Цели урока:
- Закреплять умения решать задачи с величинами: цена, количество, стоимость; учиться давать пояснения к выполненным действиям; составлять задачу, обратную данной; находить площадь и периметр прямоугольника; провести исследования ряда чисел; составлять верные равенства; решать уравнения; совершенствовать вычислительные навыки во время устного счёта, исследования ряда чисел, при решении задач и уравнений.
- Развивать память, речь, внимание, воображение, логическое мышление, умение рассуждать, анализировать, сравнивать.
- Воспитывать бережное отношение к своему здоровью, аккуратность, усидчивость, доброжелательное отношение к своим товарищам, любовь к математике.
Оборудование: буквы и цифры, слайды, учебник, ромашки белого и жёлтого цвета.
ХОД УРОКА
1. Организация класса
Ждёт нас работа важная:
Что мы знаем – будем повторять,
Что забыли – будем вспоминать.
2. Объявление темы и задач урока
– Чтобы узнать тему урока, нам нужно отгадать
слова, зашифрованные в этой таблице, решив
примеры. У вас на столе лежат цифры и буквы.
Слайд.
48 | 6 | 7 | 6 | 35 | 63 | 6 | 3 | 9 | 8 | 9 | 30 | |
Р 12 . 4 и 21 . 3
Е 540 : 90 з 60 : 20
Ш 21 : 3 д 72 : 9
Н 7 . 5 ч 90 : 3
А 81 : 9
– Правильно ! сегодня мы с вами закрепляем умения решать задачи.
Слайд.
- Проведем исследование ряда чисел.
- Будем учиться составлять задачу по краткой записи.
- Давать пояснения к выполненным выражениям.
- Составлять задачу, обратную данной.
Слайд.
Исследование ряда чисел: 13, 17, 21.
– Дан ряд чисел. Что можно сказать об этих числах? Продолжите ряд влево, уменьшая на 4 и вправо, увеличивая на 4.
1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29, 33, 37.
– Какие числа в получившемся ряду? Разделите их на две равные части по середине и запишите их в две строки.
1 5 9 13 17
21 25 29 33 37
– Что интересного заметили?
– Сложите числа каждого столбика. 22, 30, 38, 46, 54. Что
можно сказать о них? Почему?
– Используя числа из подчёркнутого ряда,
составьте верные равенства.
17 + 9 – 1 = 25 13 + 17 – 1 = 29 13 + 25 – 1 = 37
– Сложите числа из подчёркнутого ряда парами, начиная с самого маленького и самого большого.
1 + 37 = 38 5 + 33 = 38 9 + 29 = 38 13 + 25 = 38 17 + 21 = 38
– Что заметили?
3. Решение задачи
Слайд.
Цена | Количество | Стоимость |
3 р. | 20 | ? } ? |
6 р. | 4 | ? |
3 . 20
6 . 4
3 . 20 + 6 . 4
3 . 20 – 6 . 4
Задания по группам:
1 группа – составляет задачу по краткой записи;
2 группа – объясняет, что означают выражения;
3 группа – составляет задачу, обратную данной.
4. Физкультминутка
Мы выходим на площадку
Начинаем все зарядку
Шаг на месте, два вперёд,
А потом наоборот.
Встаньте прямо! Отдохните!
Вверх руки поднимите.
Превосходно! Опустите!
Наклонитесь! Разогнитесь!
Встаньте прямо! Улыбнитесь!
– Как живёшь? Вот так!
– Как идёшь? Вот так!
– Как бежишь? Вот так!
– Ночью спишь? Вот так!
– Как берёшь? Вот так!
– Как даёшь? Вот так!
– Как шалишь? Вот так!
– А грозишь? Вот так!
5. Решение задачи о влиянии шума на человека
Слайд
Задача. Окружающая среда полна звуков. Децибел – единица, выражающая степень звукового давления. Сила звука нормального разговора 60 децибел. Сила звука мотоцикла на 40 децибел больше силы звука разговора, а громкая музыка в 2 раза больше силы звука нормального разговора. Определите силу звука мотоцикла и силу звука громкой музыки. Оцените степень воздействия громкой музыки на ваш организм, если известно, что сила звука в 120 децибел вызывает болевые ощущения, а 180 децибел – смертельный уровень. Как влияет шум на человека?
Анализ задачи и оформление краткой записи. Решение.
1) 60 + 40 = 100 (д.) сила звука мотоцикла.
2) 60 . 2 = 120 (д.) сила звука громкой музыки.
Ответ: сила звука мотоцикла 100 децибелов, сила звука громкой музыки 120 децибелов.
6. Самостоятельная работа
По учебнику страница 31 №8 выполните задачу на нахождение периметра и площади прямоугольника.
7. Решение уравнений
Шесть человек получают карточки с уравнениями и выбирают карточку с соответствующим числом. Эти числа нужно расположить в порядке возрастания, перевернуть карточку и прочитать получившееся слово.
40 – 25 + х =
90 27
+ х =
65
14 + 18 – х = 7
46 – х =
20
48 : х =
8
х . 7 = 56
6, 8, 25, 26, 38, 75.
З в о н
о к
Слайд
Звонок
8. Подведение итога урока, выставление оценок и домашнее задание
– У вас на столах лежат ромашки белые и жёлтые. Выберете пожалуйста ромашку белого цвета, если урок вам понравился или жёлтого цвета, если что-то не понравилось и прикрепите на доску.
9. Домашнее задание: с.31 №6,№7.