Сценарий мероприятия, посвященного дню радиоактивной безопасности "Скованные одной цепью, связанные одной целью"

Разделы: Физика, Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Цель урока: Дать представление о радиоактивности, о ее воздействии на все живое, о применении человеком данного явления.

Задачи:

  • Правильно сориентировать учащихся в понимании глобальных экологических проблем, связанных с применением радиоактивности человеком.
  • Воспитание чувства ответственности к сохранению окружающего мира.

Ученик выходит на середину класса и читает стихотворение. (Слайд 2)

Стон Земли.

Вращаясь в космосе, в плену своей орбиты,
Не год, не два, а миллиарды лет.
Я так устала. Плоть моя покрыта
Рубцами ран – живого места нет.

Терзает сталь моё земное тело
И яды травят воды чистых рек,
Всё то, что я имела и имею
Своим добром считает человек.

Мне не нужны ракеты и снаряды,
А ведь на них идёт моя руда!
А что мне стоит только штат Невада,
Его подземных взрывов череда!

Зачем друг друга люди так боятся,
Что позабыли о самой Земле?
Ведь я могу погибнуть и остаться
Обугленной песчинкой в дымной мгле.

Не потому ли, загораясь мщеньем,
Я против сил безумных восстаю.
И, сотрясая твердь землетрясеньем,
На все обиды свой ответ даю.

И не случайно грозные вулканы
Выплескивают с лавой боль Земли…
Очнитесь, люди!
Призовите страны,
Чтобы меня от гибели спасти.

1-й ведущий: 2 декабря 1942 года началась эра ядерной энергии: в Чикаго в 15 часов 30 минут по местному времени эмигрировавший в 1938 году в США великий итальянский физик лауреат Нобелевской премии 1938 года Энрико Ферми (1901–1954) ввел в действие первый в истории человечества ядерный реактор, сооруженный на площадке для игры в сквош под трибунами футбольного стадиона Чикагского университета. Реактор был построен в рамках сверхсекретного Манхэттенского проекта, конечной целью которого являлось создание атомной бомбы.

2-й ведущий: В 1972 году Генеральной Ассамблеей ООН единогласно признала необходимость срочных и эффективных мер по охране и улучшению окружающей среды для блага современного и будущих поколений.

Учитель: сегодня наш урок посвящается одному из дней экологической безопасности, где обсуждается очень важный вопрос современности – что такое радиоактивность и ее вредное влияние на жизнь.

А помогут мне ученики 11 класса, которые расскажут о радиации и её действие на живые организмы.

Отправимся в экскурсию на реку Припять. Кто знает почему?

1-й ведущий: Биография города Припять начинается 4 февраля 1970 года, когда строителями был вбит первый колышек и был извлечен первый ковш земли для строительства фундаментов строений. Выбор места расположения города был наиболее оптимальным, поскольку рядом были железнодорожная станция, автотрасса, очень кстати было наличие реки. (Слайд 3)

Город расширялся, приобретали опыт его первые жители – строители.

2-й ведущий: Своеобразное лицо имела Припять благодаря композициям микрорайонов, которые размещались радиусами вокруг общегородского центра. Здесь были удачно использованы световая реклама, яркие панно и декоративная керамика на фасадах сооружений. Это подтверждается фотографиями города Припять.

В городе действовал филиал Куйбышевского Всесоюзного заочного энергостроительного техникума. Была создана большая сеть бытовых учреждений, столовых, кафе, магазинов. Построено более 10 детских садиков.

1-й ведущий: Большое внимание строители уделяли созданию разнообразных дошкольных и спортивных заведений, поскольку средний возраст жителей молодого города составляло всего 26 лет. Трудно представить, но ежегодно в городе Припять рождалось более тысячи младенцев. Только в этом городе можно было увидеть парад детских колясок, когда вечером мамы и папы выходили на улицы гулять со своими младенцами.

Согласно генеральному плану развития города, в Припяти должно было жить около 80 тысяч человек. Полесский атомоград должен был быть одним из наиболее красивых городов Украины. (Слайды 4, 5)

2-й ведущий: АЭС было решено построить в центральной части Украины на правом берегу р.Припять, в 12 км от города Чернобыль и в 3 км от Припяти, в основном, на малопродуктивных землях и соответствует требованиям водоснабжения, транспорта, санитарной зоны”. (Слайд 6)

Известно, что определению площадки в чернобыльском районе предшествовал анализ условий 16-ти участков в Киевской, Винницкой и Житомирской областях. Площадка возле села Копачи была определена наиболее оптимальной.

