Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации, используя приемы исследовательской и игровой деятельности.
Цели:
образовательная
- продолжить ознакомление учащихся с разнообразием растений, с питательными и целебными свойствами ягод;
- научить распознавать наиболее распространённые ядовитые растения своего края.
развивающая
- развивать интерес к изучению окружающего мира.
воспитательная
- воспитывать любознательность;
- бережное отношение к природе;
- умение работать в группах;
- умение анализировать свою деятельность.
Средства обучения:
- Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А.
- “Окружающий мир” учебник для 1 класса,
- “Тетрадь для самостоятельной работы”, “Хрестоматия”.
- Таблица “Съедобные и несъедобные ягоды”.
Ход урока
I. Организационный момент. Психологический настрой.
II. Сообщение темы урока.
Вступительное слово учителя.
- Сегодня я приглашаю вас совершить путешествие в ягодную страну, где вы познакомитесь с разнообразием растений.
1. Рассмотрите рисунки в учебнике на с. 56.
- Знаете ли вы эти ягоды?
- Вспомните, какие ягоды созревают летом в нашем крае? Какие ягоды вы собирали? (Заслушиваются ответы детей)
- Являются ли ягоды плодами? Какие признаки плодов?
- А чем полезны ягоды?
2. Работа с хрестоматией.
- Прочитайте рассказ “Какая целебная сила скрыта в ягодах?”
Обсуждение:
- Что говорят о ягодах врачи?
- А может быть вы знаете ещё ягоды, которые таят в себе целебные силы?
III. Динамическая пауза.
(Учащиеся разбиваются на группы. Каждая группа придумывает рассказ-загадку о ягоде. Затем в порядке очереди, определённой с помощью считалочки, одна группа описывает форму, вкус, цвет ягоды, другие группы должны угадать, о какой ягоде идет речь.)
Мы немножко пошумели,
А теперь все тихо сели.
Продолжение работы по теме урока.
Учитель предлагает свои загадки.
Летом рад я свежей ягоде,
А сушёная в запас от простуды лечит нас. (Малина)
Две сестры весной зелены:
Одна летом краснеет, а другая чернеет. (Красная и черная смородина)
- В старину из сока этой ягоды готовили фиолетовые чернила. Растёт она в лесах и тундре. В мякоти этой ягоды много витаминов, железа. Она улучшает зрение. (Черника)
- А могут ли ягоды принести человеку вред? (Ученики высказывают свое мнение)
- Послушайте рассказы из хрестоматии “Вороний глаз”, “Ландыши” (с. 68,69).
- Растут ли в нашей местности эти растения?
- Если они ядовиты для человека, надо ли их уничтожать? (Учитель выслушивает ответы детей и дополняет их)
- Рассмотрите рисунки в учебнике. Назовите несъедобные ягоды.
Игра “Верно. Неверно”. Правила сбора ягод
- С куста собираем все ягоды, не оставляем ни одной.
- Собираем ягоды земляники с кустиками.
- Собираем ягоды осторожно, чтобы не повредить растение.
- Собираем ягоды возле железных и автомобильных дорог.
- Пробуем незнакомые ягоды на вкус.
- Едим только вымытые ягоды.
IV. Закрепление изученного.
1. Работа в “ Тетрадях для самостоятельных работы” на с. 36.
2. Раскрасьте рисунки ягод, подпишите их названия. Обведите красным карандашом рисунки опасных для здоровья ягод. Назовите их.
V. Рефлексия.
- Что нового вы открыли для себя на уроке?
- Что было самым интересным?
- Хотели бы вы узнать о ягодах больше?
Д/з. с 57.