Технологии:
- элементы ИКТ-технологий, технология проблемного обучения,
- технология эвристического обучения,
- здоровьесберегающие технологии.
Цели урока:
- систематизировать и закрепить знания по теме “Масштаб”;
- закрепить умение решать задачи на нахождение расстояний на местности и на карте, зная масштаб карты;
- формировать метапредметные компетенции в ходе выполнении практической работы по вычислению расстояния на местности при помощи программы “Google. Земля” в сети Интернет;
- развивать мыслительную деятельность учащихся на уроке;
- развивать познавательный интерес учащихся на основе межпредметных связей;
- воспитывать трудолюбие.
Оборудование:
- экран;
- мультимедийный проектор;
- персональные компьютеры, подключенные к сети Интернет;
- компьютерная программа “Google. Земля”;
- политическая карта мира.
Приложение:
- презентация “Масштаб”;
- инструкционная карта для работы в программе “Google. Земля”;
- карточки с заданиями для практической работы в программе “Google. Земля”.
Ход урока
I. Организация начала урока
Учитель математики:
(Слайд 2). “Ни одной науке не обходились так дорого знания, как географии. Почти за каждую крупицу знаний заплачено человеческой жизнью”. Эти слова принадлежат знаменитому исследователю Арктики – Георгию Яковлевичу Седову (1877–1914 г.). Будучи сильно больным, он упрямо шел к Северному полюсу, но страшная болезнь цинга оборвала жизнь полярника. Он не достиг Северного полюса, но доказал, что к нему можно продвинуться ближе, чем полагали до него.
Язык карты должен был быть точным. Карты необходимо чертить так, чтобы длина каждой линии на карте соответствовала определенному расстоянию на земле.
Сегодня мы проведем необычный урок – интегрированный урок математики и географии по теме: “Масштаб”. Приложение 3
На прошлых уроках вы познакомились с понятиями отношения и масштаба. В начале урока проверим, как вы усвоили учебный материал. А затем вспомним, как вводится понятие масштаба в географии, и научимся решать географические задачи с использованием математических методов. В конце урока вы выполните практическую работу по математике и по географии и получите оценки по обоим предметам.
II. Актуализация знаний
Учитель географии: На уроках географии мы изучили, что такое план местности.
– Что называют планом местности?
(Ответ: Планом местности называют чертёж, который изображает небольшую часть земной поверхности в уменьшенном виде.)
– Как узнать отношение расстояний на плане к расстояниям на местности?
(Ответ: Для этого надо знать, во сколько раз их следует уменьшить)
– Что такое масштаб? (Слайд 3) – при ответе на вопрос – по щелчку мыши на слайде появляется определение масштаба.
(Ответ: Масштаб – это отношение длины отрезка на карте или плане к его действительной длине на местности)
– Какие виды масштабов мы знаем? (Слайд 4) – при ответах на вопросы – по щелчку мыши заполняются соответствующие ячейки таблицы.
(Ответ: Именованный, численный и линейный)
Заполним вместе следующую таблицу Виды масштабов (заполнить таблицу по результатам фронтальной беседы) (Слайд 5) – при ответах на вопросы – по щелчку мыши заполняются соответствующие ячейки таблицы.
Виды масштабов | Как изображается | Что показывает | Для чего используется |
Именованный | Словами и числами | Во сколько раз уменьшается расстояние на карте | Для краткой записи |
Численный | Дробью | Величину масштаба | Для определения величины масштаба |
Линейный | Делениями на линии | Соответствующие делениям расстояния на местности | Для измерения расстояний циркулем |
А теперь применим теоретические знания на практике. Выполним несколько заданий.
Переведите численный масштаб в именованный и наоборот (Слайд 6) после решения – по щелчку мыши на слайде возникают правильные ответы.
Численный в именованный
а) 1:1 000 (Ответ: в 1 см – 10 м)
б) 1:75 000 000 (Ответ: в 1 см – 750 км)
Именованный в численный
а) в 1см – 50км (Ответ: 1:5 000 000)
б) в 1см – 200м (Ответ:1:20 000)
– Какой из масштабов крупнее? (Слайд 7).
После ответа на вопрос по щелчку мыши выделяется правильный ответ.
а) 1:25
б) 1:300
в) 1:5000
(Ответ:1:25)
Учитель математики:
Ребята, масштаб и его виды вы рассматривали, изучали на уроках географии.
Почему же в учебнике математики предложена такая тема?
(Ответ: Масштаб – это отношение. А отношение – одно из понятий математики)
– Составим коллективный рассказ об отношениях при помощи вопросов:
(Слайд 8).
Что называют отношением двух чисел?
(Ответ: Отношением двух чисел называют их частное)
– Что показывает отношение двух чисел?
(Ответ: Отношение двух чисел показывает, во сколько раз первое число больше второго, или какую часть первое число составляет от второго)
– Как иначе можно записать отношение 1 : 100 и что оно показывает?
(Ответ: ; оно показывает, что первое число составляет часть от второго числа или что первое число в 100 раз меньше, чем второе)
– Что показывает отношение 1000 : 1?
(Ответ: Это отношение показывает, что первое число в 1000 раз больше второго)
– Как найти отношение 200 м к 4 см?
(Ответ: Надо выразить величины в одной и той же единице измерения)
– Выразите в см: 450 м; 5 км;
(Ответ: 450 м = 45 000 см; 5 км = 500 000 см)
III. Практическая часть
Учитель математики:
(Слайд 9).
Предлагаются 2 задачи. Решение записывается на доске и в тетрадях с обсуждением.
Задача 1. На карте с масштабом расстояние между деревней и станцией равно 2,8 см. Найти расстояние между ними на местности.
Решение:
Масштаб означает, что расстояние на местности в 150 000 раз больше, чем на карте. Следовательно, искомое расстояние равно
2,8 × 150 000 = 420 000 (см) = 4,2 км.
Ответ: расстояние от деревни до станции на местности равно 4,2 км.
Задача 2. Расстояние между двумя городами равно 280 км. Найти длину отрезка, соединяющего эти города на карте, выполненной в масштабе 1 : 4 000 000.
Решение:
Поскольку расстояние на карте в 4 000 000 раз меньше, чем на местности, то 280 км надо уменьшить в 4 000 000 раз. Вначале выразим это расстояние в см, а затем выполним деление:
280 км = 28 000 000 см,
28 000 000 : 4 000 000 = 7 (см )
Ответ: расстояние между городами на карте 7 см.
Минутка зрительной гимнастики.
Учитель географии: И ещё одна задача:
Измерьте расстояние Мурманск – Париж на карте и с помощью масштаба определите расстояние между этими городами на местности. (Решение записывается на доске и в тетрадях с обсуждением.)
(Переключает презентацию на программу “Google. Земля”) Приложение 2
(Слайд 10).
Учащиеся пересаживаются за компьютерные столы.
А теперь вам предстоит выполнить практическую работу при помощи программы “Google. Земля”. Перед вами карточка с заданиями и инструкционная карта. Вы должны выполнить задания практической работы и записать результаты в карточку, а поможет вспомнить, как работать с программой “Google. Земля”, инструкционная карта.
Первое задание выполняется под руководством учителя.
После выполнения работы программа “Google. Земля” отключается, и мы возвращаемся в презентацию.
IV. Итог урока.
V. Домашнее задание. (Слайд 11).
Построить план своей комнаты вместе с имеющейся там мебелью в масштабе 1 : 20.
Все вычисления произвести в рабочей тетради по математике.
(Слайд 12).