Учебник: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова, Л.Т. Григорян, И.И. Кулибаба
(Приложение 1, слайд 1)
Цель урока: отработка умения отличать причастия и прилагательные, образованные от глаголов; формирование навыка написания Н-НН в них.
ХОД УРОКА
I. Оргмомент
Изучение темы начинаем с закрепления правописания н и нн в суффиксах прилагательных.
II. Лексический диктант (оформленный в виде кроссворда).
По лексическому значению определить слово,
объяснить написание н - нн в суффиксе
прилагательных: (Приложение 1,
слайд 2)
1) Полученный, изготовленный из семян или волокна
конопли – конопляный.
2) Сделанный из дерева – деревянный.
3) Приготовленный из мяса курицы – куриный.
4) Состоящий из песка, несущий песок, покрытый
песком – песчаный.
5) Сделанный из кожи животного – кожаный.
6) Намазанный, пропитанный или запачканный маслом
– масленый.
7) Сделанный из картона – картонный.
8) Предназначенный для проведения лекций – лекционный.
9) Обычный, ничем не выделяющийся – обыкновенный.
– Какое получилось слово? (Причастие)
– Что такое причастие?
– О чём мы сегодня будем говорить? (Приложение
1, слайд 3)
– Какова цель урока?
III. Затем предлагаю ребятам познакомиться с алгоритмом. Главное в работе над алгоритмом – убедить учащихся набраться терпения и ничего не пропускать, приучаться к последовательности действий. Семиклассники знакомятся с отглагольными прилагательными и учатся отличать их от полных причастий прошедшего времени, соответственно правильно писать одну или две буквы н в суффиксах этих частей речи. (Приложение 1, слайд 4)
1. Определи, от какой части речи образовано
слово. От глагола? (От глагола образуются
отглагольные прилагательные и причастия)
Определи, есть ли:
- На конце – -ованный, -ёванный;
- Приставка, кроме не;
- Зависимое слово;
- Образовано от глагола совершенного вида:
Да
Нет
2. Пиши нн, это
причастие
Пиши н, это отглагольное прилагательное
- Газированный 1) –
- Непрочитанная книга; 2) некрашеный пол;
- Сушённые в печке грибы; 3) сушёные грибы;
- Решённый – решить (сов.в.) 4) жареный – жарить (несов.в.)
Обращаю внимание ребят на слова-исключения (Приложение 1, слайд 5):
Н: названый брат, посажёный отец, Прощёное воскресенье, смышлёный, раненый (но раненный пулей, израненный), кованый (но перекованный), жёваный (но пережёванный).
НН: желанный, священный, нечаянный, невиданный, неслыханный, нежданный, негаданный, деланный, медленный.
IV. Работа с учебником стр. 55-56.
Чтение правила и рассуждения.
V. Ребята записывают словосочетания, объясняют написание н и нн, закрепляют изученную орфограмму. (Приложение 1, слайд 6)
Крашеный пол – покрашенный краской пол, некрашеный пол, непокрашенный пол; вязаная кофта – вязанный спицами свитер, развязанный шнурок, сеяная мука – засеянное поле; плетёная корзина – плетённая из веток корзина; скошенный луг, кошеная трава, некошеная трава, нескошенный луг.
VI. Выполняем упражнение 119 страница в учебнике 58. (Приложение 1, слайд 7)
Н или нн? Распределите слова в два столбика:
Покраше…ый пол, краше…ый подоконник, закопчё..ый котелок, копчё…ая колбаса, зажаре…ая в сметане картошка, жаре..ый цыплёнок, вяза…ая сумочка, связа…ый свитер, высуше…ое бельё, сушё…ые фрукты.
Учащиеся записывают предложения, вставляют пропущенные буквы. (Приложение 1, слайд 8)
- На стене висела писа….ая акварелью картина.
- Приятно пахло печё…ым хлебом.
- Хороши грибы, сушё.…ые в печке.
- Ране….ый в лапу заяц стал прихрамывать.
- У бабушки был платок, вяза….ый из чистой шерсти.
- На некоше…ом лугу зеленела высокая трава.
- Маринова….ые грибы лежали на тарелке.
- Его ожидал неслыха….ый успех.
- В магазине мы купили жаре…ого леща и копчё…ой колбасы.
VII. Подведение итогов (Приложение 1, слайд 9)
VIII. Домашнее задание: параграф 21, упр. 114.