Цели:
- актуализировать знания по геометрической оптике, полученные учащимися в 8-м классе;
- рассмотреть их с точки зрения волновой теории света; научиться практически применять полученные знания.
Формы работы на уроке:
- лекция с применением опорного конспекта и мультимедийного диска;
- групповая работа по отработке практических навыков.
Ход урока
Материалы, используемые на уроке:
- опорный конспект: “Развитие взглядов на природу света. Геометрическая оптика” (на каждый стол)
- CD “Физика, основная школа 7-9 класс, ч. 1”. “Просвещение-МЕДИА” 2003 мультимедийное учебное пособие.
- карточки с заданиями для работы в группах
- компьютерная презентация “Ответы к заданиям”.
Занятие рассчитано на 2 академических часа, проводится в 11 классе как вводный урок при изучении темы “Оптика”.
1 часть занятия:
лекция учителя с использованием для записей опорного конспекта, имеющегося на каждом столе у учащихся (см. Приложение 3). При работе все демонстрации осуществляются с помощью мультимедийного диска “Физика, основная школа, ч. 1” из раздела “Свет. Оптические явления”. Использование диска позволяет сэкономить время на демонстрациях, которые учащиеся уже видели в 8 классе. Лекция проводится в форме беседы с учениками по материалам диска, выделением главного и оформлением материала в тетрадях с помощью опорного конспекта.
2 часть занятия:
изучение практического применения законов отражения и преломления света на конкретных примерах всем классом.
3 часть занятия:
работа в группах.
Класс делится на четыре группы, каждой группе выдаётся карточка-задание (см. Приложение 1).
После выполнения каждой группой первого задания из карточки результаты представляются всему классу как образец с необходимыми пояснениями. Качество работы оценивается с помощью заранее подготовленной презентации с выполненными заданиями (см. Приложение 2).
Далее карточки передаются по группам с условием, что каждая группа должна выполнить по одному заданию из каждой карточки. Выполнение работы оценивается учителем в индивидуальном порядке при работе с группами (с применением презентации).
4 часть занятия:
заключительная. Учитель подводит результаты работы в группах, оценивая каждого участника группы. Проводится анализ учебного занятия, с выделением основных элементов знаний, полученных учащимися.