Цель урока: формирование у детей уважения к истории и традициям своего народа, воспитание чувства патриотизма.
Задачи:
- углубить и систематизировать знания учащихся о государственных праздниках РФ;
- ознакомить учащихся с новым государственным праздником “Днём народного единства”; изучить исторические события, связанные с этим праздником; проследить, как эти события отразились искусстве;
- способствовать развитию эмоциональной отзывчивости на музыку, а также развитию памяти, внимания, речи, музыкальных способностей.
Оборудование: ПК, медиапроектор, электронная презентация в Power Point, СD-проигрыватель, CD с записями музыкальных произведений, учебники, толковые словари, детские музыкальные инструменты (барабаны, тарелки).
Музыкальный материал:
- М.Глинка. Увертюра к опере “Руслан и Людмила” (экспозиция).
- М.Мусоргский. “Великий колокольный звон” из оперы “Борис Годунов”.
- М.Мусоргский. Монолог Бориса “Достиг я высшей власти” из оперы “Борис Годунов”.
- Русская народная песня “Вспомним, братцы, Русь и славу!”
- Праздничный колокольный звон.
- М.Глинка. Ответ Сусанина полякам “Велик и свят…” из оперы “Иван Сусанин”.
- М.Глинка. Ария Сусанина из IV действия оперы “Иван Сусанин”.
- М.Глинка. Хор “Славься” из оперы “Иван Сусанин”.
Визуальный материал:
- Салют на Красной площади (фото).
- Ф.Алексеев. Красная площадь в Москве в 17 в.
- В.Васнецов. Иван Грозный.
- И.Репин. Иван Грозный и сын его Иван.
- Царевич Дмитрий. Икона 17 века.
- Царь Фёдор Иванович. Парсуна.
- А.Головин. Ф.И.Шаляпин в роли Бориса Годунова.
- Лжедмитрий I, Лжедмитрий II. Гравюры.
- А.Иванов. В смутное время.
- А.Кившенко. Воззвание Минина к нижегородцам. 1611 г.
- Э.Лисснер. Изгнание польских интервентов из Московского Кремля.
- Ипатьевский монастырь. Миниатюра из Книги избрания на царство Михаила Фёдоровича. 17 в.
- Большой наряд царя Михаила Фёдоровича. Корона, скипетр и держава.
- Опера “Иван Сусанин”. Фрагмент постановки (фото).
- В.Верещагин. Партизаны.
- Икона Казанской Божией Матери, бывшая во Втором ополчении. 17 в.
- Эскиз декорации эпилога оперы М.Глинки “Иван Сусанин”.
- И.Мартос. Памятник Минину и Пожарскому.
Ход урока
Слайд: Салют на Красной площади (фото).
Муз. фрагмент: М.Глинка. Увертюра к опере “Руслан и Людмила” (экспозиция).
Учитель начальных классов. Ребята, вы, конечно, узнали эту музыку. Кто её написал? Как называется произведение? (Ответы детей.)
В каком характере звучит эта музыка? Какие чувства и настроение у вас вызывает эта музыка?
Учащийся. Музыка звучит торжественно, радостно, весело, празднично.
Учитель начальных классов. А вы любите праздники? (Ответы детей.)
Конечно, все любят праздники. Но праздники бывают разные. На сегодняшнем уроке речь пойдёт о государственных праздниках, которые отмечены красным цветом в календаре.
Итак, тема нашего урока: “Государственные праздники России”.
Слайд: Тема урока: “Государственные праздники России”.
Учитель начальных классов. А какие ассоциации у вас вызывает слово “праздник”? (Ответы детей.) Значит, по вашему представлению, праздник – это веселье, отдых, развлечения, гуляния?
Так что же такое “праздник”? Где мы можем найти правильное толкование этого слова?
Учащийся. В словаре.
Учитель начальных классов. Правильно, в словаре. У нас есть возможность обратиться к “живому” словарю. В роли словаря у нас Андрей. Он получил домашнее задание к этому уроку: найти толкование слова “праздник”.
