Цель:
- Обучающая - научить учащихся пользоваться определёнными группами слов (прилагательными), научить точно, правдиво и ярко описывать предметы с помощью вводимых в текст слов и словосочетаний: помочь овладеть навыками описания изображённого на картине.
- Воспитывающая - восиптывать самостоятельность, творческую активность.
- Развивающая - развивать внимание, сознательное употребление языковых средств.
Оборудование: репродукция к картине К.Ф.Юона "Конец зимы. Полдень".: альбом "Времена года"; выставка иллюстраций и рисунков детей; выставка книг (стихи, пословицы, поговорки), музыка "Времена года" П.И.Чайковского.
Ход урока
Вступительное слово учителя и беседа с учащимися.
- Мы продолжаем работу над описанием. Будем строить эту работу на материале пейзажа- по картине.
Вопросы классу:
- Как строится описание?
- Каковы задачи художественного описания?
- Конкретность описания, передача авторского отношения к предметам описания, эмоциональность и образность языка.
- Чтобы было красочным ваше описание выразительным и точным, какие художественные средства надо использовать? (сравнения, метафоры слова в переносном значении)
- А какие части речи помогают вам точно и ярко описать признаки предметов? (имена прилагательные).
Рассказ о художнике.
Сегодня мы познакомимся с творчеством замечательного художника (русского), создателя глубоко национальных образов русской природы Константина Фёдоровича Юона, с его картиной "Конец зимы. Полдень".
Мы с вами внимательно рассмотрим эту картину и постараемся возможно полнее и точнее рассказать о ней, а затем вы напишите творческий диктант по этой картине.
К.Ф.Юон (1875-1958) родился в Москве, здесь же окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Художник очень любил среднерусскую природу, поэтому его полотна отличаются поэтичностью и жизнерадостностью. Но больше всего Юон любил среднерусскую природу и изображал конец зимы, начало весны, радостное пробуждение природы от зимнего сна.
Нежное голубое небо, голубовато розовый снег, яркое весеннее солнце, сказочно- волшебное убранство зимнего леса- всё это представляет на полотнах К.Ф.Юона. Его картины "Русская зима", "Зимнее солнце", "Конец зимы. Полдень." создают праздничное настроение.
Беседа по картинке.
- Каково общее впечатление от пейзажа, грустное или радостное? Какие чувства, желания рождает пейзаж? Приходилось ли вам наблюдать нечто подобное?
- Каков по-вашему замысел художника? О чём эта картина? Почему она названа "Конец зимы:?
Эта картина о том своеобразном настроении, какое испытывает человек в конце зимы: всё истомилось и ждёт тепла и света, но всё же жаль уходящей зимы с её красотой и забавами. Эта картина и о красоте снега в солнечный зимний день. Недаром она называется "Конец зимы. Полдень".
Как рисунок переднего плана раскрывает основную мысль художника? Какова роль освещения на переднем плане? Что, по-вашему, больше всего нравится художнику на переднем плане? На что решился живописец, чтобы снег оказался хорошо освещённым? Какую позицию по отношению к солнцу он занял? Каким кажутся при этом предметы (все, кроме снега)?
Задание. Прочитайте отрывок из стихотворения Николая Брауна.
Разве снег, с высот летящий
На леса, поля и чащи,
Разве он, как мёртвый мел,
Только бел, бел, бел?
Весь игольчатый с мороза,
На заре он нежно-розов,
Он вдали, в тени, в низине
Голубой и даже синий.
А как выглядит снег на переднем плане картины Юона? Каким изобразил художник небо?
Какую роль в воплощении замысла художника играет задний план картины? Какие краски преобладают на заднем плане? Почему автор дал задний план в тёмных, холодных тонах?
Вывод, обобщение о замысле художника делает сам учитель.
Прослушивание музыкальной пьесы.
- Богатством красок и звуков весна привлекла и замечательного художника К.Ф.Юона, и великого русского композитора Петра Ильича Чайковского, который в 1876г написал "Времена года"- альбом, состоящий из 12 музыкальных пьес, одну из которых вы услышите. Это "Март. Песня жаворонка".
После небольшой паузы класс отвечает на вопросы:
- Что представляете вы, когда слышите эту музыку?
- Как звучит мелодия в музыке П.Чайковского?
- Понравилась ли вам эта музыка и чем?
- Что общего между картиной Юона и музыкальной пьесой Чайковского?
Работа со стихотворениями, пословицами и поговорками.
- Вспомните пословицы, поговорки, загадки о весне. Какие стихи о весне вы знаете?
Учитель обращает внимание детей на эпиграф урока
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года.
(А.С.Пушкин)
- Почему А.С.Пушкин называет весну "утром года"? Как природа встречает весну?
Речевая подготовка.
- Наша речь должна быть не только богатой по содержанию, но и правильной по форме, образной. Очень важно избегать неопределённых повторов слов.
Задание 1. Подобрать синонимы к словам
Художник-живописец, мастер кисти, пейзажист.
Картина-полотно, репродукция.
(Картина) чудесная-замечательная, прекрасная.
Создаёт-пишет.
Блестит-искрится, сияет, сверкает.
(Небо) голубое-лазоревое, светло-синее.
(Берёзки) стройные-статные.
Задание 2. Можно ли при описании картины воспользоваться следующим образом? Объясните, почему нельзя?
Задание 3. Укажите, в каких случаях будет уместно использовать переносный смысл, ввести олицетворение?
Чтение текста диктанта.
(Жур. "Русс.яз. в школе" №2, 1996г. Стр. 20-21.)