Гордость за свою Родину, любовь к родному краю, уважение традиций, понимание неповторимости культуры своего народа, почитание его героев – все это входит в понятие патриотизма. Без уважения к истории своего Отечества нельзя воспитать у детей чувства собственного достоинства и уверенности в себе.
Нравственное и патриотическое воспитание учащихся реализуется как в классной, так и во внеклассной и внешкольной работе, на всех учебных предметах в процессе соединения обучения и воспитания детей. В моём предмете (русский язык) имеются два типа учебного материала, который можно использовать для воспитания учащихся: во-первых, общие сведения о языке, во-вторых, дидактический материал, служащий для целей обучения.
1. Общие сведения о языке, сообщаемые в начале учебного года в каждом классе, а также в конце учебного года в IX классе, включают темы о месте и роли русского языка в современном мире. В связи с работой над этими сведениями учитель говорит о равноправии языков, об уважении, о любви к родному языку. Правильно раскрывая эти темы, преподаватель тем самым воспитывает учащихся.
2. Дидактический материал, используемый для целей обучения, – это тексты упражнений учебника, диктантов и изложений, темы сочинений, материалы, подбираемые учителем из жизни школы, страны, внеклассной и внешкольной работы.
Дидактический материал разного типа (в зависимости от его содержания) позволяет воздействовать на чувства учащихся, формируя любовь и преданность Родине.
Воспитывает учащихся нравственно и патриотически и самостоятельная деятельность по сбору материала на патриотические темы. Сюда можно отнести:
– составление тематических словариков
– подбор учащимися художественных и
публицистических текстов на указанные темы,
– запись рассказов героев войны и труда и
использование их на уроках русского языка,
– составление вопросов для обсуждения указанной
темы,
– подбор цитат по теме,
– подготовка устного выступления по теме.
Воспитывают учащихся многие виды работы:
составление предложений на заданную тему,
например, патриотическую, написание изложений и
сочинений.
Разумеется, работа над отдельными словами,
предложениями даже текстами не решает всех
воспитательных задач. Она должна сочетаться с
внеклассными мероприятиями, проводимыми в школе.
Объединяя в учебном процессе обучение и
воспитание, учитель должен постоянно помнить о
том, что центральной задачей урока является
сообщение знаний и формирование умений и что
воспитательная работа должна органически
вплетаться в его ткань.
В процессе воспитания учащихся на уроках русского языка, учитывая специфику нашего предмета, используются следующие методы:
– попутные разъяснения учителя, раскрывающие
воспитательный смысл содержания текстов
упражнений учебника или текстов изложений;
– фронтальная беседа, направленная на
разъяснение воспитательного смысла темы, по
которой учащиеся будут составлять предложения
или писать сочинения;
– словесное поощрение учащихся, добивающихся
настойчивым трудом, упорными занятиями
известных успехов или преодолевающих учебные
трудности, собравших интересный материал для
уроков русского языка и т.д.;
– эмоциональное чтение текстов, используемых на
уроке;
– внеурочные встречи учащихся с участниками
войны для составления предложений и для
написания сочинений;
– написание сочинений на патриотические,
морально-этические, трудовые и другие
воспитательные темы.
В работе по ознакомлению детей с общественной жизнью страны большое место отводится формированию представлений о ее защитниках.
Одной из форм работы является праздничный досуг. Праздник дает возможность детям получить яркие впечатления от красоты воинских ритуалов, познакомиться с героизмом и мужеством солдат и офицеров. Часто во внеклассных мероприятиях используются экскурсии к памятникам воинам-героям, посещение Музея боевой славы, возложение венков 9 Мая или 25 Января.
При проведении школьных мероприятий, посвященных нравственно-патриотическому воспитанию, часто используются фонограммы военной музыки и песен; репродукции картин профессиональных художников, фотографии военных лет, возможно использование слайдов, диафильмов, видеофильмов. Хотелось бы, чтобы наряду с использованием фонограмм исполнялись песни, особенно военных лет, в живом звучании. Для этого можно привлекать к выступлениям взрослых – родителей и педагогов. Это придает особую эмоциональность действию.
Всё перечисленное выше оставляет добрый след в душе каждого учащегося, вызывает чувство благодарности к мужеству защитников земли русской, а также воспитывает учащихся в нужном русле.