Цели:
- совершенствование умений изготовления снежинок из бисера в технике низания бисером и из бумаги в технике вырезания ажурных симметричных форм;
- воспитание ценностных представлений об окружающем мире, любви к природе родного края;
- развитие личности ребёнка, его кругозора, интеллекта, личностных качеств;
- профилактика наиболее распространённых (простудных) заболеваний и оздоровление.
Задачи:
- формировать мотивацию учения и интереса к самому процессу обучения;
- обогащать словарь, расширять представления об окружающем мире, вариативность мышления, межполушарное взаимодействие;
- развивать творческие способности, интуицию, мышление, речь, познавательную активность;
- развивать общеучебные умения: умение работать в коллективе и самостоятельно, взаимодействовать, доводить начатое до конца; работать внимательно, сосредоточенно, планировать и контролировать свои действия;
- ориентировать на становление мотивационной сферы гигиенического поведения ребёнка, реализацию профилактических навыков и представлений в повседневном поведении.
Оборудование: мультимедийная презентация, картина А.А. Пластова “Первый снег”, демонстрационные таблицы-схемы “Как изготовить снежинку из бисера и бумаги”, образцы снежинок, клей, ножницы, рамка-заготовка (для изготовления панно “Зимняя сказка”), опорная таблица “Волшебные точки” (самомассаж от простуды); наборы для каждого ученика: 1-й набор – бисер, ножницы, проволока; 2-й набор – разноцветные квадраты-заготовки (для вырезания снежинок), ножницы, коробочки для обрезков.
Ход занятия
Слайд 1. “Зимняя сказка”, см. Приложение 1
1. Организационный момент
(Звенит звонок.)
Учитель:
Школьный звонок звенит, заливается!
Необычное занятие для всех нас начинается!
– Садитесь, ребята.
(Трое учеников перед классом приветствуют присутствующих.)
1 ученик:
Я спешу сказать всем – “Здравствуйте!”,
Чтоб пожелать здоровья доброго.
2 ученик:
Я спешу сказать вам – “Благости!”,
Чтоб пожелать вам счастья нового.
3 ученик:
Я спешу сказать вам – “Радости!
Удач, успехов и везенья!”.
Чтоб пожелать всем в классе
Прекраснейшего настроения.
(Все хлопают.)
Учитель: Сколько добрых слов мы услышали! Давайте, друзья, ещё раз поприветствуем друг друга.
(Все хлопают.)
2. Подготовка учащихся к предстоящей практической работе
– Ребята, прочтите называние нашего занятия.
Слайд 2. “Мастерская творчества и фантазии”
– Итак, если наш класс превращается в
мастерскую, то кто же вы, ребята? (Мастера!)
– Слово “мастер” имеет несколько значений. Одно
из них относится к вам.
Словарь: “Мастер – человек, который умеет ХОРОШО делать что-нибудь”. Значит, на занятии надо дружно и терпеливо трудиться и тогда... (Дети читают хором: “К большому терпению придёт и умение”.)
Слайд 2. “Мастерская творчества и фантазии”. “К большому терпению придёт и умение”.
... Не забывайте те об этом! А ещё надо быть очень внимательными! Для этого проведём специальное упражнение. Встали!
(Проводится кинезиологическое упражнение с целью повышения и улучшения мыслительной деятельности, запоминания, повышения устойчивости внимания.)
Упражнение 1. “Внимание”
Чтоб внимательными быть,
Нужно на ладонь давить.
(Раскрыть пальцы левой руки, слегка нажать на точку концентрации внимания, расположенную в середине ладони, большим пальцем правой руки. При нажатии – выдох, при ослаблении – вдох. То же самое проделать с правой рукой. 10 раз.)
Введение в тему. Задание “Отгадай загадку”
– Догадайтесь, кто о себе так говорит:
Дел у меня немало: я белым одеялом
Всю землю укрываю, белю поля, дома,
Зовут меня... (Зима.)
– Кто из вас радовался приходу зимы?
(Демонстрируется “Картина А.А. Пластова “Первый снег”.)
– Посмотрите, как изобразил приход зимы известный художник Аркадий Александрович Пластов в своей картине “Первый снег”. Радостное чувство вызывает яркий белый снег, падающий хлопьями на землю. Наспех одетые мальчик и девочка, выбежали на крыльцо деревенской избы и любуются первым, ослепительно белым, пушистым снегом. Так и хочется встать рядом с восторженными детьми на крыльцо, протянуть руки к падающим хлопьям снега и очутиться в этой красивой зимней сказке!
А вот какая сказочная Зимушка-Зима пришла сегодня к нам на занятие.
Слайд 3. “Зимушка – Зима” (красочная иллюстрация)
– Взгляните на нашу гостью. Как вы думаете, о чём она мечтает? Чего бы ей очень хотелось?
