(Слайд 1).
Цель урока: На основе анализа предложенных опытов сформулировать понятия физического и химического явления. Определить признаки протекания химических реакций на основе демонстрационного эксперимента и жизненных наблюдений. Научить учащихся отличать физические и химические явления в быту и жизни.
(Слайд 2).
Изучение веществ будет неполным, если не рассмотреть те явления, которые с ними происходят.
Вопрос классу:
- 1. Что происходит с водой на морозе? (Она замерзает.)
- 2. Что происходит при ее нагревании? (Она превращается в пар.)
- 3. Что происходит, если оставить железный предмет в сыром месте? (Поржавеет.)
В окружающем нас мире происходят различные явления: испарение воды, ее замерзание, разрушение горных пород, производство красителей и др.
Давайте рассмотрим некоторые явления.
Учитель демонстрирует опыт и по ходу протекания опыта заполняется таблица учителем на доске, а учащимися в тетрадях.
(Слайд 3).
Опыт № 1. Разотрем кусочек сахара в фарфоровой ступке.
а) назовите физические свойства сахара (твердый, бесцветный, большая растворимость в воде, вкус сладкий).
б) какие изменения наблюдаются после растирания куска сахара? (Изменилась форма.)
в) что можно сказать об остальных свойствах? Как вы думаете, получилось ли новое вещество с новыми свойствами? __________
Свойства сахара | До опыта | После опыта |
Физическое состояние | ||
Форма | ||
Цвет | ||
Растворимость в воде | ||
Вкус |
(Слайд 4).
Опыт № 2. Нагреем на спиртовке стеклянную трубочку и согнем ее.
Заполним таблицу по ходу выполнения опыта:
Свойства стеклянной трубочки | До опыта | После опыта |
Физическое состояние | ||
Форма | ||
Цвет | ||
Растворимость в воде | ||
Хрупкость |
На основании своих наблюдений сделайте вывод, получилось ли новое вещество с новыми свойствами?_________________
(Слайд 5).
Опыт № 3. Сделаем из сахара карамель, а для этого нагреем сахар в пробирке.
Заполним таблицу по ходу выполнения опыта:
Свойства сахара | До опыта | После опыта |
цвет | ||
Растворимость | ||
Запах | ||
вкус |
Какие изменения произошли с сахаром?
Можно ли получившееся вещество назвать сахаром? ___________
Получилось ли новое вещество с новыми свойствами? ________.
При охлаждении этого вещества получим ли мы снова сахар?
________________________
Вывод: ______________________________________________________________________
(Слайд 6).
Опыт № 4. Нагреем кусочек магниевой ленты в пламени спиртовки.
Заполним таблицу по ходу выполнения опыта:
Свойства магниевой ленты | До опыта | После опыта |
Цвет | ||
Ковкость | ||
Проводимость тока |
Какие изменения произошли с магниевой лентой?
__________________________________
Получилось ли новое вещество с новыми свойствами?
_______________________________
(Слайд 7).
Вывод записывается учениками в тетради:
Явления, при которых не происходит превращения одних веществ в другие, а
обычно изменяется агрегатное (физическое) состояние или форма, называют
физическим явлением.
Явления, при которых из одних веществ образуются другие вещества с новыми
свойствами, называют химическими.
Химические явления называют химическими реакциями.
(Слайд 8–10). устная работа, дать обоснованный ответ.
Список литературы:
- Химия: 8 класс: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений / Л.С.Гузей, Р.П.Суровцева, В.В.Сорокин – 2-е изд. – М.:Дрофа, 1997.
- Химия: неорган. химия: учеб. для 8 кл. общеобразоват. учеб. заведений / Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман. – 11-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2007.