“Художник – это тот, для кого мир прозрачен, кто обладает взглядом ребенка, но в этом взгляде светится сознание взрослого человека”. (А.Блок)
Что мы знаем о профессиональных композиторах, живущих и творящих сегодня? Почти ничего. Между тем в России много новых и интересных композиторов, именно они — лицо современной России. К сожалению, новые музыкальные произведения практически отсутствуют в нашем пространстве, до музыкальных школ российской глубинки в абсолютном большинстве произведения этих композиторов просто не доходят.
Мы живем с новыми композиторами в одно время, однако не стоит ждать, когда имена этих композиторов станут очень известны, так как наши дети - юные музыканты должны разбираться не только в творчестве великих классиков, но и жить в мире современной музыки и ее создателей. Множество причин делают эту задачу трудновыполнимой. Но самая важная причина, на наш взгляд, заключается в том, что мы мало знаем об авторах современной музыки. Чтобы изменить это положение, вот уже на протяжении пяти лет мы с детьми проводим мероприятия под названием “Новые имена”. Ю.Весняк, Ю. Савалов, Ю.Савельев, В.Коровицын, И. Парфенов - они живут и сочиняют в настоящее время. Эти композиторы и их произведения стали героями тематические ежегодных вечеров, на которых учащиеся готовят информацию и с удовольствием играют пьесы, сочиненные авторами. Можно с уверенностью сказать: успех каждого такого мероприятия - потрясающий. Дети не только с большим удовольствием ищут информацию о композиторах, разучивают современную музыку, но подбирают к произведениям стихи, рисуют музыку, так как они её чувствуют. А выступления на концертах-лекциях для учащихся, преподавателей и родителей с произведениями композитора-героя очередного мероприятия, помогает учащимся в овладении концертным мастерством. Почему эта музыка так нравится детям?.. В музыке современных композиторов раскрывается перед нами мир детства – особый мир, близкий нашим детям, в котором нет места серости, унынию и будничности, где живут эмоциональная открытость, бесхитростность, внутренняя приподнятость, мечтательность и детская непосредственность. “Шествие котят, которые слопали сметану”, “Дюймовочка”, “Гавот Чебурашки и Буратино”, “Бал в замке принца”, “Кот Василий”… Такая музыка не приемлет скуки и зубрежки, дети становятся её подлинными соавторами.
Музыка, написанная этими композиторами, уникальна разнообразием форм и жанров, тем и образов, творческих находок. Язык композиторов чрезвычайно демократичен, доступен и самым маленьким малышам и подросткам. Детская публика - это маленький народ, живущий ожиданием чуда. И дети получают его. Опыт прошедших пяти лет показывает, что чем раньше начинается приобщение юных пианистов к сочинениям современных композиторов, тем выше эффективность музыкального обучения, тем шире и глубже постигают исполнители закономерности музыкального искусства в целом. “Исполнение произведений современного композитора требует полноценного музыкального представления о его творческом стиле, ознакомления как минимум с несколькими разнохарактерными произведениями, и только тогда, научившись понимать музыкальный язык конкретного композитора, юный пианист постепенно проникается её образным миром и содержанием”.
Цель:
Развитие интереса к современной музыке на примере творчества композиторов Ю.Савалова, Ю. Савельева, В. Коровицина.
Задачи:
- уметь определять и анализировать произведения современных композиторов;
- научить детей понимать музыкальный язык конкретного композитора через музыку, поэзию, живопись;
- пробуждать и развивать у детей художественный и музыкальный вкус, изобразительные и музыкальные способности, помочь ощутить себя художником и музыкантом через открытие звуков, формы, цвета;
- развивать музыкальное восприятие, способность чувствовать настроения в музыке и передавать эмоциональную окраску мелодии путем выразительного исполнения пьес;
- стремления к разностороннему развитию личности.
Композитор Юрий Савалов
Ведущий: Савалова Юрия Владимировича к великому сожалению нет в живых. Он был талантливым композитором и аранжировщиком, замечательным педагогом и просто очень хорошим и добрым человеком. Его ученики вспоминают о нем с большой теплотой и считают его самым лучшим учителем. Вот что пишет о композиторе его дочь Екатерина: “Он очень любил своих учеников, гордился их успехами, достижениями. Особенно увлеченно руководил оркестром в детской музыкальной школе. Надеюсь, что произведения, написанные им для учащихся, помогут полюбить сложный, но прекрасный мир музыки”. Юрий Владимирович играл на духовых и клавишных инструментах, руководил хором и школьным оркестром, сочинял музыку для разных инструментов. Мы познакомимся с произведениями для фортепиано
Пьес будет девять. Но будем не только слушать эти произведения, но и попробуем их нарисовать. Выберете наиболее для вас приемлемую пьесу и творите! Соединяйте музыку и краски! Музыкальное настроение пьесы можно передавать и с помощью цветовых пятен, точек, линий и т.д.
Послушайте название пьес: “Колыбельная”, “Мама”, “Вальс”, “Признание”, “Марш”, “Вдохновение”, “Ветер странствий”, “Бал в замке принца”, “Прелюдия”.