Словарь (читает в словаре С.И.Ожегова). Праздник – “день торжества, установленный в честь или в память кого-чего – н…”
Учитель начальных классов. Спасибо нашему Словарю. Ребята, для выполнения домашнего задания к этому уроку вы должны были распределиться по группам и подготовить сообщение на тему: “История каждого праздника”. Вы готовы? С какой группы начнём? Пусть нас рассудит Календарь, роль которого мы поручили Роме. Итак, Календарь в определённом порядке объявляет красную дату, а соответствующая группа ребят показывает эмблему, называет праздник и рассказывает о нём.
Слайды: Государственные праздники РФ.
(На фоне музыки и слайдов Календарь называет праздничные даты, дети делают короткие сообщения о соответствующих праздниках.)
1–5 января. Новый год.
7 января. Рождество Христово.
23 февраля. День защитника Отечества.
8 марта. Международный женский день.
1 мая. Праздник Весны и Труда.
9 мая. День Победы.
12 июня. День России.
Календарь объявляет следующую дату: 4 ноября.
Учащиеся, глядя в учебник “Окружающий мир”, выявляют несоответствие этой даты с календарём.
Учитель начальных классов. Так что же, наш Календарь ошибся?
Календарь. Я никогда не ошибаюсь. Просто среди красных дат 7 ноября уже не значится.
Учитель начальных классов. Действительно, время идёт вперёд, многое изменилось в жизни нашего общества. Какие-то праздники перестают быть актуальными, а другие появляются и возрождаются. Так был упразднён “День примирения и согласия”. Но при этом был учреждён новый праздник “День народного единства”
Слайд: День народного единства.
Что вы знаете об этом празднике? А вам хотелось бы узнать больше? Тогда мы с интересом послушаем историка – Настю и искусствоведа – Катю, которые подготовили домашнее задание и расскажут нам о событиях, связанных с этим праздником, а также о том, как эти события отразились в произведениях искусства.
Слайд: Ф.Алексеев. Красная площадь в Москве в 17 веке.
Историк. Чтобы узнать историю праздника, мы отправимся в далёкое прошлое. Речь пойдёт о России XVI–XVII веков. Посмотрите, как выглядела в это время Красная площадь. Это период конца царской династии Рюриковичей.
Муз. фрагмент: М.Мусоргский. “Великий колокольный звон” из оперы “Борис Годунов”. Приложение 1
Слайд:
В.Васнецов. Иван Грозный
И.Репин. Иван Грозный и сын его Иван
Царевич Димитрий. Икона XVII века.
Царь Фёдор Иванович. Парсуна
Искусствовед. (Сопровождает слайды рассказом.) Перед вами произведения искусства. На картине Васнецова изображён царь Иван IV. Обратите внимание на его грозный вид. Он был очень жестоким, поэтому народ прозвал его Грозным.
О его суровом нраве говорит и другая известная картина Ильи Репина “Иван Грозный и сын его Иван”.
Это младший сын Ивана Грозного царевич Дмитрий, который погиб при невыясненных обстоятельствах. Он изображен на иконе XVII века.
На парсуне изображён ещё один сын Ивана Грозного – Фёдор, который и стал преемником престола.
Историк. Прослеживая исторические факты, было установлено, что царь Фёдор был слабоумным и безвольным.
Слайд: Царь Борис Годунов. Миниатюра А.Головин. Ф.И.Шаляпин в роли Бориса Годунова
Фактическим правителем стал родственник жены Ивана Грозного, боярин Борис Годунов, который после смерти Фёдора был избран царём.
Муз. фрагмент: М.Мусоргский. Монолог Бориса “Достиг я высшей власти” из оперы “Борис Годунов”.
Искусствовед. Ребята, вы сейчас услышали Монолог Бориса из оперы “Борис Годунов” М.Мусоргского. Скажите, какими чувствами проникнут этот музыкальный фрагмент? (ответы детей) Правильно, тревогой, волнением, страхом. Мусоргскому хорошо удалось выразить эти настроения в музыке, а лучшим исполнителем партии Бориса был великий русский певец Ф.И.Шаляпин.
