Нравственное и патриотическое воспитание

Разделы: Русский язык, Внеклассная работа


Гордость за свою Родину, любовь к родному краю, уважение традиций, понимание неповторимости культуры своего народа, почитание его героев – все это входит в понятие патриотизма. Без уважения к истории своего Отечества нельзя воспитать у детей чувства собственного достоинства и уверенности в себе.

Нравственное и патриотическое воспитание учащихся реализуется как в классной, так и во внеклассной и внешкольной работе, на всех учебных предметах в процессе соединения обучения и воспитания детей. В моём предмете (русский язык) имеются два типа учебного материала, который можно использовать для воспитания учащихся: во-первых, общие сведения о языке, во-вторых, дидактический материал, служащий для целей обучения.

1. Общие сведения о языке, сообщаемые в начале учебного года в каждом классе, а также в конце учебного года в IX классе, включают темы о месте и роли русского языка в современном мире. В связи с работой над этими сведениями учитель говорит о равноправии языков, об уважении, о любви к родному языку. Правильно раскрывая эти темы, преподаватель тем самым воспитывает учащихся.

2. Дидактический материал, используемый для целей обучения, – это тексты упражнений учебника, диктантов и изложений, темы сочинений, материалы, подбираемые учителем из жизни школы, страны, внеклассной и внешкольной работы.

Дидактический материал разного типа (в зависимости от его содержания) позволяет воздействовать на чувства учащихся, формируя любовь и преданность Родине.

Воспитывает учащихся нравственно и патриотически и самостоятельная деятельность по сбору материала на патриотические темы.  Сюда можно отнести:

– составление тематических словариков
– подбор учащимися художественных и публицистических текстов на указанные темы,
– запись рассказов героев войны и труда и использование их на уроках русского языка,
– составление вопросов для обсуждения указанной темы,
– подбор цитат по теме,
– подготовка устного выступления по теме.

Воспитывают учащихся многие виды работы: составление предложений на заданную тему, например, патриотическую, написание изложений и сочинений.
Разумеется, работа над отдельными словами, предложениями даже текстами не решает всех воспитательных задач. Она должна сочетаться с внеклассными мероприятиями, проводимыми в школе. Объединяя в учебном процессе обучение и воспитание, учитель должен постоянно помнить о том, что центральной задачей урока является сообщение знаний и формирование умений и что воспитательная работа должна органически вплетаться в его ткань.

В процессе воспитания учащихся на уроках русского языка, учитывая специфику нашего предмета, используются следующие методы:

– попутные разъяснения учителя, раскрывающие воспитательный смысл содержания текстов упражнений учебника или текстов изложений;
– фронтальная беседа, направленная на разъяснение воспитательного смысла темы, по которой учащиеся будут составлять предложения или писать сочинения;
– словесное поощрение учащихся, добивающихся настойчивым трудом, упорными занятиями известных успехов или преодолевающих учебные трудности, собравших интересный материал для уроков русского языка и т.д.;
– эмоциональное чтение текстов, используемых на уроке;
– внеурочные встречи учащихся с участниками войны для составления предложений и для написания сочинений;
– написание сочинений на патриотические, морально-этические, трудовые и другие воспитательные темы.

В работе по ознакомлению детей с общественной жизнью страны большое место отводится формированию представлений о ее защитниках.

Одной из форм работы является праздничный досуг. Праздник дает возможность детям получить яркие впечатления от красоты воинских ритуалов, познакомиться с героизмом и мужеством солдат и офицеров. Часто во внеклассных мероприятиях используются экскурсии к памятникам воинам-героям, посещение Музея боевой славы, возложение венков 9 Мая или 25 Января.

При проведении школьных мероприятий, посвященных нравственно-патриотическому воспитанию, часто используются фонограммы военной музыки и песен; репродукции картин профессиональных художников, фотографии военных лет, возможно использование слайдов, диафильмов, видеофильмов. Хотелось бы, чтобы наряду с использованием фонограмм исполнялись песни, особенно военных лет, в живом звучании. Для этого можно привлекать к выступлениям взрослых – родителей и педагогов. Это придает особую эмоциональность действию.

Всё перечисленное выше оставляет добрый след в душе каждого учащегося, вызывает чувство благодарности к мужеству защитников земли русской, а также воспитывает учащихся в нужном русле.