Мы отправляемся с вами в увлекательное путешествие.На нашем пути встретятся прекрасные и удивительные пьесы Юрия Савалова.
Вот видим уютный домик вдалеке. Какой красивый и милый! Давайте заглянем в него. Прислушайтесь: в доме укладывают малыша и для него звучит колыбельная.
“Наступила ночка, спи, моя ты дочка
Спи, моя красотка, лучшая заботка.
Кругленькие щечки и веснушки точки.
Маленькие ушки, ушки - непослушки.
Мы тебя все любим. Нежим и голубим
Вырастешь большая, спи моя родная!
Спят в лесу все звери,
Детки спят в постели.
Спят цветы в горшочке
Затихает ночка. Спи моя дочурка,
Дремлет кошка Мурка
Мы с тобой зевнули,
И, как все, уснули.
Звучит пьеса Ю. Савалова “Колыбельная”.
Кто же может петь такую замечательную колыбельную?. Ну, конечно же - Мама, Мамочка, Матушка.
Всю любовь не выразить словами
Пожеланий всех не перечесть
Мы хотим сказать любимой маме,
Хорошо, что ты на свете есть.
Будь всегда ты с нами дорогая,
Всей душой заботясь и любя.
Просим об одном тебя родная,
Будь здорова, береги себя…
Звучит пьеса Ю. Савалова “Мама”.
А сейчас нам пора войти в сказочный лес. Ах, как красиво в чудесном царстве природы. Человек должен понимать язык цветов, язык зверей, лишь тогда на земле будет вечная красота.
Прекрасный вальс танцуют с ветром дети,
Дрожит в окне вечерняя звезда.
Природой называется все это
Давайте же любить ее всегда.
Ю. Савалов “Вальс”.
Послушаем очень необычную пьесу Юрия Савалова “Признание”. Это может быть признание в любви, или признания себя как человека, как композитора, как маэстро, а может признанием чего-то очень важного в жизни человека.
“Маэстро”
В прекрасном фраке с галунами
Надушенный встал маэстро,
Он рассыпал перед нами
Звуки легкие оркестра.
Как виденья, как гиганты
И метались в гулком зале,
И роняли бриллианты.
Ю. Савалов “Признание”.
Продолжаем путешествие и веселым маршем идем дальше.
Идет – гудет зеленый шум,
Зеленый шум, весенний шум!
Играючи расходится
Вдруг ветер верховой:
Качнет кусты ольховые
Подымет пыль цветочную
Как облако: все зелено
И воздух и вода!
Идет-гудет зеленый шум,
Зеленый шум, весенний шум.
Ю. Савалов “Марш”
А что такое вдохновение? Как нарисовать вдохновение? Какие краски взять для вдохновения? “Вдохновение” – так называется следующая пьеса Ю. Савалова.
Послушайте Пастернака:
Во всем мне хочется дойти до самой сути
В работе. В поисках пути, в сердечной смуте.
До сущности протекших дней, до их причины,
До оснований, до корней, до сердцевины.
Все время схватывая нить судеб, событий
Жить, думать, чувствовать, любить
Свершать открытья.
Ю. Савалов “Вдохновенье”.
А что если нам пуститься путешествовать вместе с ветром странствий. Так называется следующая пьеса Ю. Савалова.
Н.Гумилев
Уедем, бросим край докучный
И каменные города
Где вам и холодно и скучно,
И даже страшно иногда.
Ю. Савалов “Ветер странствий”.
Куда же это нас ветер странствий занес? Вы не поверите: на бал в замок принца.
Ю. Савалов “Бал в замке принца”.
Вот и подходит к концу наше с вами путешествие по стране Музыки и Красок. Теперь вы знаете, что музыку можно не только слушать, но и рисовать. Для вас звучит “Прелюдия”Ю. Савалова, а вы заканчиваете свои работы.
Ю. Савалов “Прелюдия”.
Выставка рисунков.
Рассказ учащихся о своих рисунках и музыкальных образах в них.
Ведущая: Ребята, мы сегодня познакомились с творчеством композитора Юрия Савалова!
Играйте его пьесы, рисуйте его музыку, расскажите о ней другим!
Всего доброго!
Примечание: в тексте использованы рисунки учащихся по мотивам прослушанных произведений.
Композитор
Владимир КоровицынВедущий: Композитор Владимир Коровицын родился в Великом Новгороде в 1955 году. Выпускник Новгородской ДМШ №1), выпускник Новгородского музыкального училища (по классу баяна), с отличием окончил Ленинградскую консерваторию имени Н.А.Римкского-Корсакова, лауреат Международных конкурсов, член Союза композиторов России. В настоящее время живет в родном городе. В его творческом багаже - музыка разных жанров: для хора, для камерного и симфонического оркестра, романсы, песни, духовные сочинения.Отличительными чертами музыки Владимира Коровицына являются безусловное преобладание мелодического начала и благородный, тяготеющий к традиционному гармонический язык.