1-й ведущий: Сем лет ушло на то, что бы построить и пустить первый блок Чернобыльской АЭС. Это были годы напряженной работы строителей, поскольку были существенные проблемы со снабжением материалами и оборудованием. Первый блок был введен в действие 24 мая 1978 года, второй – 10 января 1979 г., затем третий и четвертый – в ночь на 26 апреля 1986 года. (Слайды 7, 8)

Необходимо отметить, что задолго до пуска последних энергоблоков существовала идея сооружения пятого и шестого блоков Чернобыльской АЭС. В 1981 году были начаты строительно-монтажные работы.

2-й ведущий: Хронология основных событий строительства и ввода в эксплуатацию Чернобыльской АЭС

Событие Дата
Первый кубометр бетона было заложено в фундамент главного корпуса Чернобыльской АЭС 15 августа 1972 года
В.В. Щербицкий обратился к Председателю Совета Министров СССР А.М.Косыгина с просьбой об обеспечении строящейся ЧАЭС оборудованием 30 апреля 1975 года
1-й ведущий: По приказу директора ЧАЭС создана комиссия по подготовке и проведению пуска 1-го энергоблока ЧАЭС. Была организована круглосуточная работа по критических позициях графика пуска блока (слайд9) 16 мая 1975 года
Начато заполнение водой водоема-охладителя Чернобыльской АЭС Октябрь 1976 года
2-й ведущий: Начаты работы по пуску-наладке первого энергоблока Чернобыльской АЭС Май 1977 года
Выполнена загрузка первой тепловыделяющей сборки в реактор Чернобыльской АЭС 1 августа 1977 года
1-й ведущий: Утвержден акт приемки в эксплуатацию 1-го энергоблока Чернобыльской АЭС 14 декабря 1977 года
На проектную мощность (1000 МВт) был выведен первый энергоблок Чернобыльской АЭС 24 мая 1978 года
2-й ведущий: Введен в действие второй энергоблок Чернобыльской АЭС 10 января 1979 года
Чернобыльской АЭС был выработан первые десять миллиардов киловатт-часов электроэнергии 22 апреля 1979 года
1-й ведущий: Чернобыльской АЭС было выработано первые сто миллиардов киловатт-часов электроэнергии (Слайды 8, 9, 10) 21 августе 1984 года

2-й ведущий: Однажды время остановилось. Оно застряло 26 апреля и больше не царило здесь. (Слайд 12)

2-й ведущий: Город несбывшихся надежд был безнадежно болен. Он встречал рассвет пустыми глазницами снова и снова, но больше не циркулировал, не мечтал, не верил.

1-й ведущий: Он хранит молчание вот уже 24 года.

2-й ведущий: Не только нынешнее, но и последующие поколения будут помнить Чернобыль и ощущать последствия этой катастрофы. В результате взрывов и пожара при аварии на четвертом энергоблоке ЧАЭС с 26 апреля по 10 мая 1986 г. из разрушенного реактора было выброшено примерно 7,5 т ядерного топлива и продуктов деления с суммарной активностью около 50 млн Ки. По количеству долгоживущих радионуклидов (цезий-137, стронций-90 и др.) этот выброс соответствует 500–600 Хиросимам. Тридцать человек погибли сразу: в огне или получив смертельную дозу радиации. Остов разрушенного здания продолжал гореть десять дней, это привело к заражению 142 тысяч квадратных километров территории – районов на севере Украины и юге Беларуси и в Брянской области. Мир еще не видел атомной аварии со столь серьезными последствиями. (Слайд 12)

1-й ведущий: Из-за того, что выброс радионуклидов происходил более 10 суток при меняющихся метеоусловиях, зона основного загрязнения имеет веерный, пятнистый характер. Кроме 30-километровой зоны, на которую пришлась большая часть выброса, в разных местах в радиусе до 250 км были выявлены участки, где загрязнение достигло 200 Ки/км2. Общая площадь “пятен” с активностью более 40 Ки/км2 составила около 3,5 тыс. км2, где в момент аварии проживало 190 тыс. человек. Всего радиоактивным выбросом ЧАЭС в разной степени было загрязнено 80% территории Белоруссии, вся северная часть Правобережной Украины и 19 областей России. В целом по РФ загрязнение, обусловленное аварией на ЧАЭС, с плотностью 1 Ки/км2 и выше охватывает более 57 тыс. км2, что составляет 1,6% площади ЕТР. Уточненные в 1994 г. границы площадей, загрязненных цезием-137, по сравнению с 1993 г. почти не изменились. Следы Чернобыля обнаружены в большинстве стран Европы а также в Японии, на Филиппинах, в Канаде. Катастрофа приобрела глобальный характер. (Слайд 13)

2-й ведущий: А города продолжали жить своей жизнью ещё два дня. Жителей никто не предупредил о катастрофе. Сотни тысяч людей гуляли на улицах, выезжали на природу. Некоторые люди получили такие дозы облучения, которые привели к немедленной смерти. 28 апреля колонна из 1100 автобусов вывезла из Припяти, Чернобыля и других населённых пунктов зоны отчуждения всех жителей. Им позволили взять с собой только удостоверения личности и немного еды. Жизнь в радиусе 30 км от Чернобыля замерла. (Слайд 13)