(Ответы детей. Учитель обращает внимание на её наряд.
Ответ: Как можно больше снега!)
– Поможем Зимушке-Зиме стать красивой и нарядной? Давайте украсим её наряд... Чем же? Догадайтесь с помощью загадки.
Покружились звёздочки
В воздухе немножко.
Сели и растаяли
На наших ладошках. (Снежинки.)
– Значит, украшать будем самыми-самыми красивыми снежинками! А к концу занятия посмотрим, получится ли наша Зимушка-Зима нарядная и красивая.
Сообщение руководителя кружка “Бисерные переливы” Закусило Т.А., педагога дополнительного образования
Дополнительная информация (Приложение)
Снежинки
Мягко и бесшумно падают зимой на землю снежные хлопья, состоящие из множества звёздчатых снежинок. Снежинки – это кристаллы замёрзшей воды, имеющие правильные симметричные формы, строгие ажурные узоры, заставляющие вспомнить о тонком искусстве кружевниц. Первичная форма снежинок в виде шестилучевой звёздочки не универсальна, снежные кристаллы имеют самую разнообразную форму – тут и шестиугольные пластинки, и шестигранные столбики, и иглы, и сложные звёзды с тремя или шестью лучами. В лучших коллекциях микрофотографий насчитывается более пяти тысяч снимков снежинок, отличающихся друг от друга по форме. В качестве примеров вам будут даны несколько снежинок, как плоских, так и объёмных.
Для снежинок, которые мы сделаем из бисера и бумаги, цвет можно использовать любой, предпочтительны золотой, серебряный, красный и белый. Плести снежинки лучше всего из бусинок диаметром от 3 до 5 мм. Для плетения необходима тонкая медная или оцинкованная проволока, цвет которой должен соответствовать цвету снежинки. Чтобы повесить изделие, используйте золотую или серебряную нить для шитья, можно также воспользоваться новогодним “дождиком”.
Для изготовления снежинок из бисера вам понадобится бисер, проволока и ножницы, а для изготовления снежинок из бумаги – разноцветная бумага и ножницы.
Обратимся к схемам, которые помогут разобраться в последовательности наших действий при работе с бисером (использование схем с подробным комментарием и показом действий, демонстрация готовых снежинок).
(Сообщение и беседа сопровождаются слайдами 4–8 “Снежинки. Зимние узоры на
стекле”)
3. Практическая работа по изготовлению изделий из бумаги и бисера
1) Инструктаж выполнения изделий
Инструктаж 1 (проводит руководитель кружка “Бисерные переливы”, сопровождая свой рассказ показом необходимых схем и составляя изделие-образец, которое должно будет получиться в ходе работы у детей).
(См. ниже: Приложение. “Сообщение руководителя кружка “Бисерные переливы” Закусило Т.А.”.)
Инструктаж 2 (проводит учитель, используя наглядно-демонстрационный (таблицы-схемы, памятки) и дидактический материал).
– Ребята, используя данные таблицы-схемы, скажите, какие материалы и инструменты будут необходимы вашей группе в работе.
(Ответы детей.)
– А теперь расскажите, в каком порядке вы будете действовать.
(Один ученик у доски по опорной схеме рассказывает последовательность выполнения предстоящей работы.)
- Квадрат сложить по намеченным линиям так, как показано на схеме.
- Вырезать снежинку, используя рисунок.
- Обрезки собрать в коробочку.
(На доске учитель показывает образцы снежинок из фольги и из цветной бумаги.)
Инструктаж 3. Правила безопасной работы (“Как работать с ножницами”)
Слайд 9. “Правила безопасной работы. Как работать с ножницами”.
Как работать с ножницами
- Передавая ножницы, держи их за сомкнутые лезвия.
- Вырезая деталь, поворачивай не ножницы, а бумагу.
- Не оставляй ножницы открытыми.
- Не приближай пальцы руки, которой деру/сите бумагу (нить, проволоку), к линии отреза.
2) Организация учащихся:
- деление учеников на группы;
- размещение учащихся по группам на заранее подготовленные места.
(Рабочие места учащихся оборудованы необходимыми материалами, инструментами:
* 1-я группа – бисер, ножницы, проволока;
* 2-я группа – заготовки для снежинок из цветной бумаги, ножницы, коробочки для обрезков.)
– Все готовы, дети? (Да!)
– А теперь – готовим к работе пальчики,
друзья!
(Проводится кинезиологическое упражнение с целью повышения и улучшения мыслительной деятельности, запоминания, повышения устойчивости внимания, процесса выполнения поделок.)
Упражнение 2. “Ладошки”
Мы ладошки разотрём,
Силу пальчикам вернём.
(Костяшками сжатых в кулак пальцев правой руки двигать вверх-вниз по ладони левой руки. То же для правой руки. 10 раз.)
