Цели и задачи урока: развитие у учащихся умения анализировать историческую информацию, выявлять причинно-следственные связи, через решение проблемы подвести учащихся к сущности опричнины Ивана Грозного, ее причинах развитии и последствиях, формирование ценностных суждений.
Оборудование: раздаточный материал (проблемные вопросы и источники по теме, компьютер, мультимедийный проектор.
Проблемные вопросы:
- Главным содержанием опричнины стали совершенно бессмысленные убийства. Однако самая страшная и существенная особенность опричнины заключалась в том, что и Иван IV, и его опричники абсолютно уверены в благости своих чудовищных злодеяний. На чем основывалась их уверенность?
- Ответьте на вопрос, сформулированный Н.И. Костомаровым: «Царь Иван (Грозный) рубил головы, топил, жег огнем своих ближних слуг: народ не роптал. Не заявлял ужаса и неудовольствия при виде множества казней, совершаемых часто всенародно. По этим признакам нельзя ли заключить, что царь Иван делал народу угодное?».
Мнения русских историков:
- Борьба аристократии с нарождающимся самодержавием. (Н. Павлов-Сильванский, С. Платонов).
- Прогресс в утверждении государственных начал над родовыми. (С.Соловьев)
- Террор – необходимое условие самодержавия. (Д. Альшиц)
- Деспотизм и насилие в отношении всех слоев населения. (С.Веселовский, А.Зимин).
- Борьба удельного и централизованного порядков. (В.Кобрин)
- Следствие душевной болезни Ивана IV (Н.Карамзин)
- Гипертрофированная централизация государственной власти. (В.Ключевский)
Ход урока
В начале урока учащимся демонстрируются кадры из фильма С. Эйзенштейна «Иван Грозный». (видеосюжет. Личность Грозного)
- На прошлом уроке, мы с вами рассмотрели личность Ивана IV, некоторые моменты его внутренней и внешней политики, а сегодня подробнее остановимся на одном из явлений время правления Грозного, которое вошло в историю под названием «опричнина».
ВИДЕО
- Что нам надо выяснить, чтобы ответить на эти вопросы?
Ответы учащихся.
План урока.
- Причины и цели опричнины.
- Развитие опричнины.
- Итоги опричнины.
I.
- В течение урока вы будете делать записи на листе, которой имеет 2 проблемных вопроса:
1) Главным содержанием опричнины стали совершенно бессмысленные убийства. Однако самая страшная и существенная особенность опричнины заключалась в том, что и Иван IV, и его опричники абсолютно уверены в благости своих чудовищных злодеяний. На чем основывалась их уверенность?
2) Ответьте на вопрос, сформулированный Н.И. Костомаровым: «Царь Иван (Грозный) рубил головы, топил, жег огнем своих ближних слуг: народ не роптал. Не заявлял ужаса и неудовольствия при виде множества казней, совершаемых часто всенародно. По этим признакам нельзя ли заключить, что царь Иван делал народу угодное?».
Лист поделен на две части: в первой вы будете записывать факты и аргументы для ответа на первый вопрос; во второй – факты и аргументы для ответа на второй вопрос).
В конце урока мы вернемся к этим вопросам, поэтому будьте внимательны в течение всего урока.
- Что означает слово опричнина?
Ответы учащихся.
На экране: Опричнина – (от слова «опричь» – кроме) – особый, царский удел, состоящий из лучших земель, находящихся под особым, отдельным опричным управлением
1 ученик «Поворот к опричнине».
- Теперь, исходя из документа 1 и сообщения, определите, какие цели преследовал Иван Грозный, учреждая опричнину.
Ответы учащихся.
Запись в тетрадь: (на экране)
Цели опричнины:
- стремление царя к единовластию
- сосредоточение главных сил на продолжении начатой в 1558 г. Ливонской войны.
- ликвидация остатков феодальной раздробленности
- Исходя из целей опричнины, выясните ее причины.
Ответы учащихся.
Запись в тетрадь: (на экране)
Причины опричнины:
- противоборство царя с его окружением, вызванное становлением самодержавия, оттеснением от власти княжеско-боярской знати
- неудовлетворенность царя результатом проводимой внешней политики (ходом Ливонской войны)
II.
С каким событием связано начало опричнины?
1. ВИДЕО
2. Ученик 2. Учреждение опричнины (1565)
3. документ 2
- Как изменилась организация государственного управления в годы опричнины?
Документ 2.
Ответы учащихся.
(Вся территория государства Российского была разделена на две части: опричнину и земщину. Разделяя земли, царь хотел изобразить себя изгнанником, скитальцем. Фактически в лице опричнины царь создал карательную организацию, наложив руку на важнейшие политические центры страны).
- А что такое террор?
Ответы учащихся.
(Террор – это насилие вплоть до физического уничтожения по отношению к политическим противникам).
Ученик 3. Опричный террор и отмена опричнины.
- Против кого был направлен опричный террор?
Ответы учащихся.
(Против бояр, духовенства, городов. Опричники громили боярские дома, растаскивали имущество, угоняли крестьян).
III.
- К чему могла привести такая политика Ивана Грозного?
Работа с документом 3.
- Каковы, на ваш взгляд, были последствия опричнины?
Ответы учащихся.
(Разрознена экономика страны (обезлюдение страны, хозяйственный кризис, гибель людей, голод). Опричнина ослабила военную мощь Руси, учреждение опричнины вызвало недовольство населения политикой царя).
Запись в тетради:
Последствия опричнины.
- Историки имеют разные точки зрения о сущности опричнины. Прочитайте внимательно, что они думают об этом явлении. Какой точки зрения придерживаетесь вы? Свой ответ обоснуйте.
Раздаточный материал «Сущность опричнины».
IV. Закрепление.
- Вернемся к вопросам, поставленным в начале урока.
Ответы учащихся.
вопрос 1 | вопрос 2 |
1. Иван Грозный считал, что неограниченная и неподконтрольная власть получена им от самого Бога.
2. Иван Грозный стремился к самодержавной власти, а террор – необходимое условие самодержавия. 3. Царь и опричники считали, что неограниченная самодержавная власть служит благу страны, а многовластие губительно, что цель оправдывает средства. 4. Считали, что служить царю следует беспрекословно, т.к. Бог поручил царю подданных «в рабство». |
1. Иван Грозный выступал как заступник крестьян (призывал оборонять крестьян от недругов – Крымского, Литовского, Немецкого князей).
2. Крестьяне не были политическими противниками Ивана Грозного. 3. Гнева и опалы на православное крестьянство не имел. 4. Иван Грозный делал угодное себе, а не народу, для этого использовал противоречие «имущих и неимущих». Царь не шел против народа, дабы не остаться одному. |
Рефлексия.
- Какое значение для вас лично имеют знания и умения, полученные сегодня?
- Какое значение для вас имеет изучение данной темы?
V. Домашнее задание.
– Представьте себя в роли сценариста фильма об Иване Грозном.
Презентация (в архиве совместно с включенными видеофрагментами)