Цели:
- познакомить детей с характерными этапами развития живых организмов, подвести к выводу, что мы – люди, являемся частью живой природы, что для роста и развития живых объектов необходимо: питание, вода, свет, воздух, любовь и бережное отношение к окружающим;
- определить роль органов чувств в восприятии окружающего мира, закрепить правила ухода за ними;
- показать Землю как общий дом для всех людей, вызвать у детей стремление беречь свой общий дом как условие сохранения жизни человечества и всех природных обитателей.
Материал: глобус, плакат «Строение человека», фотовыставка детей «Я расту», картинки живой и неживой природы, фланелегаф, карточки-схемы: тепло, воздух, вода, питание, любовь близких.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Воспитатель: Сегодня мы с вами совершим интересное путешествие по нашей планете Земля. А с собой мы возьмем мальчика «Растишку», которому интересно узнать о себе больше.
Вот на земле огромный дом
Под крышей голубой
Живут в нем солнце, дождь и гром
Лес и морской прибой,
Живут в нем птицы и цветы,
Веселый звон ручья.
Живешь в том светлом доме ты
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели,
Всегда ты будешь в нем.
Природою родной Земли
Зовется этот дом.
– А что такое природа? (Ответы детей)
– Почему вы не назвали дома, машины? (Ответы
детей)
– Всю природу можно разделить на два огромных
мира: мир живой и неживой природы.
Дети подходят к фланелеграфу.
– Что характерно для живых существ?
Запах хлеба,
Запах меда,
Запах лука,
Запах роз
Различить поможет ... (нос).
– Зачем человеку нос?
– Как нужно беречь свой нос? (Ответы детей)
Дидактическая игра «Угадай по запаху»
Дети, вдыхая запах лимона, называют, чем пахнет.
– Следующая загадка.
Есть у зайца на макушке,
У тебя, твоей подружки.
Бывают слушки и неслушки,
Что же это?
Наши ... (ушки).
Дидактическая игра «Угадай, что звучит?»
Включаются диски с записью пения птиц и шума воды.
– Зачем нам уши?
– Как беречь свой слух? (Ответы детей)
– Следующая загадка.
Чтоб попробовать компот,
Есть у человека ... (рот).
– Для чего человеку нужен рот?
– Что опасно брать в рот? (Ответы детей)
Дети определяют вкус яблока и лимона.
– Какой вкус у лимона и какой у яблока?
– Что помогло определить их вкус? (Ответы
детей)
– Человеку помогают жить его руки. Какие
подвижные гибкие человека руки мы почувствуем,
выполнив музыкальное упражнение: «Если нравится
тебе, то делай так...».
Дети подходят к «Супермаркету». Дети выкладывают схемы:
Живое – растет, дышит, питается, движется, размножается.
– Что еще нужно живым существам? (Ответы
детей)
– Без чего они не смогут жить на Земле? (Ответы
детей)
Ребенок выкладывает схему:
тепло + воздух + вода + питание + любовь близких.
Дети подходят к столу.
– Здесь нас ждет испытание. Вы должны будете правильно отложить картинки, относящиеся к живой природе.
Дидактическая игра «Живое-неживое»
– Назови что относится к живой природе?
– Почему? (Ответы детей)
– У меня телеграмма. Она пришла в нашу группу, в
ней загадка. Вы должны отгадать ее и тогда вы
догадаетесь о ком мы будем говорить.
На Земле он всех сильней,
Потому что всех умней. (Человек)
Ребенок собирает модель человека.
– Назови части тела человека? (Ответы детей)
Дети идут дальше. Останавливаются.
– Какие органы чувств помогают человеку? Это мы с вами узнаем отгадав загадки.
На ночь два оконца
Сами закрываются,
А с восходом солнца
Сами открываются. (Глаза)
– Зачем человеку глаза?
– Как нужно беречь свое зрение? (Ответы детей)
Дети закрывают глаза, открывают.
– Удобно ли вам было?
– Видели ли вы что-нибудь? (Ответы детей)
– Следующая загадка.
– Чтобы человек был здоров, он должен
употреблять в пищу полезные продукты.
– Какие продукты вы купите? Почему? (Ответы
детей)
– А почему вы не купили чипсы или сухарики? Чем
они вредны для Организма? (Ответы детей)
Дети идут дальше. Они подходят к выставке «Я расту». На фотографиях дети видят, что питаясь полезными продуктами, человек быстрее растет.
– Как вы думаете, от человека зависит красота
природы?
– А всегда ли человек помогает природе? (Ответы
детей)
Дидактическая игра «Стань юным другом природы»
Рассматривая иллюстрации, дети находят то, что человек сделал неправильно и находят выход из ситуации.
– Человек самое разумное существо на
Земле, и он умеет исправлять свои ошибки.
Наше путешествие заканчивается. Мы возвращаемся
в группу. Наши знания о человеке стали больше,
содержательней. И мальчик «Растишка» узнал о
себе много нового и интересного.
Дети встают в круг и ребенок читает стихотворение «Земля» Я. Аким:
Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь шумят леса,
Птиц скликая перелетных.
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зеленой,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивленно...
Береги свою планету –
Ведь другой, похожей нету!
Дети под музыку выходят из зала.