Цели:
- Систематизирование знаний и представлений учащихся о словах-названиях действий.
- Введение термина “глагол” для слов-названий действий.
- Повторение вопросов, на которые отвечает глагол в начальной форме.
- Развитие у учащихся памяти, внимания, логического мышления, устной речи.
1. Организационный момент.
Организация работы учащихся.
– Здравствуйте, ребята! Вы любите путешествовать?
– А что необходимо брать с собой в путешествие?
(Зоркий глаз, чуткое ухо, умение наблюдать и делать выводы.)
– А помогут нам в этом упражнения.
(Комплекс кинезиологических упражнений:
- “Колечко”,
- “Горизонтальные восьмерки”,
- “Кулак-ребро-ладошка”).
– И какое путешествие без верных друзей? С нами в путь по стране Морфологии отправятся наши друзья Маша, Миша и Анишит Йокоповна.
Сообщение темы урока.
Поляна “Угадайкино”.
Интересная часть речи
В русском языке живет.
Кто что делает, расскажет:
Чертит, пишет или поет,
Вышивает или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, мажет –
Все расскажет нам глагол!
2. Актуализация знаний учащихся.
– Какие части речи мы уже встречали в стране Морфологии? (Имя существительное, имя прилагательное, глагол.)
– Так вот однажды существительное, прилагательное и глагол затеяли спор, кто из них важнее. Послушайте, что из этого вышло. (Учащиеся разыгрывают сценку “Сказка о глаголе” Е.Г.Бурлак “Занимательная грамматика”.)
– А вот что интересного рассказала нам Анишит Йокоповна о глаголе.
(Чтение статьи учебника.)
3. Изучение нового материала.
Речка Толковая.
Упр.30 (работа с толковым словарем).
Цель упражнения – повторение вопросов, на которые отвечает глагол в начальной форме.
– Откройте толковый словарь на букву З.Найдите и прочитайте все глаголы, которые там есть. Они действительно стоят в начальной форме? Они отвечают на разные вопросы?
(Здесь один глагол, который отвечает на вопрос что делать? И два глагола, которые отвечают на вопрос что сделать?: заковылять, засмолить, зреть.)
Вывод: глаголы в начальной форме отвечают на вопросы что делать? Что сделать?
4. Физкультминутка.
Привал Активный.
Я пришел из школы,“Я учу глаголы”
Я учу глаголы…
Мне их выучить – пустяк!
У меня свой метод.
Применяется он так
“Кричать” – кричу,
“Вертеть” – верчу,
“Двигать” – двигаю,
“Прыгать” – прыгаю.
Я и прыгал! Я и двигал!
5. Закрепление нового материала.
Гостиница “У ежа”.
Упр. 32 (самостоятельно).
Цель упражнения – формирование умения приводить глагол к начальной форме.
– Запишите выделенные глаголы в начальной школе: пыхтит – пыхтеть, соблюдайте – соблюдать.
Тропинка Обратная.
Упр. 33 .
Цель упражнения – отработка навыка написания слов с разделительным Ъ.
– Откройте обратный словарь на букву -Ь, на -ать. Найдите слова, напечатанные синим цветом.
1 группа: объедать подъедать съедать отъедать
|
2 группа: объезжать въезжать подъезжать разъезжать съезжать отъезжать |
3 группа: объехать въехать подъехать съехать отъехать |
– Какая орфограмма в этих словах общая? (Разделительный Ъ.)
– Что общего в составе этих слов? (Наличие приставки.)
– Выпишите первую группу слов столбиком. Выделите приставку во всех словах ВМЕСТЕ с Ъ. Дополни каждое из выписанных слов словосочетаниями по смыслу, используя справочный материал.
Справочный материал: все до крошки, по маленькому кусочку, более слабых, все без остатка.
– Заканчивается наше путешествие по стране Морфологии. Наш знакомый глагол приготовил для вас интересное задание на дом.
6. Домашнее задание.
Упр.19, выписать новое словарное слово в словарик (шоссе, топор).
7. Рефлексия.
Станция “Наш класс”.
– С какой частью речи мы сегодня познакомились?
– Как вы считаете, почему глаголы стоят на втором месте после существительных по частоте употребления в речи?
Литература:
- Абрамова М.Г. и др. Русский язык: 3 класс: Методическое пособие. – М.: Академкнига/ Учебник. 2006.
- Байкова Т.А. Тетрадь для самостоятельной работы № 1и № 2. 3 класс – М.: Академкнига/ Учебник. 2006.
- Волина В.В. Веселая грамматика. – М.: Знание. 1995.
- Занимательная грамматика. Ат.-сост. Е.Г.Бурлака, И.Н.Прокопенко. – Ростов н/Д: 2006.
- Каленчук М.Л.,Чуракова Н.А., Байкова Т.А. Русский язык. Учебник, В 3 ч. Части 1 и 3. – М.: Академкнига/ Учебник. 2006.