Сложноподчиненное предложение. 9-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 9


Цель урока: закрепить знания учащихся о сложносочинённом предложении, совершенствовать навыки постановки знаков препинания в ССП, повторить задание В6 из ГИА.

Оборудование: компьютер, проектор, таблица “Знаки препинания в ССП”.

Ход урока

1. Словарная работа:

Колонна:

- объяснить лексическое значение слова;

- составить словосочетание, определить связь;

- составить сложное предложение, используя сочинительные разделительные союзы (не то.., не то..);

- произвести пунктуационный разбор полученного предложения.

2. Повторение. Выпишите предложения, в которых слова также, тоже, зато пишутся слитно. Расставьте, где надо, знаки препинания. Определить разряд союзов.

1. Корень учения горек за(то) плоды его сладки. 2. Эта задача решается так(же) легко как и та. 3. Я любил так(же) читать. 4. Он охотно взялся за(то) дело которое ему поручили. 5. Яруг – это то(же) что и овраг. 6. “Ты то(же) ошибался”, – ответил друг.

3. Закрепление изученного материала.

Записать предложения под диктовку и выполнить разбор по вариантам: 1 вариант - фонетический и синтаксический первых двух предложений; 2 вариант - по составу и синтаксический последних двух предложений.

1. Бабочки крыльями хлопали очень тихо, а стрекозы крыльями пели звонко.

2. На покосе то мошкара кружит, то комары звенят и жалят.

3. Кот принял угрожающую позу, щенок тоже оскалился.

4. То скрипнет дверь, то тихо откроется калитка.

5. Повторяем В6. Задание №1 через компьютер на проектор выполняет весь класс.

Самостоятельная работа. Задание №2 выполняют сильные ученики по раздаточному материалу. Задание №3 все остальные по раздаточному материалу.

В тесте задание звучит так: “В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложносочинённого предложения”.

Задание №1

Солнце еще не выглянуло из(за) края неба но ра…свет был виден сквозь прозрачный туман. (М.Пришвин) 2. То увид…шь двух прыгающих белок то выскочит навстречу рыжая лиса то перебежит дорогу работяга ежик то вырв…тся с оглушительным хлопаньем крыльев дикий голубь. (В.Солоухин) 3. Уже ра…свело и небо над березовой рощей порозовело но солнце еще (не) показывалось. 4. Все ели из котла Пантелей же сидел в стороне и ел кашу из деревя…ой чашечки. (А.Чехов)

  • Прочитайте предложения, вставьте пропущенные буквы, объяснив орфограммы, расставьте знаки препинания, подчеркните основы.
  • Найдите сочинительные союзы и укажите их вид (соединительные, разделительные и противительные).
  • Составьте схемы предложений с разделительными и противительными союзами.
  • Выпишите из 1 и 2 предложения словосочетания со связью управление и согласование.
  • Выпишите из 3 и 4 предложения словосочетания, построенные на основе согласования, и замените их синонимичными словосочетаниями со связью управление. Напишите получившиеся словосочетания. (В8)

Задание №2

НЕМНОГО ИСТОРИИ

Евр…пейцы за последнее время так пр…выкли к к..ртофелю, (1)что без него не могут обходит…ся. А между тем к..ртофель не так давно появился в Европе и история его очень любопытна. Первыми отведали к…ртофель испанские м…ряки,(2) а потом он попал в Италию.

Во Франции еще в XVIII веке своеобразно использовали к…ртофель. Модницы укр…шали его цветами волосы,(3) некоторые же делали из его цветов букеты. На к…ртофельные цветы установилась такая мода,(4) что пришлось делать искусственные, (5)так как живых не стало хватать.

Царские чиновники России принуждали крестьян сажать картофель,(6) однако это вызывало “картофельные бунты”. Крестьяне не хотели сажать и есть “земляные яблоки”. (По Н.Верзилину)

  • Прочитайте текст, вставьте пропущенные буквы, объяснив орфограммы.
  • Определите стиль текста.
  • Найдите ключевые слова.
  • Определите главную мысль каждого абзаца и всего текста.
  • Составьте план текста.
  • Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложносочинённого предложения.
  • Выполните синтаксический разбор сложносочинённого предложения, составьте его схему.

Задание №3

1. Рванул ветер и в воздухе закружилась пыль. 2. На заре третьего дня ветер утих и пали над степ..ю густые туманы. (М.Шолохов) 3. Перед ненастьем словно кумач…м затянут горизонт из-за него показывает..ся красный солнеч..ный диск. (Архангельский) 4. Ветер был (на)встречу и дождь валил сплошной стеной. (К.Симонов) 5. Зацвел багульник и склоны сопок зап..лыхали фиолетово-малиновым огнем. (В.Ажаев) 6. Иногда в горах срывались лавины и над ними ст…лбом ст…яла белая пыль. (К.Паустовский) 7. Воздух застыл. 8. Степь приняла унылый вид. 9. Поднялся сильный ветер. 10. Чу..ствовалось приближение грозы.

  • Прочитайте предложения, вставьте пропущенные буквы, объяснив орфограммы.
  • Укажите номера сложносочинённых предложений. Расставьте запятые, указав тип союза (соединительный, разделительный и противительный).
  • Используя 7 и 8; 9 и 10 предложения, составьте из них ССП, включив причастный или деепричастный оборот. Расставьте знаки препинания.
  • Выпишите, обозначив грамматические основы, предложения с общим второстепенным членом.
  • Выпишите грамматическую основу предложений 4 и 5. (В9)
  • Замените во 2 предложении глагол пали близким по значению синонимом.(В1)

5. Домашнее задание: упражнение №73 или составить публицистический текст на тему “Зимние каникулы”.

Литература

1. Учебник русского языка 9 класса под редакцией Л.А.Тростенцовой, Т.А. Ладыженская, Москва, “Просвещения”, 2007 г.

2. Поурочные разработка по русскому языку под редакцией Н.В.Егоровой, Москва, “Вако”, 2006 г.

3. КИМы ГИА из 2009, 2010 г.