Тема урока. Музыка всегда со мной.
Цель урока.
- Повторить и закрепить знания учащихся, полученных за год;
- Вспомнить пройденный материал начальной школы (1- 4кл.);
- Развивать навыки быстрого реагирования на задания учителя;
- Развивать умения самостоятельной подготовки к уроку;
- Воспитывать любовь к предмету;
- Формировать чувство сплоченности детского коллектива.
Музыкальный материал. П. И. Чайковский "Итальянская полька", "Вальс цветов", "Марш оловянных солдатиков"; Д. С. Бородин "Достойно"; Ф. Шуберт "Ave Maria"; С. В. Рахманинов "Третий концерт для фортепиано с оркестром"; Н. А. Римский - Корсаков "Океан - море"; Д. Гершвин "Порги и Бесс"; Г. Гладков "Песня о волшебниках"; В. Савельев "Кручу, кручу педали"; В. Шаинский "Все мы делим пополам", "Ты, да я".
Оборудование. Портреты композиторов, музыкальный центр, вспомогательный материал к игре (кроссворды, паровозики, карта местности)
Предварительная работа: Домашнее задание: разбиться на три команды, выбрать жюри, подготовить песню Г. Гладков "Песня о волшебниках"; В. Савельев "Кручу, кручу педали"; В. Шаинский "Все мы делим пополам" (песня выбирается по жребию).
Ход урока
Организационный момент. "Музыка, здравствуй" М. Л. Лазарев
Чтение стихотворения М. Ивенсена "Музыка" на фоне "Вальса цветов"
Слово учителя. Ребята, о чем говориться в стихотворении М. Ивенсена "Музыка"? (ответы детей). Молодцы! Т ема нашего урока - Музыка всегда со мной. Мы заканчиваем четвертую четверть и четвертый год обучения в начальной школе. Вы узнали много интересного, познакомились с жизнью и творчеством русских и зарубежных композиторов, музыкой разных народов мира. И сегодня я приглашаю вас в заключительное путешествие в Музыкальный городок (команды рассаживаются по своим местам). А отправимся мы туда на паровозиках под названиями Песня, Танец, Марш, а какой команде какой паровозик достанется, мы сейчас узнаем. Игра отгадай жанр: учитель играет "кит", кто быстрее и правильно угадает, тому и присуждается название "кита".
Работа по теме. Итак, отправляемся в путешествие, чья команда первой домчится до конечной станции и преодолеет все препятствия, получит звание "Самой талантливой и музыкальной". В путь (все встают в круг, друг за другом, учитель отдает сигнал к "отправке поезда")
Музыкально-ритмическая игра "Поезд". Стоп!
Станция Музыкально-математическая. Будем решать музыкальные примеры. Вы знаете, что один исполнитель - это соло, два - дуэт, три -?, четыре - ?. А вот если исполнителей пять - это квинтет, шесть - секстет, семь - септет, восемь - октет, девять - нонет (написать на доске). Я предлагаю вам решить примеры, но ответы называть музыкально грамотно. Например, 1+1=дуэт.
На доске.
7+2-3=? (Секстет) 7-2-1=? (квартет) 2+1+4=? (септет) 8-4-1=? (трио) 9-5+3=? (септет) 15-5-6=? (квартет)
Молодцы! А мы отправляемся дальше (Звук движущегося поезда, сигнал остановки)
Станция Композиторская. Выберете по одному участнику от каждой команды. Нужно быстро реагировать на задания учителя, очень хорошо знать музыкальные произведения и их авторов. Перед вами на столах расположены таблички с именами композиторов. Ваша задача во время звучания музыкального фрагмента поднять нужную табличку. Например, звучит "Вальс цветов" из балета "Щелкунчик" - значит табличка "П. И. Чайковский"
Слушание.
1.
- Д. С. Бортнянский "Достойно"
- Н. А. Римский - корсаков "океан - море"
- С. В. Рахманинов "Третий концерт для фортепиано с оркестром"
- Ф. Шуберт "Ave Maria"
Пока жюри подводит итоги, мы с вами разомнем пальчики.
Пальчиковая гимнастика "Левая и правая" Е. Железнова
(пальчиковая гимнастика тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции и умение координировать движения с музыкой и текстом песни)
Итоги конкурса. Аплодисменты. Итак, первым к станции Музыкальной грамоты подъезжает паровозик № :
Станция Музыкальной грамоты. Ваша задача разгадать кроссворды, в которых зашифрованы музыкальные термины (командам раздаются кроссворды игра на время. Решенные кроссворды отдаются жюри).
Кроссворд №1
- Жанр музыки (песня)
- Маленькая соната (сонатина)
- Сольный номер в опере (ария)
- Русский композитор, автор "Детского альбома" (Чайковский)
- Заключительная часть сонатной формы (кода)
Кроссворд №2
- Коллективное пение в опере (хор)
- Вокальный жанр (песня)
- Оркестровое вступление (увертюра)
- Сольный номер в опере (ариозо)
- Хореографический жанр (танец)
Кроссворд №3
- Высокий мужской голос (тенор)
- Низкий женский голос (контральто)
- Высокий женский голос (сопрано)
- Низкий мужской (бас)
- Средний мужской голос (баритон)
Молодцы! А мы отправляемся дальше (Звук движущегося поезда, сигнал остановки)
Станция Песенная (домашнее задание). Ребята, не забывайте, что петь нужно дружно, чисто, пропевая каждое слово и звук.
Жюри подводит итоги, мы с вами все вместе спое песню В.Шаинского "Ты, да я, да мы с тобой"
Подведение итогов, награждение команд.
Итог урока. Ребята, все вы сегодня работали "на славу"? Повторили и закрепили изученный материал, познакомились с новыми музыкальными терминами (октет, нонет, секстет:). Я считаю, что все вы заслуживаете звание талантливых и музыкальных. Пусть музыка сопровождает и помогает вам в дальнейшем, а сегодня мы говорим ей до свидание.
"До свидание, музыка" М. Л. Лазарев
Урок окончен.