Физические и химические явления. 7–8-е классы

Разделы: Химия, Конкурс «Презентация к уроку»


(Слайд 1).

Цель урока: На основе анализа предложенных опытов сформулировать понятия физического и химического явления. Определить признаки протекания химических реакций на основе демонстрационного эксперимента и жизненных наблюдений. Научить учащихся отличать физические и химические явления в быту и жизни.

(Слайд 2).

Изучение веществ будет неполным, если не рассмотреть те явления, которые с ними происходят.

Вопрос классу:

  1. 1. Что происходит с водой на морозе? (Она замерзает.)
  2. 2. Что происходит при ее нагревании? (Она превращается в пар.)
  3. 3. Что происходит, если оставить железный предмет в сыром месте? (Поржавеет.)

В окружающем нас мире происходят различные явления: испарение воды, ее замерзание, разрушение горных пород, производство красителей и др.

Давайте рассмотрим некоторые явления.

Учитель демонстрирует опыт и по ходу протекания опыта заполняется таблица учителем на доске, а учащимися в тетрадях.

(Слайд 3).

Опыт № 1. Разотрем кусочек сахара в фарфоровой ступке.

а) назовите физические свойства сахара (твердый, бесцветный, большая растворимость в воде, вкус сладкий).

б) какие изменения наблюдаются после растирания куска сахара? (Изменилась форма.)

в) что можно сказать об остальных свойствах? Как вы думаете, получилось ли новое вещество с новыми свойствами? __________

Свойства сахара До опыта После опыта
Физическое состояние    
Форма    
Цвет    
Растворимость в воде    
Вкус    

(Слайд 4).

Опыт № 2. Нагреем на спиртовке стеклянную трубочку и согнем ее.

Заполним таблицу по ходу выполнения опыта:

Свойства стеклянной трубочки До опыта После опыта
Физическое состояние    
Форма    
Цвет    
Растворимость в воде    
Хрупкость    

На основании своих наблюдений сделайте вывод, получилось ли новое вещество с новыми свойствами?_________________

(Слайд 5).

Опыт № 3. Сделаем из сахара карамель, а для этого нагреем сахар в пробирке.

Заполним таблицу по ходу выполнения опыта:

Свойства сахара До опыта После опыта
цвет    
Растворимость    
Запах    
вкус    

Какие изменения произошли с сахаром?
Можно ли получившееся вещество назвать сахаром? ___________
Получилось ли новое вещество с новыми свойствами? ________.
При охлаждении этого вещества получим ли мы снова сахар? ________________________
Вывод: ______________________________________________________________________

(Слайд 6).

Опыт № 4. Нагреем кусочек магниевой ленты в пламени спиртовки.

Заполним таблицу по ходу выполнения опыта:

Свойства магниевой ленты До опыта После опыта
Цвет    
Ковкость    
Проводимость тока    

Какие изменения произошли с магниевой лентой? __________________________________
Получилось ли новое вещество с новыми свойствами? _______________________________

(Слайд 7).

Вывод записывается учениками в тетради:

Явления, при которых не происходит превращения одних веществ в другие, а обычно изменяется агрегатное (физическое) состояние или форма, называют физическим явлением.
Явления, при которых из одних веществ образуются другие вещества с новыми свойствами, называют химическими.
Химические явления называют химическими реакциями.

(Слайд 8–10).  устная работа, дать обоснованный ответ.

Список литературы:

  1. Химия: 8 класс: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений / Л.С.Гузей, Р.П.Суровцева, В.В.Сорокин – 2-е изд. – М.:Дрофа, 1997.
  2. Химия: неорган. химия: учеб. для 8 кл. общеобразоват. учеб. заведений / Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман. – 11-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2007.