Семинарское занятие "Класс Пресмыскающиеся"

Разделы: Биология


Цели урока:

  1. Закрепить знания о внешнем и внутреннем строении пресмыкающихся, размножении и многообразии пресмыкающихся
  2. Формировать умение сравнивать и делать выводы.
  3. Развивать самостоятельное мышление, умение анализировать.
  4. Развивать интерес к биологическим знаниям, внимание, бережное отношение к животным.

Оборудование:

  • таблица баллов
  • конверты с заданиями предметной викторины(оформляются на доске),

Ход урока

Учитель

Когда-то животных этого класса называли гадами, по латыни они называются очень красиво Рептилии, а вы прекрасно понимаете, что мы сейчас еще раз поговорим и обобщим наши знания о животных класса ………… (Пресмыкающиеся).

Современные пресмыкающиеся представляют остатки когда-то более многочисленного и разнообразного класса, господствующего в мезозойскую эру. К нашему времени из 17 отрядов осталось всего 4 (клювоголовые, черепахи, крокодилы и чешуйчатые)

(предварительное деление на 3 группы). Учащиеся придумывают названия командам.

Карл Линей в своей первой классификации гадами называл не только пресмыкающихся, но и земноводных, и поэтому в первом туре вы будете сравнивать пресмыкающихся и земноводных

1 тур. Теоретический (вам представляется 5 минут чтобы ответить на вопросы задания. Через 5 минут вы представляете ответ на вопрос, тот человек, которого определяю я, остальные внимательно слушают так как по их выступлению прозвучат от выступающей группы вопросы

задания 1 группы

Сравните внешнее строение и место обитание пресмыкающихся и земноводных и строение скелета

задания 2 группы

Сравните особенности внутреннего строения пресмыкающихся и земноводных

задания 3 группы

Сравните особенности размножения пресмыкающихся и земноводных

Вопросы и ответы каждой группы

2 тур. Кто я?. Я вам рассказываю о представителях класса пресмыкающихся, а вы должны угадать, кто это

1 группа

  1. Шейный и хвостовой отдел позвоночника подвижны.
  2. Челюсти лишены зубов, но покрыты рогом (роговой клюв), имеющим острые режущие края.
  3. Хорошо развито зрение, обоняние, слух хуже.
  4. Населяют моря, пресные водоемы, болота, сухопутные биотопы.
  5. Голодать могут долго. Рекорд – в Парижском зоопарке - 6 лет.
  6. Очень живучи.
  7. Современные виды имеют панцирь, который состоит из карапакса (спинного щитка) и пластрона (брюшного щитка).

Кто это? (черепахи)

2 группа

  1. Зубы сидят в ячейках, крепки, остры.
  2. Кожа толстая, грубая, покрыта крупными роговыми щитками.
  3. Обитают в пресных и солоноватых водоемах.
  4. Развита забота о потомстве.
  5. Короткий плоский язык по всей длине неподвижно прикреплен к ротовой полости.
  6. Яйца покрыты твердой известковой скорлупой.
  7. Хищники, сердце четырехкамерное.

Кто это? (Крокодилы)

3 группа

  1. Кожа покрыта роговой чешуей.
  2. Поедают в основном насекомых и червей
  3. Зубы не сидят в ячейках, они плотно срослись с челюстью.
  4. Образ жизни разнообразный, водных форм мало.
  5. Развито зрение, слух, осязание (язык).
  6. Интересно пьют – лакают воду языком.
  7. Способны к аутотомии (отбрасывание хвоста).

Кто это? (Ящерицы)

«Будьте мудры, как змеи, и бесхитростны, как голуби» - говорится в Библии.

на доске прикреплены 4 больших конверта, на которых написано: “Литература”, “География”, “Русский язык”, “История”.

Учитель

Ребята, сейчас мы проведем предметную викторину. Желающие выбирают конверт, с надписью предмета, в нем листок с вопросами.

