Конспект занятия на тему "Человек – друг природы"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цели:

  • познакомить детей с характерными этапами развития живых организмов, подвести к выводу, что мы – люди, являемся частью живой природы, что для роста и развития живых объектов необходимо: питание, вода, свет, воздух, любовь и бережное отношение к окружающим;
  • определить роль органов чувств в восприятии окружающего мира, закрепить правила ухода за ними;
  • показать Землю как общий дом для всех людей, вызвать у детей стремление беречь свой общий дом как условие сохранения жизни человечества и всех природных обитателей.

Материал: глобус, плакат «Строение человека», фотовыставка детей «Я расту», картинки живой и неживой природы, фланелегаф, карточки-схемы: тепло, воздух, вода, питание, любовь близких.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель: Сегодня мы с вами совершим интересное путешествие по нашей планете Земля. А с собой мы возьмем мальчика «Растишку», которому интересно узнать о себе больше.

Вот на земле огромный дом
Под крышей голубой
Живут в нем солнце, дождь и гром
Лес и морской прибой,
Живут в нем птицы и цветы,
Веселый звон ручья.
Живешь в том светлом доме ты
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели,
Всегда ты будешь в нем.
Природою родной Земли
Зовется этот дом.

– А что такое природа? (Ответы детей)
– Почему вы не назвали дома, машины? (Ответы детей)
Всю природу можно разделить на два огромных мира: мир живой и неживой природы.

Дети подходят к фланелеграфу.

– Что характерно для живых существ?

Запах хлеба,
Запах меда,
Запах лука,
Запах роз
Различить поможет ... (нос).

– Зачем человеку нос?
– Как нужно беречь свой нос? (Ответы детей)

Дидактическая игра «Угадай по запаху»

Дети, вдыхая запах лимона, называют, чем пахнет.

– Следующая загадка.

Есть у зайца на макушке,
У тебя, твоей подружки.
Бывают слушки и неслушки,
Что же это?
Наши ... (ушки).

Дидактическая игра «Угадай, что звучит?»

Включаются диски с записью пения птиц и шума воды.

– Зачем нам уши?
– Как беречь свой слух? (Ответы детей)
– Следующая загадка.

Чтоб попробовать компот,
Есть у человека ... (рот).

– Для чего человеку нужен рот?
– Что опасно брать в рот? (Ответы детей)

Дети определяют вкус яблока и лимона.

– Какой вкус у лимона и какой у яблока?
– Что помогло определить их вкус? (Ответы детей)
– Человеку помогают жить его руки. Какие подвижные гибкие человека руки мы почувствуем, выполнив музыкальное упражнение: «Если нравится тебе, то делай так...».

Дети подходят к «Супермаркету». Дети выкладывают схемы:

Живое – растет, дышит, питается, движется, размножается.

– Что еще нужно живым существам? (Ответы детей)
– Без чего они не смогут жить на Земле? (Ответы детей)

Ребенок выкладывает схему:

тепло + воздух + вода + питание + любовь близких.

Дети подходят к столу.

– Здесь нас ждет испытание. Вы должны будете правильно отложить картинки, относящиеся к живой природе.

Дидактическая игра «Живое-неживое»

– Назови что относится к живой природе?
– Почему? (Ответы детей)
– У меня телеграмма. Она пришла в нашу группу, в ней загадка. Вы должны отгадать ее и тогда вы догадаетесь о ком мы будем говорить.

На Земле он всех сильней,
Потому что всех умней. (Человек)

Ребенок собирает модель человека.

– Назови части тела человека? (Ответы детей)

Дети идут дальше. Останавливаются.

Какие органы чувств помогают человеку? Это мы с вами узнаем отгадав загадки.

На ночь два оконца
Сами закрываются,
А с восходом солнца
Сами открываются. (Глаза)

– Зачем человеку глаза?
– Как нужно беречь свое зрение? (Ответы детей)

Дети закрывают глаза, открывают.

– Удобно ли вам было?
– Видели ли вы что-нибудь? (Ответы детей)
– Следующая загадка.
– Чтобы человек был здоров, он должен употреблять в пищу полезные продукты.
– Какие продукты вы купите? Почему? (Ответы детей)
– А почему вы не купили чипсы или сухарики? Чем они вредны для Организма? (Ответы детей)

Дети идут дальше. Они подходят к выставке «Я расту». На фотографиях дети видят, что питаясь полезными продуктами, человек быстрее растет.

– Как вы думаете, от человека зависит красота природы?
– А всегда ли человек помогает природе? (Ответы детей)

Дидактическая игра «Стань юным другом природы»

Рассматривая иллюстрации, дети находят то, что человек сделал неправильно и находят выход из ситуации.

– Человек самое разумное существо на Земле, и он умеет исправлять свои ошибки.
Наше путешествие заканчивается. Мы возвращаемся в группу. Наши знания о человеке стали больше, содержательней. И мальчик «Растишка» узнал о себе много нового и интересного.

Дети встают в круг и ребенок читает стихотворение «Земля» Я. Аким:

Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь шумят леса,
Птиц скликая перелетных.
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зеленой,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивленно...
Береги свою планету –
Ведь другой, похожей нету!

Дети под музыку выходят из зала.