Цель урока: развивать умение учащихся творчески использовать выразительные средства изобразительного искусства.
Задачи:
- учить работать с цветными карандашами;
- познакомить с разновидностями линий и их характером;
- воспитывать внимательность и аккуратность.
Оборудование:
- для учителя:
- веселые цветные карандаши;
- линии, изображающие животных (заяц, еж, лиса, волк (таблицы);
- музыка (волшебная, щебет птиц, колокольчик).
- для учащихся:
- цветные карандаши
- альбомные листы (1 расчерченный на 4 прямоугольника, 1 чистый).
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Сядьте поудобнее, уберите все из рук, начнем наше занятие.
II. Вступительная беседа
– Ребятки! Сегодня мы с вами побываем в
Карандашии. (Включаю волшебную музыку)
Карандашия – это волшебная страна, дорогу в нее
указывает яркая звезда (прикрепляю звезду),
а воротами служит радуга (прикрепляется радуга
из цветов).
В этой стране живут… А кто, вы узнаете, если
отгадаете загадку:
Что за палочки такие
Не простые, а цветные
Стоит только в руки взять
Начинают рисовать.
– О ком говорится в загадке? Правильно!
Молодцы!
В стране Карандашии ходят и разговаривают, поют и
пляшут не люди, а цветные карандаши – красные,
зеленые, желтые, синие…
Познакомьтесь (прикрепляю веселых карандашей
по очереди со стихами)
Карандашик синий я
Встречусь в небе вам, друзья,
В васильках мигну глазком,
Прожурчу я ручейком.Я, детишки, желтый брат
Летом радую ребят
Солнцу цвет я подарил
И ромашку наградил.Я, ребята, чудный цвет
Крашу утренний рассвет
Грудку грею снегирю
Мир и счастье всем дарюЯ в зелененькой рубашке
Лес одел я в свой наряд
Ножку выкрасил ромашке
Удивляю всех ребят.
– Пройдет такой карандашик по улице и
оставляет после себя карандашный след, по
которому и определяют, кто же прошел. Если
останется тонкая, волнистая линия (рисую на
доске) – значит карандашик с добрым, мягким
характером. А если останется после него след
толстый, отрывистый, угловатый, то…
– Какой характер у карандаша?
– Правильно! Злой, грубый.
– У нас есть люди, которые уже побывали в
стране Карандашии – художники. Они долго
наблюдали за карандашами и научились с помощью
карандашных следов выражать характер человека
или животного и даже передавать настроение-
веселое, радостное или грустное, печальное. Ведь
с помощью карандаша можно (показываю):
- закрашивать
- штриховать
- проводить линии
А линии могут быть разные (показываю на доске):
- толстые
- тонкие
- волнистые
- обрывистые
Я думаю и вы научитесь передавать характер,
например, животного. А сейчас закройте глаза и
представьте что вы в волшебном лесу страны
карандаши (включается щебет птиц).
Мы идем с вами по тропиночке, вокруг нее
множество ароматных цветов, в них копошатся
пушистые пчелки, на листочках блестят как
бусинки капельки утренней росы, дует теплый
ветерок и капельки нежно звенят (колокольчик или
треугольник), греет ласковое солнышко,
пробираясь сквозь кружево листвы.
Вот хрустнула ветка и кто-то выпрыгнул из под
куста и оставил свой след, ведь в этой стране
звери тоже оставляют карандашные следы.
– Давайте же посмотрим, кто это? (Показываю
след зайца)
– А вот следом за зайчиком пробежал еще кто-то.
Кто же это? (Лиса)
– А вот под елочкой сидит… (ежик)
– Ой! А это что за зверь? Какой характер у линии? (Волк)
– Молодцы!
Вывод: Какие бывают линии? Какой у них бывает характер?
III. Самостоятельная работа
– А сейчас мы с вами пофантазируем на альбомных листочках. Возьмите в руки карандашики изобразите:
– течет добрый ручеек;
– нитки запутались;
– волосы злой ведьмы;
– вьюгу.
– А на отдельном листочке изображают линиями, как гнутся от ветра деревья, и метель. Веду фронтальную и индивидуальную работу.
В конце занятия по желанию вызываю к доске
– изобразить какие бывают линии
– изобразить злую, грубую линию
– изобразить добрую линию
IV.Итог урока
Лучшие работы показываю ребятам, обсуждаем, почему она лучшая.
– Убираем рабочие места.