Причиной таких настроений явилось то, что бояре не поддерживали Годунова, плели против него интриги. А главное, его не принимал народ, считая виновником смерти царевича Дмитрия и всех бед страны: голода, холода, разрухи. Поэтому правление Годунова было недолгим.
Слайд: Лжедмитрий I, Лжедмитрий II.
Историк. В тот же момент распространился слух, что царевич Дмитрий не погиб, а с польским войском вступил на русскую землю, чтобы отвоевать русский престол. Это был беглый монах Григорий Отрепьев, которого звали Лжедмитрием I. Неожиданная смерть царя Бориса окончательно развязала руки иноземным захватчикам. Поначалу Лжедмитрия даже поддерживали, но позже с ним расправились.
Вскоре появился Лжедмитрий II, которого прозвали “Тушинский вор”. Эти тяжёлые годы для России назвали Смутным временем.
Слайд: С.Иванов. В смутное время.
Искусствовед. Отряды поляков рыскали по городам и сёлам, грабили и убивали. На севере страны хозяйничали шведы. Казалось, Россия уже потеряла свою свободу, русскому народу грозил иноземный гнёт. Этот исторический момент отражён в картине С.Иванова “Смутное время” (краткое обсуждение картины).
Историк. С таким положением не могли смириться русские люди и стали создавать партизанские отряды и народное ополчение. Но врага выгнать не удавалось, так как они были разобщены. Нужны были люди, которые могли бы сплотить всех, кто ненавидел врага и хотел с ним бороться. И такие люди нашлись.
Слайд: А.Кившенко. Воззвание Минина к нижегородцам. 1611 г.
Искусствовед. Осенью 1611 года в Нижнем Новгороде посадский староста Кузьма Минин обратился к горожанам с призывом постоять за Русскую землю и создать второе народное ополчение, всем объединиться и выгнать врагов из Москвы.
“Воззвание Минина к нижегородцам” – так называется картина художника XX века А.Кившенко (краткое обсуждение картины).
Историк. Второе народное ополчение возглавил воевода, князь Дмитрий Пожарский. Нижегородцев поддержали и другие города. Со всех концов страны в ополчение устремились люди для борьбы с врагом.
Учитель музыки. О храбрых защитниках земли Русской в народе сложили немало песен. Одну из них мы сейчас исполним и представим себя в рядах ополченцев.
Исполнение: Русская народная песня “Вспомним, братцы, Русь и славу!” (с барабанами).
Слайд: Э.Лисснер. Изгнание польских интервентов из Московского Кремля.
Искусствовед. Летом 1612 года ополчение очистило от врагов северные районы страны и подошло к Москве. В жестоком бою были разбиты польские войска. Москва была освобождена. Финал этого сражения изобразил художник XIX века Лисснер. Он назвал свою картину “Изгнание польских интервентов из Московского Кремля”.
Что вы можете сказать об этой картине? (Ответ: это батальная сцена.) Что говорит о тяжести этого сражения? (Краткое обсуждение картины.)
Муз. фрагмент: Праздничный колокольный звон.
Слайд: Икона Казанской Божией Матери, бывшая во Втором ополчении. 17 в.
Учитель музыки. Победа над поляками расценивалась как великое чудо, связанное с Иконой Казанской Божией Матери, которая была во Втором ополчении. Перед решающим сражением русское воинство три дня молило Богородицу о милости и защите. Позже на Красной площади был возведён Казанский собор, где была установлена эта икона. Её стали почитать как народную святыню, оберегающую Русскую землю от врагов. В честь Иконы Казанской Божией Матери было установлено 22 октября или 4 ноября по новому стилю.
Историк. Враг был разбит, но царя у страны не было, а России нужны были мир и единство. Тогда и решили избрать нового царя.
Слайд: Ипатьевский монастырь. Миниатюра из Книги избрания на царство Михаила Фёдоровича. 17 в.
В 1613 году новым русским царём был избран Михаил Фёдорович Романов. Так началась новая династия русских царей Романовых.
Муз. фрагмент: Колокольный звон.
Слайд: Большой наряд царя Михаила Фёдоровича. Корона, скипетр и держава.
