Применение модульной технологии и технологии разноуровневого обучения на уроках русского языка. 6-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 6


Тип урока: урок обобщения и систематизации изученного по данной теме с применением модульной технологии и технологии разноуровневого обучения.

Триединая учебная цель:

1. Обучающий аспект:

а) формирование специальных умений:

  • углубить представления о роли прилагательных в речи, способах их образования;
  • научиться определять синтаксическую функцию прилагательных, различных форм в предложении и правильно их употреблять.

б) развитие специальных умений:

  • развить умения правильного написания НЕ с прилагательным, гласных в корнях и суффиксах прилагательных; сложных прилагательных.

в) формирование общеучебных умений и навыков:

  • сформировать учебно-информационные умения и навыки – умение работать с различными источниками информации: учебниками, опорными схемами, таблицами, тестами.

г) развитие общеучебных умений и навыков:

  • развить учебно-организационные умения и навыки – умение рационально планировать свою деятельность;
  • развить учебно-интеллектуальные умения и навыки: умение самостоятельно выполнять упражнения на всех этапах урока, умение осуществлять самоконтроль в учебно-познавательной деятельности при работе с текстом, умение воспринимать информацию, осмысливать материал и поставленную учебную задачу при выполнении упражнения на каждом этапе познания.

2. Развивающий аспект:

а) развитие речи:

  • работа над словом, словосочетанием, предложением при составлении текстов;
  • развитие письменной связной речи при написании мини-сочинений;

б) развитие мышления:

  • развивать логическое мышление (выявлять главное, существенное, обобщать, сравнивать) при работе с прилагательными.

в) развитие сенсорной сферы:

  • развитие зрительного анализатора при чтении заданий и работе по алгоритму;

г) развитие двигательной сферы:

  • развитие мелкой моторики мышц руки при работе с таблицами;
  • развитие двигательной сферы при взаимопроверке.

3. Воспитывающий аспект:

а) отношение к другим:

  • воспитывать доброжелательное отношение ученика при оценке ответа товарища;

б) отношение к себе:

  • воспитывать у учащихся дисциплинированность, аккуратность, требовательность к самому себе при организации учебного труда и самоконтроля;

в) отношение к обществу, коллективу:

  • воспитывать чувство сопереживания при взаимопроверке;

г) отношение к труду:

  • воспитывать собранность, усердие, внимательность в ходе учебной деятельности.

УЭ 0: I. Учащиеся должны знать:

  1. степени сравнения имен прилагательных,
  2. разряды имен прилагательных по значению (качественные, относительные, притяжательные),
  3. морфологический разбор имени прилагательного,
  4. как пишется НЕ с прилагательными,
  5. какая гласная пишется после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных,
  6. когда пишется одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных,
  7. когда пишутся суффиксы СК и К,
  8. когда сложные прилагательные пишутся слитно, а когда – через дефис.

II. Учащиеся должны уметь:

  1. применять эти правила на практике,
  2. выделять графически орфограммы,
  3. пользоваться алгоритмом работы над заданием.
Учебный модуль Учебный элемент Содержание учебного материала Рекомендации учителя
УМ 1

Организация начала занятий

УЭ 1 Цель: настроиться на учебно-познавательную деятельность.

Здравствуй, дорогой друг!
Сегодня тебе предстоит много работать самому.
Внимательно читай задания и выполняй их строго по алгоритму.
Будь честен и справедлив! Удачи тебе!

Задание: проверь, все ли ты приготовил для работы на уроке: тетрадь, пенал, дневник, справочник, учебник.

Контроль: самоконтроль.

2 минуты
УМ 2

Проверка домашнего задания.

УЭ 2 Цель: проверить выполнение домашнего задания.

Задание: внимательно прочитай ответы в эталоне и сверь их со своими записями в тетради (упр.334).

Контроль: индивидуальный.

  1. Сверь I часть задания с эталоном.
  2. Поставь “+” возле каждого верного ответа.
  3. Посчитай количество “+”.
  4. Уменьши количество “+” на один, если у тебя графически не обозначены орфограммы.
  5. Поставь это число в сводную ведомость в графу УЭ 2.
Внимание!

Не забудь проверить, как графически обозначены орфограммы.

4 минуты.