1-й ведущий: А тем временем, на ЧАЭС работа шла полным ходом. Необходимо было после того, как реактор догорел, сбросить все обломки урана и графита с крыш и собрать их по всех территории. (Слайд 14, 15)

Выходит ученица 11-го класса и читает стихотворение:

Мы шли на машинах навстречу стихии,
Ни влево, ни вправо нельзя нам свернуть.
Под атомным облаком стонет Россия,
Для нас на реактор единственный путь.
В кромешном аду днем и ночью трудились,
Для детей, для любимых, для наших родных.
Перед иконами матери слезно молились
За своих сыновей: "Спаси, господи их".
Журавли пролетают над погостом у леса,
В чистом небе курлыча, и с собой нас зовут,
Оставляют они наши села и веси,
Мы не можем летать, мы останемся тут.

2-й ведущий: При аварии на АЭС радионуклид “цезий-137”, попадая в организм человека, вызывает саркому (одна из разновидностей раковых заболеваний). Другой радионуклид – “стронций-90” может замещать кальций в твердых тканях и грудном молоке. Что ведет к развитию рака крови (лейкемии), раку кости и раку груди. А малые дозы облучения “криптоном-85” повышают вероятность заболевания раком кожи. Радиация тем и страшна, что ставит под угрозу жизнь и здоровье сотен миллионов людей грядущих поколений, вызывая такие заболевания, как синдром Дауна, эпилепсию, дефекты умственного и физического развития, мутацию живых организмов… (Слайд 16, 17)

1-й ведущий: И сегодня спустя полтора десятилетия после чернобыльской трагедии существуют противоречивые оценки ее поражающего действия и причиненного экономического ущерба. Согласно опубликованным в 2000 г. данным из 860 тыс. человек, участвовавших в ликвидации последствий аварии, более 55 тыс. ликвидаторов умерли, десятки тысяч стали инвалидами. Полмиллиона человек до сих пор проживает на загрязненных территориях. (Слайд 18)

Звучит стихотворение в исполнении ученицы этого класса:

Звучит над миром колокол беды,
Тревожа память, поминая горе,
Жесток и страшен лик седой войны,
Как в шторм разбушевавшееся море.

Япония скорбит уж много лет,
Известны людям Хиросима, Нагасаки,
Но не наложен на трагедии запрет,
Стоят повсюду ядерные плахи.

Не хочет человечество понять,
Что жизнь на свете самое святое,
Ее мгновенно можно оборвать
В горниле взрыва или гуще боя.

Всех жертв и испытаний нам не счесть,
Но целы арсеналы, полигоны,
Чернобыля убийственная весть
Предупрежденье поколеньям новым.

Тысячелетье начало отсчет,
Век двадцать первый по земле шагает,
Пусть его детям больше повезет
И солнца луч их каждый день встречает. (Слайд 19).

Выступление Ерохиной Анны и Гарапута Оксаны с презентацией “Элементарные сведения о радиации” (Приложение 1).

2-й ведущий: Сегодня высокорадиоактивные остатки четвертого реактора продолжают медленно “тлеть” под так называемым саркофагом – обветшавшим склепом из стали и бетона, спешно выстроенным после аварии. Он может обрушиться в любой момент. Вскоре должны начаться работы по замене его новой конструкцией в форме “арки” размером со стадион – ее установят поверх саркофага, изолировав остатки реактора от внешнего мира. (Слайд 20)

Закончить наше мероприятие я хотела бы одним из стихов Р.Рождественского о Хиросиме.

Город прославился так:
Вышел военный чудак,
Старец с лицом молодым.
“Парни, – сказал он, – летим!
Мальчики, время пришло.
Дьявольски нам повезло!”

В семь 49 утра
Всё было так, как вчера.
“Точка… вздохнул офицер, –
Чистенько вышли на цель…”

В восемь 12 утра
Сказано было: “Пора!”
В восемь 15 над миром взлетев
Взвыл торжествующе дымный клубок!
Солнце зажмурилось, похолодев:
Вздрогнули оба: и “Боинг”, и “Бог”.

Штурман воскликнул:
“Ой, как красиво!”
Эту секунду в расплавленной мгле,
Рухнули все представленья о зле,
Люди узнали, что на Земле,
Есть Хиросима,
И нет Хиросимы. (Слайды 21, 22, 23)

1-й ведущий: Для сохранения жизни на земле важно, чтобы каждый человек осознал, что он является не властелином природы, а её частью. Поэтому, рассматривая вопросы радиационного загрязнения окружающей среды, предлагаю:

  • Провести акцию протеста по запрету на ввоз ядерных отходов в нашу страну, в нашу область.
  • Выступать за запрет испытания ядерного оружия.