Учитель музыки. Так в борьбе против врагов объединились люди разных сословий. В смутное время не столько бояре и дворяне, а рядовые русские люди отстояли страну от иностранных захватчиков. Нельзя не упомянуть о подвиге костромского крестьянина Ивана Сусанина. Что вы знаете об этом? (Ответы детей.)
Память о подвиге И.Сусанина сохранилась в устных рассказах, в стихах К.Ф.Рылеева. А русский композитор М.И.Глинка написал оперу “Иван Сусанин” или “Жизнь за царя”.
Слайд: Опера “Иван Сусанин”. Фрагмент (фото).
Вспомните такой момент в опере, когда поляки пришли к Сусанину, потребовали провести их через лес и показать дорогу на Москву. Что он тогда ответил им? Послушайте фрагмент из оперы – ответ Сусанина полякам.
Муз. фрагмент и слайд: М.Глинка. Ответ Сусанина полякам “Велик и свят…” из оперы “Иван Сусанин”.
Как звучит эта музыка? (Ответы: мужественно, гордо, уверенно.)
Слайд: В.Верещагин. Партизаны.
А как ответ Сусанина звучит в думе Рылеева? (Выразительное чтение стихов Рылеева по слайду.)
Главный герой погибает ради спасения Родины и царя. Послушайте фрагмент предсмертной арии Сусанина.
Муз. видео-фрагмент: М.Глинка. Ария Сусанина из IV действия оперы “Иван Сусанин”.
Слайд: Эскиз декорации эпилога оперы М.Глинки “Иван Сусанин”.
Какие чувства испытывал герой перед гибелью, о чём он думал? (Ответы.)
И хотя главный герой оперы погибает, опера заканчивается торжественным эпилогом, когда Минин и Пожарский с ополчением въезжают на Красную площадь. Ликующий народ празднует свою победу, прославляет всех героев и звучит хор “Славься”. Давайте, ребята, мы его исполним в соответствующем характере.
Исполнение (с тарелками) и видеофрагмент: М.Глинка. Хор “Славься” из оперы “Иван Сусанин”.
Учитель музыки. Это была первая русская национальная опера, и по традиции, ею открывает свой сезон Большой театр в Москве.
Слайд: И.Мартос. Памятник Минину и Пожарскому
Учитель начальных классов. На Красной площади в Москве защитникам Русской земли Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому в 1818 году был установлен памятник, созданный скульптором И.П.Мартосом. На его пьедестале надпись: “Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия. Лета 1818”.
Ребята, обратите, пожалуйста, внимание на слова Станкевича, написанные в правой части слайда. Прочитайте и осмыслите их:
“Сыны Отечества, кем хищный враг попран,
Вы русский трон спасли,– вам слава достоянье!
Вам лучший памятник – признательность граждан,
Вам монумент – Руси святой существованье!”
(Чтение вслух, анализ слов.)
Как вы понимаете последнюю фразу?
Что было бы с русским государством, если бы не победили?
Что важнее любого монумента?
(Ответ: память и благодарность потомков, т.е. нас с вами.)
Теперь вы понимаете, насколько эти исторические события были важны для нашего государства и каждого из нас? И, конечно же, об этом нельзя забывать. Вот почему и был учреждён праздник “День народного единства”, который отмечают 4 ноября.
Слайд: Праздник “День народного единства”.
Итог урока.
Учитель начальных классов. Какие сведения, полученные вами на этом уроке, вы считаете важными для себя?
Так сколько всего государственных праздников? Какие? Перечислите их.
Слайд: Государственные праздники России.
(Дети хором перечисляют праздники.)
Учитель музыки. Ребята, ответьте, пожалуйста, на тот же вопрос, который был задан в начале урока: что же такое “праздник”?
(Ответ: история, культура народа, его традиции.)
Правильно, праздники – это часть жизни народа, его история и культура. В праздниках отражается душа народа, его традиции, то, что связывает нас с прошлым и даёт надежды на будущее.
Слайд: Салют на Красной площади
Муз. фрагмент: М.Глинка. Хор “Славься” из оперы “Иван Сусанин” (окончание с колокольным звоном). Приложение 1
Учитель музыки. Спасибо за внимание. Урок окончен.