“Русский язык”

Название какой змеи бывает наречием? Как эту змею можно отличить от других?

(Уж. Он имеет два желтых или белых пятна позади висков.)

“История”

1. Согласно Геродоту, каждый год в Древнем Египте собирали самых красивых девушек из знатных семей, которые тянули жребий. Вытянувшая его, становилась “невестой Нила”. А кто был её “женихом”?

(Нильский крокодил)

2. Именно они, начиная с 58 г. до нашей эры, были участниками знаменитых боев гладиаторов в Древнем Риме. Кто же это?

(Крокодилы)

“Литература”

“Так вот где таилась погибель моя!
Мне смертию кость угрожала!
Из мертвой главы гробовая змея,
Шипя, между тем выползала,
Как черная лента, вкруг ног обвилась,
И вскрикнул внезапно ужаленный князь”.

Кто автор этого стихотворения? Как оно называется? Почему змея шипит?

Может ли змея ужалить человека? Почему?

(А.С.Пушкин. “Песнь о вещем Олеге”.

Трение, возникающее главным образом между чешуйками брюха, обусловливает шипение змеи. Змеи шипят, когда раздражены. Нет, не может. Змея не имеет жала. Люди неправильно называют жалом раздвоенный на конце язык змеи, который служит органом обоняния, осязания и вкуса.)

“География”

1. Название этих островов с испанского переводится как “черепаха”. Именно их в 1835 году, совершая кругосветное плавание на корабле “Бигль”, посетил молодой Ч.Дарвин. Что это за острова?

(Галапагосские острова)

2. Горы Нага, город Нагпур, река Нагори, праздник Нагпанчами – все эти слова связаны с Индией и образованы от слова “наг”. Что оно означает в переводе с санскрита?

(Змея)

4 тур Игра “Вопрос-ответ…Верно или нет?”

  1. Змеи – родственники крокодилов.Ответ: В Е Р Н О. И те, и другие относятся к классу пресмыкающихся.
  2. Змеи видят в темноте. Ответ: Н Е Т. Но даже при слабом зрении некоторые змеи могут охотиться в темноте. Это происходит потому, что в голове у них есть углубления, называемые лицевыми ямками, которые ощущают тепло находящегося поблизости животного.
  3. Змеи гипнотизируют свою жертву. Ответ: Н Е Т. Ни одна змея не способна загипнотизировать свою жертву.
  4. Некоторые змеи, чувствуя опасность, притворяются мертвыми. Ответ: В Е Р Н О. Когда появляется враг, уж иногда переворачивается на спину и высовывает язык. Он выглядит как мертвый. Мудрый поступок, так как большинство хищников предпочитают свежую пищу и чаще всего не обращают внимание на падаль.
  5. Змеи отлично живут в неволе. Ответ: В Е Р Н О. Многие змеи совершенно безобидны и, если с ними хорошо обращаться, становятся совсем ручными.
  6. Змеи живут дольше людей. Ответ: Н Е Т. Самым старым из известных змей – долгожителем был удав по кличке Поп-Ай. Он жил в прекрасных условиях в зоопарке, где за ним ухаживали и хорошо кормили. Умер он в 40 лет
  7. Оплодотворение у пресмыкающихся наружное Ответ: нет, внутреннее
  8. Развитие у пресмыкающихся прямое. Без стадии личинки. Ответ: Да
  9. Температура тела пресмыкающихся постоянная, но невысокая. Ответ: нет

5 тур: Кто есть кто?

представитель          Символом чего является?
змея  
крокодил  
гадюка  
хамелеон  
черепаха  
ящерица  

Подсказка:

  • Змея — символ мудрости
  • Крокодил — символ смерти
  • Гадюка — символ зла
  • Хамелеон — символ обмана
  • Черепаха — символ долгожительства
  • Ящерица — символ роста

Подведение итогов.

Оцениваются индивидуальные ответы учащихся, их активное участие в ходе урока.