Цели урока:
1. Рассмотреть строение кожи и ее производных.
2. Выяснить какие функции выполняет кожа и ее производные.
3. Выяснить типичные заболевания кожи и ее производных.
Задачи урока:
1. Рассмотреть методы ухода за кожей и ее производными.
2. Рассмотреть методы диагностики заболеваний человеческого организма по внешнему виду кожи и ее производных.
3. Дать советы по профилактике заболеваний кожи и ее производных.
Оборудование:
- таблица “ Строение кожи”;
- таблица “ Строение волоса”;
- таблица “ Строение ногтя”;
- мультимедийная презентация.
Ход урока
1. Актуализация опорных знаний.
1. Индивидуальная работа по карточкам.
2. Работа с классом.
Кроссворд “Выделение” (приложение 1)
2. Изучение новой темы.
Сегодня мы с вами на уроке познакомимся с органом человеческого тела, а с каким вам предстоит угадать с помощью подсказок.
Подсказки:
- Это сложный орган со многими функциями.
- Масса этого органа у взрослого человека в среднем достигает 3 кг.
- Этот орган постоянно отмирает и постоянно рождается вновь.
- Этот орган тесно связан с нервной системой.
- Его называют “ зеркалом здоровья и болезни”.
- Этот орган формирует расовые образования – ногти и волосы.
Презентация “ Кожа и ее производные элементы”.
Кожа. У человека и животных кожа представляет собой специальное образование, служащее границей между живым организмом и внешней средой, ограждающее его от различных внешних влияний, позволяющее сохранять постоянство внутренней среды организма. Площадь поверхности кожи в среднем 1,7–2 м 2. (Слайды 1-6).
Кожа выполняет разнообразные функции: защитную, терморегуляторную, выделительную, иммунную. (Слайд 7)
Записать основные функции кожи на доске.
Строение кожи. (Слайд 8).
Заполнение таблицы.(Распечатанные таблицы - на столе у учащихся).
Слои кожи |
Особенности строения |
Функции |
Наружный слой кожи образован эпителиальной тканью и называется эпидермис. Поверхность наружного слоя состоит из мёртвых клеток, они защищают кожу от твёрдых частиц, газов, жидкостей. Мёртвые клетки постоянно слущиваются и заменяются новыми. Они образуются постоянно в живых клетках наружного слоя и выталкиваются “родителями” наверх и постепенно приобретают твёрдость. Эти клетки живут 20 дней. (Cлайд 9). В живых клетках наружного слоя кожи содержится красящее вещество – меланин. Оно определяет цвет кожи и защищает организм от лучей солнца.
Вопрос к классу: Какие функции выполняет эпидермис?
Под эпидермисом находится внутренний слой кожи , который называется дерма. (Cлайд 10).
Внутренний слой кожи образован соединительной тканью и небольшим количеством мышечной ткани. Он толще наружного слоя, и придаёт коже прочность и эластичность. Это свойство позволяет растянуть лоскут кожи в 5–6 раз, если нужно, например, закрыть ожоговую рану. В нем много кровеносных сосудов и нервных окончаний. В нём находятся сальные железы (15 шт. на 1 см кв.) и потовые железы (100 шт. на 1см кв.), корни волос. Испарение пота спасает организм от перегрева, кожное сало придаёт коже мягкость и эластичность. Волосы - это роговые образования кожи.
Вопрос к классу: Какие функции выполняет дерма?
Под этим слоем находится подкожная жировая клетчатка или гиподерма. (Cлайд 11).
Подкожная жировая клетчатка – это самый глубокий слой кожи. Он предохраняет внутренние органы от ушибов, переохлаждения. В ней откладываются запасные питательные вещества – жиры. Жировой слой лучше развит в местах , которые испытывают постоянное давление – ягодицы, подошвы ног. Упитанные люди мёрзнут меньше худышек.
Вопрос к классу: Какие функции выполняет гиподерма?
Это интересно. (Cлайд 12)
Производные элементы кожи. (Слайд 13)
Производные эпидермиса – волосы, ногти, сальные и потовые железы развиваются из эктодермального зародышевого листка и являются производными эпидермиса.
В коже человека находится 2 вида желез - потовые и сальные.Потовые железы – встречаются почти во всех участках кожи. Их количество достигает 2,5 миллиона. Больше всего их на коже подушечек пальцев рук и ног, ладоней и подошв, в подмышечных складках. В этих местах на 1 см 2 кожи открывается свыше 300 желез тогда, как в других участках кожи – 120-200 желез.
Сальные железы - наибольшего развития достигают в период полового созревания. В отличии от потовых желез сальные железы почти всегда связаны с волосами. Только там, где нет волос (губы) они лежат самостоятельно. Больше всего сальных желез на голове, лице и верхней части спины. На подошвах и ладонях они отсутствуют. Секрет сальных желез (кожное сало) служит жировой смазкой для волос и эпидермиса. За сутки сальные железы выделяют около 20 г кожного сала. Они смягчают кожу, придают ей эластичность, препятствуют развитию в коже микроорганизмов. Около одного корня волоса можно встретить 1-3 железы.
Волосы. (Слайды 14, 15)
Волос – состоит из корня и стержня. Корень погружен в волосяную луковицу, куда подходят нервы и сосуды. Снаружи волосы покрыты кутикулой. Общее число волос на голове рыжих около 80 тыс., брюнетов – 100 тыс., блондинов – 140 тыс. (Слайды 16, 17)
Цвет волос зависит от пигмента коркового слоя и кутикулы. Продолжительность жизни волоса от нескольких месяцев до 2-4 лет, поэтому в течении жизни происходит смена волос. (Слайд 18)
Гигиена волос. (Слайд 19).
Народные средства по уходу за волосами. (Слайд 20)
Это интересно (слайды 21, 22)
Ногти. (Слайды 23, 24)
Ногти – это роговые пластинки, лежащие в ногтевом ложе. Кожа ногтевого ложа снабжена кровеносными сосудами и нервными окончаниями. Ногти растут из бороздки у корня ногтей (у человека в среднем 3 мм в месяц). (Слайд 25)
Гигиена ногтей. (Слайд 26)
Народные средства по уходу за ногтями. (27)
Это интересно. (Слайды 28, 29)
Заболевания кожи и производных. (Слайды 30–37).
За неделю до урока был проведен опрос учащихся 10-11 классов. (Слайд 38)
Им были заданы вопросы:
1. Какого типа у вас кожа?
а) сухая (шелушится);
б) жирная (блестящая);
в) комбинированная (местами блестящая);
г) нормальная.
2. Пользуетесь ли вы какими-нибудь кремами?
3. Красите ли вы волосы?
Результаты опроса. (Слайды 39, 40, 41)
Минутка релаксации. Гимнастика для глаз. (Гимнастика делается стоя у своих рабочих мест.)
– Крепко зажмурить глаза на 5 секунд, затем открыть. (Повторить 10 раз.)
– Посмотреть в окно, выбрать самую дальнюю точку за окном и самую ближнюю в классе. Попеременно смотреть на эти точки по 10 секунд. (Повторить 10 раз.)
Закрепление. (Слайд 42)
3. Закрепление изученного материала.
Занимательное задание по теме “ Кожа” - “Вставь пропущенные слова” (приложение 2)
4. Домашнее задание.
Учебник параграф. 42, работа с терминами.