Цели урока:
Образовательная:
- изучение физических особенностей различных агрегатных состояний вещества, формирование понятий: процесс плавления и отвердевания, температура плавления и кристаллизации;
- рассмотрение особенностей фазового перехода жидкость - твердое тело, введение новой физической величины – удельной теплоты плавления и формулы для вычисления количества теплоты, которое поглощается при плавлении и выделяется при отвердевании;
- отработка практических навыков при решении задач;
- развитие познавательной активности.
Развивающая: формирование у учащихся умение выделять главное и существенное в излагаемом разными способами материале, развитие познавательных интересов и способностей школьников при выявлении сути процессов.
Воспитательная: воспитание трудолюбия, точности и четкости при ответе, умение видеть физику вокруг себя.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Объяснение нового материала.
Демонстрация: сосуды со льдом и парафином.
Проблемная ситуация: что произойдет через некоторое время с этими веществами? Какое вещество быстрее расплавится? Тема. Слайд 2.
Вспомним агрегатные состояния вещества. Слайд 3.
Особенности молекулярного строения вещества.
Как из твердого состояния получить жидкое?
Как из жидкого состояния получить твердое?
Сформулировать определения плавления и отвердевания. Слайд 4.
Сформулировать определения температуры плавления и кристаллизации. Слайд 5.
Рассмотреть таблицу №3 учебника (табл. в задачнике).
Посмотреть на демонстрацию и ответить на первоначальные вопросы.
При плавлении и отвердевании температура не меняется. Почему?
Анимация (расположение молекул при изменении температуры вещества).
В каком состоянии вещество обладает большей внутренней энергией?
Выполнение устно качественных задач. Слайд 6, 7.
Опыты показывают, что для превращения различных кристаллических веществ одной массы в жидкость при температуре плавления требуется разное количество теплоты. Слайд 8, 9.
Рассмотреть таблицу №6 в учебнике.
А если расплавить вещество любой массы? Слайд 10, 11.
3. Решение задач. Слайд 12, 13.
4. Обобщение полученных знаний. Слайд 14.
5. Домашнее задание. Параграф 12, 13, 15, упр. 8 № 2.