  УЭ 3.
  1. Сверь II часть упражнения с эталоном.
  2. Поставь “+” возле каждого верного ответа.
  3. Посчитай количество “+”.
  4. Поставь это число в сводную ведомость в графу УЭ3.
  5. Если возникли вопросы, обратись к учителю.
4 минуты.
УМ 3

Обобщение и систематизация изученного.

УЭ 4 Цель: применить полученные знания на практике.

Задание: объясни написание Н – НН в словах. (Работу выполни по образцу).

Контроль: индивидуальный.

  1. Проверь выполненное задание по эталону.
  2. Отметь каждый правильный ответ в графе “Слово из задания” “+”.
  3. Посчитай количество “+”.
  4. Отметь каждый правильный ответ в графе “Способ образования” “+”.
  5. Посчитай количество “+”.
  6. Сложи “+” из 1 и 2 графы.
  7. Запиши полученное число в графу УЭ 4.
10 минут.
  УЭ 5. Цель: применить полученные знания на практике.

Задание: заполни карандашом таблицу в сборнике тестовых заданий (по вариантам).

1в – У6Р – 14, 2в – У6Р – 15.

Контроль: взаимоконтроль.

  1. Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте.
  2. Проверь выполненное задание по эталону.
  3. Отметь каждый правильный ответ “+”.
  4. Посчитай количество “+”.
  5. Поставь это число в сводную ведомость в графу УЭ5.
  6. Верни тетрадь товарищу.
5 минут.
  УЭ 6. Цель: творчески применить полученные знания об имени прилагательном.

Разноуровневые задания по группам:

1-я группа.

  1. Составь 5–6 предложений или небольшой текст (на полстраницы) на одну из тем: “Произведение народного декоративного искусства” (любое), “Превращение дерева”, “Деревянное золото”, “Костяное кружево”, “Вологодские кружева” и т.д.
  2. Используй в составляемых предложениях или тексте следующие синонимы: способный, даровитый, талантливый, удивительный, изумительный, необыкновенный, несказанный.
  3. Проверь записанные предложения или текст, графически обозначь орфограммы.

2-я группа.

  1. Составь 5–6 предложений или небольшой текст (на полстраницы) на одну из тем: “Произведение народного декоративного искусства” (любое), “Превращение дерева”, “Деревянное золото”, “Костяное кружево”, “Вологодские кружева” и т.д.
  2. Используй в составляемых предложениях или тексте следующие синонимы: способный, даровитый, талантливый, удивительный, изумительный, необыкновенный, несказанный.
  3. Проверь записанные предложения или текст, графически обозначь орфограммы.
  4. Выпиши 1 качественное прилагательное, выполни разбор № 3.

3-я группа.

  1. Составь 5–6 предложений или небольшой текст (на полстраницы) на одну из тем: “Произведение народного декоративного искусства” (любое), “Превращение дерева”, “Деревянное золото”, “Костяное кружево”, “Вологодские кружева” и т.д.
  2. Используй в составляемых предложениях или тексте следующие синонимы: способный, даровитый, талантливый, удивительный, изумительный, необыкновенный, несказанный.
  3. Проверь записанные предложения или текст, графически обозначь орфограммы.
  4. Выпиши 1 качественное прилагательное, выполни разбор № 3.
  5. Образуй и запиши все возможные формы сравнительной и превосходной степени прилагательного “изумительный”.

Контроль: осуществляет учитель после урока.

15 минут.
УМ 4

Подведение итогов урока.

УЭ 7 Цель: оценить итоги урока и личные достижения.

1. Посчитай сумму баллов за урок.

2. Запиши это число в графу “Итог”.

УЭ 2 УЭ 3 УЭ 4 УЭ 5 УЭ 6 Итог
        Оценивает
учитель.
 

3. Поставь себе оценку в дневник по следующему критерию:
5” – 49 баллов
4” – 45-48 баллов
“3” – 42-44 балла

Контроль: индивидуальный.

3 минуты.
УМ 5

Информация о домашнем задании.

УЭ 8 Цель: узнать домашнее задание.

Задание: выполни упражнение № 341.

Контроль: фронтальный на следующем уроке.

2 минуты.

Эталоны к УЭ даны в Приложении 1.