Сегодня нам предоставляется возможность познакомиться с музыкой Владимира Коровицына, будем играть и немного расскажем о его произведениях.
Владимир Коровицин автор девяти сборников:
1. Сборник детских песен "Радуйся солнцу".
2. Фортепианный цикл “Музыкальное путешествие по странам Западной Европы”.
3. "Две пьесы для скрипки и фортепиано".
4. "Пьесы для флейты и фортепиано".
5. "Романсы на стихи поэтов "серебряного века".
6. В юбилей Великого Новгорода Санкт-Петербургское издание “Композитор” опубликовало концерт для фортепиано с оркестром. Сочинение новгородского автора является первым сочинением подобного рода, написанным в Великом Новгороде. Оно носит название “Concerto grosso” и имеет на титульном листе посвящение 1150-летию города.
7. Сборник пьес для фортепиано "Детский альбом". Пьесы, представленные в сборнике, являются хорошим пополнением учебного репертуара учеников ДМШ. Сборник содержит не только музыкально-инструктивные пьесы, но и отрывки из фортепианных циклов композитора: "Русская тетрадь", "Джазовая коллекция", "Обаяние ушедших эпох". Программность пьес будит детскую фантазию, стимулируя работу над развитием образа.
Полька “Деревянные башмаки” - написана в характере народного немецкого танца и как бы передает постукивание деревянных башмаков по булыжной мостовой.
Название пьесы “Дюймовочка” говорит сама за себя. Подвижный темп, штрих стаккато передает музыкальный портрет сказочной героини.
“Емеля на печке едет” - задорная мелодия, стилизованная под народную плясовую.
“Вариации мужичок с гармошкой” - русская плясовая песня. Все вариации выдержаны в танцевальном стиле.
Следующая пьеса “Грустная принцесса”. Все девочки в детстве мечтают стать принцессами и поэтому с удовольствием будут играть эту пьесу.
“Девичий хоровод” - очень выразительная мелодия, напевная, широкая.
Есть в сборнике 4 пьесы из цикла “Джазовая коллекция”. Пьесы этого цикла имеют капризный, синкопированный ритмический рисунок и современные гармонии. Три пьесы из этого цикла разучили дети, занимающиеся на синтезаторе. Первая пьеса называется “Кот Василий”. Вторая пьеса называется “Два клоуна” - яркая концертная пьеса. Третья пьеса “Хорошее настроение”.
8. Сборник “Исполнение желаний”. Вот что пишет сам автор об этом сборнике. Пьесы, составившие сборник, предназначены для средних и старших классов ДМШ. Здесь есть и крупная форма (“Баллада”, “Адажио”), и этюды, и дуэты, о дефиците которых в учебной практике я знаю не понаслышке и, конечно, пьесы (“Пять пасторалей”).
Очень хотелось бы надеется, что это мелодически привлекательная, образно яркая, достаточно разнообразная по фактуре музыка найдет своих почитателей и будет востребована в педагогической и концертной практике.
Мы из этого сборника взяли две пьесы: “Поэтическое настроение” и “Адажио” (крупная форма).
Наш концерт подошел к концу. Мы познакомили вас с произведениями композитора Владимира Коровицына.
Думаем, что еще не раз эти и другие пьесы композитора будут звучать со сцены нашей школы. А закончить хочется словами Владимира Коровицына: “Музыкальное образование — это большой труд над самим собой. Поэтому я очень ценю решение тех родителей, кто несмотря ни на что даёт возможность своему ребёнку посещать музыкальную школу. Сам по себе вкус к действительно красивой музыке не придёт. В то же время понимание настоящей музыки может сделать человека по-настоящему счастливым”
Полный текст сценария по творчеству Владимира Коровицына можно посмотреть на сайте www.divdmsh.narod.ru, а презентацию к тематическому вечеру можно посмотреть здесь
Композитор Юрий Савельев
Рязанский композитор Юрий Савельев родился на Дальнем Востоке, в семье военнослужащего, долго жил на Урале, а также в Сибири, Поволжье, на Севере и Юге России. Несмотря на то, что около 30 лет он живёт в Москве, сердце его, как он сам говорит, принадлежит Рязани. Здесь его корни (родители – родом из Рязани), здесь он учился в старших классах средней школы, окончил Рязанский медицинский институт; здесь живут его многочисленные родственники, друзья по школе, институту, соратники по искусству.
Произведения Ю.Савельева неизменно включались для печати в коллективные сборники творческого объединения композиторов и поэтов-песенников Подмосковья. В издательства Москвы и Рязани издано пять сборников композитора. С участием композитора в разное время проходили концерты в Российском Доме композиторов в Москве, в Музыкальной академии им. Гнесиных, в городах Подмосковья.
Вечер в музыкальной школе, посвященный творчеству композитора Ю.Савельева проведен с использованием произведений, включенных в сборник “ На крыльях весны”. Со сценарием вечера можно ознакомиться на сайте www.divdmsh.narod.ru.