3) Дифференцированная групповая деятельность учащихся. Изготовление изделий из бумаги и бисера
(Включается тихая музыка.)
Учащиеся (по группам) под музыку изготавливают снежинки. С каждой группой работает “свой” педагог. Вместе с учителем учащимися 2-й группы оформляется панно “Зимушка-Зима” (дети “наряжают” Зимушку-Зиму снежинками из бисера); учащиеся 1-й группы создают снежный сугроб и снегопад, используя разноцветные бумажные снежинки.
4) Анализ выполненной творческой работы учащихся. Релаксация
– Ну, а теперь, ребята, посмотрите, что у нас
получилось?
– Кому нравится? Чем?
– Как вы думаете, довольна ли сама Зимушка-Зима?
– Как можно назвать нашу коллективную работу? (“Зимняя
сказка”)
– Какие вы молодцы, второклассники! Дружная
работа, коллективное творчество и фантазия
помогли всем нам не только ещё и ещё раз
полюбоваться красотой зимней природы, но и
почувствовать в нашей мастерской присутствие
настоящей зимней сказки!
– Ребята, а во время работы у вас ручки не
замёрзли? Ведь зима – это и снегопады, и морозы, и
метели! Зимой очень легко заболеть! Вы согласны?
Но наша Зимушка-Зима решила позаботиться о вашем
здоровье. Она предлагает выполнять специальные
упражнения, которые защищают и взрослых, и детей
от простудных заболеваний.
– Где же помощницы Зимушки-Зимы?
(Выходят 4 девочки, в руках держат разноцветные (красный, жёлтый, синий, зелёный) кружки-“точки” и проводят самомассаж: по таблице “Волшебные точки”.
На доске опорная таблица.)
Две девочки (хором):
Зная средство от простуды.
Мы здоровыми все будем.
Две девочки (хором):
Есть волшебные точки у нас –
Нажимай их каждый раз.
1 ученица:
Точку красную найдём,
Пальчик кругом поведём.
Отдохнули, поворот –
Пальчик движется вперёд.
2 ученица:
Точку красную оставим,
Пальчик к синенькой приставим.
Чтобы носик наш дышал,
Насморк деткам не мешал.
Покрутили точку эту.
Передали эстафету.
3 ученица:
Точки жёлтые находим
И опять по кругу водим.
4 ученица:
Стоп, пойдём теперь вперёд.
Кто быстрей точку найдёт?
Точка зелёная на грудке у нас,
Находим все дружно её мы сейчас.
Пальчиком водим по кругу мы снова –
Девочки (хором): Из школы домой пойдут дети здоровы.
– Молодцы, ребята! Спасибо Зимушке-Зиме! Не зря говорят: “Твоё здоровье в твоих руках”.
4. Подведение итогов занятия, оценка проделанной работы
– Пора, ребята, подвести итог. Кому понравилось занятие? Что больше всего?
(Дети поднимают руки, отвечают с места.)
– А теперь давайте порадуем Зимушку-Зиму интересной зимней игрой и хорошим настроением. Игра называется “Снегопад”. Я буду читать стихотворение Ирины Лопухиной “Снегопад” с паузами. Ваша задача добавить подходящее слово. Причём все слова связаны со словом “снег”. Готовы?
Снегопад
Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю ... (снег).С неба всё скользят пушинки –
Серебристые ... (снежинки).Кружатся над головою Каруселью ... (снеговою).
На посёлки, на лужок
Всё снижается ... (снежок).Землю белой, чистой, нежной
Застелил пастелью ... (снежной).Вот веселье для ребят –
Всё сильнее ... (снегопад).Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в ... (снежки).Снежный ком – на снежный ком.
Всё украсили ... (снежком).Словно в белый пуховик
Нарядился ... (снеговик).Рядом – снежная фигурка –
Эта девочка – ... (снегурка).На снегу-то, посмотри –
С красной грудкой ... (снегири).Словно в сказке, как во сне
Землю всю украсил ... (снег).
– Умницы! Сколько “снежных” слов знаете! А знаете ли вы, какой один из самых ярких, весёлых, радостных праздников бывает зимой? (Новый год.)
Слайд 10. “Скоро Новый год”
– Кому из вас известны другие зимние праздники?
(Дети называют.)
Слайды 11, 12. “Рождество”, “День защитников
отечества”
– Зимушка-Зима благодарит всех вас за дружную,
хорошую, интересную работу и просит напомнить о
том, что пора уже начинать подготовку к
новогоднему празднику – делать подарочные
открытки, ёлочные игрушки, придумывать
интересные сувениры и желает закончить учебную
четверть на “хорошо” и “отлично”.
Спасибо всем за совместную работу!
Слайд 13. “Крепкого здоровья и хорошего настроения!”
– И в заключении – всем присутствующим предновогодний музыкальный сюрприз!
(Предлагается видеоклип (ресурсы Интернета).)