  • волнистые
  • обрывистые

Я думаю и вы научитесь передавать характер, например, животного. А сейчас закройте глаза и представьте что вы в волшебном лесу страны карандаши (включается щебет птиц).
Мы идем с вами по тропиночке, вокруг нее множество ароматных цветов, в них копошатся пушистые пчелки, на листочках блестят как бусинки капельки утренней росы, дует теплый ветерок и капельки нежно звенят (колокольчик или треугольник), греет ласковое солнышко, пробираясь сквозь кружево листвы.
Вот хрустнула ветка и кто-то выпрыгнул из под куста и оставил свой след, ведь в этой стране звери тоже оставляют карандашные следы.
– Давайте же посмотрим, кто это? (Показываю след зайца)
– А вот следом за зайчиком пробежал еще кто-то. Кто же это? (Лиса)
– А вот под елочкой сидит… (ежик)
– Ой! А это что за зверь? Какой характер у линии? (Волк)
– Молодцы!

Вывод: Какие бывают линии? Какой у них бывает характер?

III. Самостоятельная работа

– А сейчас мы с вами пофантазируем на альбомных листочках. Возьмите в руки карандашики изобразите:

– течет добрый ручеек;
– нитки запутались;
– волосы злой ведьмы;
– вьюгу.

– А на отдельном листочке изображают линиями, как гнутся от ветра деревья, и метель. Веду фронтальную и индивидуальную работу.

В конце занятия по желанию вызываю к доске

– изобразить какие бывают линии
– изобразить злую, грубую линию
– изобразить добрую линию

IV.Итог урока

Лучшие работы показываю ребятам, обсуждаем, почему она лучшая.

– Убираем рабочие места.